Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ гимназия N 116 Приморского района (далее - Заказчик):
ООО "МК-АЭфТ" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), надлежащим образом извещенной о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 3188-ЭП/18 от 07.02.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию водомерных узлов в зданиях государственных бюджетных образовательных учреждений Приморского района Санкт-Петербурга в 2018-2020 годах (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 27.12.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200004917000186. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 494 453,03 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное установление требований к конкретным показателям товаров, которые продублированы Заказчиком несколько раз, что затрудняет процесс заполнения первой части заявки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 6 к Техническому заданию.
Например, требования к товару "Переход ПФ 100х50" установлены Заказчиком в п.п. 16, 46, 95, 110, 159, 199, 215, 246, 279, 326, 351, 390, 440, 496, 511, 548, 577, 619 и т.д.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление идентичных требований к аналогичным товарам позволяет участнику закупки предложить к использованию при выполнении работ в первой части заявки на участие в аукционе аналогичные товары с различными показателями, соответствующими требованиям документации о закупке, что не противоречит п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартных показателей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Например, согласно п. 33 "Смазка" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к товару: "Температура каплепадения: ниже 80 °С (требования к значениям показателей (характеристик), тип 2). Соответствие: ГОСТ 1033-79 (требования к значениям показателей (характеристик), тип 1).".
В соответствии с п. 1.4 ГОСТ 1033-79 "Смазка солидол жировой. Технические условия" по физико-химическим показателям смазка должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице:
Наименование показателя |
Норма |
Метод испытания |
2. Температура каплепадения, °С, не ниже |
78 |
По ГОСТ 6793 |
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлено требование к значению показателя температуры каплепадения (по инструкции нужно указать конкретное значение без слова "ниже"), которое позволяет указать в первой части заявки значение, соответствующее требованиям документации о закупке (например, 50°С), которое не будет соответствовать требованиям ГОСТ 1033-79, а также не позволяет указать значение показателя, соответствующее ГОСТ 1033-79 (например, 85 °С).
К аналогичным выводам Комиссия УФАС приходит в отношении требований к значению показателя диаметра описанной окружности по п. 20 "Болты с шестигранной головкой тип 1" Приложения N 6 к Техническому заданию для болтов, например, с номинальным диаметром резьбы 12 мм.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на опубликование документации о закупке не в соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования _ невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 68 Закона о контрактной системе, если в документации об электронном аукционе указана общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию, либо в случае, предусмотренном п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена единицы товара, работы или услуги, такой аукцион проводится путем снижения указанных общей начальной (максимальной) цены и начальной (максимальной) цены единицы товара, работы или услуги.
Предметом закупки является выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию водомерных узлов зданий.
Приложение N 6 к Техническому заданию содержит требования к конкретным показателям 4668 товаров.
Согласно доводам Заказчика Приложение N 1 к Техническому заданию содержит указание на количество запасных частей и периодичность выполнения работ (оказания услуг).
Например, Приложение N 1 к Техническому заданию содержит следующие сведения:
Перечень услуг и требования к услугам по комплексному обслуживанию водомерных узлов для
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 1 Приморского района Санкт-Петербурга
Обслуживанию подлежит: водомерный узел II-100-МТК-25-МТК-50 по адресу
197227, Санкт-Петербург, ул. Байконурская, д.19, корп.3, лит.А;
Перечень оборудования водомерного узла:
1. Патрубок ПФГ100 -1шт.
2. Стяжка Ду 100 -1шт.
3. Колено УФ100 -3шт.
4. Колено УФ50 -2шт.
5. Задвижка клиновая Ду100мм -1шт.
6. Задвижка клиновая Ду50мм -2шт.
7. Cчетчик МТК-25-I -1шт.
8. Cчетчик МТК-50-I -1шт.
9. Патрубок ПДС-25 -1шт.
10. Патрубок ППС-25 -1шт.
11. Патрубок ПДС-50 -1шт.
12. Патрубок ППС-50 -1шт.
13. Патрубок ППС-2-50 -1шт.
14. Патрубок ПК-50 -1шт.
15. Тройник ТФ100х50 -2шт.
16. Переход ПФ100х50 -2шт.
17. Фильтр ФМФ50 -1шт.
18. Опора регулируемая -4шт.
19. Кран шаровый полнопроходный Ду15 -2шт.
20. Затвор дисковый с электроприводом
220В межфланцевый Ду100мм -1шт.
21. Щит управления электрозатвором 220В -1шт.
22. Узел укрупненный монтажный сварной
из стальных водопроводных
оцинкованных труб, Ду100 -1шт.
1. ПЕРЕЧЕНЬ УСЛУГ по комплексному обслуживанию водомерного узла за год.
N п\п |
Наименование услуг (работ) |
Кол-во, усл. в год |
Периодичность оказания |
1. |
Эксплуатация водомерных узлов: |
|
|
1.1. |
Формирование комплекта документации на узел учета |
1 |
Единоразово, актуализация 1 раз в квартал |
1.2. |
Контроль сроков поверки узлов учета |
1 |
|
1.3. |
Оперативный контроль функционирования водомерного узла |
1 |
|
1.4. |
Оценка текущего состояния водомерного узла |
1 |
|
1.5. |
Анализ параметров расхода ресурсов |
1 |
|
1.6. |
Регистрация нештатных ситуаций |
---- |
3 раза в квартал |
1.7. |
Формирование акта по нештатным ситуациям и уведомление Заказчика о порядке их устранения |
---- |
|
1.8. |
Уведомление РСО о выходе из строя узлов учета по причине поломки или истечения срока действия Государственной поверки узлов учета |
---- |
|
1.9. |
Снятие показаний водосчетчиков |
---- |
1 раз в месяц |
1.10. |
Ведение журнала показаний водосчетчиков с целью контроля водопотребления |
---- |
|
1.11. |
Формирование ведомостей месячных параметров потребления ресурсов и передача их в РСО и Заказчику в сроки, установленные РСО. Передача месячного отчёта о расходе воды в ГУП "Водоканал СПб" |
---- |
|
2. |
Плановое техническое обслуживание узлов учета: |
|
|
2.1. |
Комплексный ремонт задвижки (набивка сальников, замена верхнего/нижнего сальника, резка и замена сальниковых болтов, проверка герметичности шпинделя). |
1 |
1 раз в год |
2.2. |
Прочистка и промывка водосчетчика и патрубков (снятие водосчетчика и патрубков (ПДС+ППС), промывка, очистка/замена фильтра, удаление отложений с внутренних поверхностей патрубков, установка водосчетчика и патрубков. |
1 |
1 раз в год |
2.3. |
Профилактический осмотр, профилактическое обслуживание, снятие показаний водосчетчиков с контрольных точек. Внесение результатов в Сводный квартальный отчет о проведенных профилактических осмотрах. |
4 |
1 раз в квартал |
2.4. |
Промывка фильтра ФМФ (разборка фильтра, промывка от засоров, очистка проточной части фильтра преобразователем ржавчины (слабокислотный ТУN2383-014-17059428-97) или раствором, предназначенным для удаления накипи с бытовой посуды, очистка/замена фильтрующего элемента, сборка фильтра). |
1 |
1 раз в год |
2.5. |
Антикоррозийная обработка водомерных узлов |
1 |
1 раз в год |
2.6. |
Мониторинг сантехнического оборудования внутренней сети во внеучебное (вечернее) время (при увеличении потребления воды). |
1 |
1 раз в год |
2.7. |
Подготовка объекта водоснабжения к эксплуатации в сезоне 2018-2019 (2019-2020; 2020-2021) г.г. проведение ремонтно-восстановительных работ, обеспечивающих работу оборудования и оформление акта в ГУП "Водоканал СПб", предоставление Акта готовности Заказчику. |
1 |
1 раз в год (в соответствии со сроками, установ-ленными РСО) |
2.8. |
Оформление или восстановление технического согласования на водомерный узел в ГУП "Водоканал СПб" |
---- |
Один раз в год |
2.9. |
Установка закупленного Заказчиком оборудования |
---- |
3 раза в квартал, более за счет Заказчика |
2.10. |
Дополнительные услуги : подготовка и проведение работ по поверке/замене счетчиков холодной воды, включая фланцы резьбовые и монтажные комплекты, c сопутствующей заменой оборудования, уcтановка и подключение к сети затворов с электроприводом и щитом управления по предписаниям ГУП "Водоканал СПб" и МЧС. |
---- |
1 раз в период действия контракта на каждый прибор учета |
2.11. |
Приемка водомерных узлов в зданиях нового строительства (проверка технической документации на оборудование, документации ГУП "Водоканал СПб, составление Акта приемки/замечаний) (один раз в год). |
---- |
Один раз в год |
2.12. |
Выезд на объект Заказчика для выявления причин нештатных ситуаций и их устранения (при условии отсутствия необходимости ремонта или замены оборудования) |
---- |
2 раза в квартал |
Таким образом, Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию указано количество запасных частей, составляющих оборудование, подлежащее обслуживанию. При этом документация о закупке не содержит указание на то, какие из запасных частей будут необходимы при выполнении работ (оказании услуг).
Согласно п.п. 2.4, 2.5 раздела 2 Части III документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Перечень услуг по комплексному обслуживанию водомерных узлов включает в себя:
- Проведение плановых работ по снижению водопотребления, контроль работоспособности и замену неисправных водосчетчиков, поддержание водомерных узлов в технически исправном состоянии;
- Профилактическое обслуживание, антикоррозийную обработку водомерных узлов;
- Ремонт и замену арматуры водомерных узлов;
- Обследование щита управления электрозатвором (при необходимости);
- Выявление нештатных ситуаций и принятие экстренных мер по их устранению;
- Подготовку водомерных узлов к новому учебному году и предоставление учреждению Акта готовности по форме ГУП "Водоканал СПб";
- Оформление всех необходимых разрешений и технических согласований в ГУП "Водоканал СПб" на основании коммерческих отчетов и предоставление их энергоснабжающей и энергопотребляющей организациям, передача готовой документации Заказчику;
- Cоздание и ведение архива Технических согласований и Согласований присоединения;
- Приемку водомерных узлов от застройщика, контроль сдачи в эксплуатацию и постановка на обслуживание;
- Составление проектно-сметной документации по приведению водомерного узла в соответствие с техническим согласованием (переоборудованию) и приведению водомерного узла в технически исправное состояние (ремонту);
- Формирование отчетной документации по результатам комплексного обслуживания.
Плановые работы (профилактическое обслуживание) проводятся по результатам профилактических осмотров, в ходе которых производится техническое освидетельствование запорной арматуры и вентилей, проверка состояния крепежных соединений, герметичности уплотнений входов шпинделей и прокладок фланцевых соединений, проверка надежности функционирования всех блоков, очистка от пыли и посторонних предметов (веществ) трубопроводов холодного водоснабжения и водомерных узлов, регулировка опор (при необходимости); проверка наличия пломб на электромеханических затворах (при необхобходимости), проверка целости заводских и водоснабжающих пломб на счетчиках и на фланцах (при наличии) хозяйственных и пожарных линиях, мелкий ремонт и замена деталей без разборки основных узлов и механизмов; снятие показаний водосчетчиков, при превышении расчетного или среднемесячного водопотребления проводится мониторинг сантехнического оборудования внутренней сети Заказчика с целью обнаружения утечек воды. Плановые поверки/замены водосчетчиков на стендах Госповерителя проводятся с периодичностью, указанной в паспорте прибора учета.
При возникновении непредвиденных обстоятельств, время проведения аварийных работ cоставляет 24 часа с момента поступления заявки в диспетчерскую службу Подрядчика.
Предельный срок проведения ремонтных работ по заявкам Заказчика составляет не более 3-х суток.
Заявки передаются Заказчиком устно по телефону или факсом. Выезд на объект Заказчика для выполнения работ осуществляется в срок, не превышающий 3-х часов с момента поступления заявки.
Оперативное устранение аварийных ситуаций в работе водомерного узла осуществляется в течение 2-х часов с момента получения заявки от Заказчика.
Поставка оборудования и комплектующих водомерного узла в послегарантийный срок, для замены неисправных приборов, отключение/подключение водоснабжения в магистральных колодцах, находящихся в ведении ГУП " Водоканал СПб", производится на основании отдельных договоров.".
Таким образом, ремонтные работы осуществляются по заявкам Заказчика при наличии оснований для проведения такого ремонта. В случае исправной работы оборудования, подлежащего обслуживанию, замена запасных частей не осуществляется.
Следовательно, в документации о закупке не указан объем необходимых для выполнения работ (оказания услуг), в том числе аварийных, объем которых определить невозможно до наступления аварийного случая. Указание на периодичность выполнения работ (оказания услуг) в перечне услуг Приложения N 1 к Техническому заданию не свидетельствует о необходимости проведения комплекса мер по замене всех запасных частей оборудования при их исправной работе.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке не определен объем необходимых для выполнения работ по техническому обслуживанию, который в связи со спецификой предмета закупки определить невозможно. Однако, извещение о проведении закупки не содержит указание на цену каждой запасной части к оборудованию, которое подлежит обслуживанию.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МК-АЭфТ" частично обоснованной в части доводов об установлении необъективного описания объекта закупки и нестандартных показателей; о формировании извещения о проведении закупки не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 февраля 2018 г. N 44-780/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2018