Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) при участии представителей от КЧРГУП "Теплоэнерго" Кучерова А.Н., в отсутствие представителей АО "АльфаСтрахование", рассмотрев жалобу АО "АльфаСтрахование" (далее - Заявитель) на действия КЧРГУП "Теплоэнерго" (далее - Заказчик) содержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг автострахования (ОСАГО) (далее - Запрос котировок), номер извещения N0579200000118000019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС) поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Запроса котировок.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, неправомерно допустившей к участию в запросе котировок участника, представившего недостоверную информацию в части цены контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что комиссия Заказчика действовала в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, т.к. предложенные цены участников закупки не превышали начальную (максимальную) цену контракт и заявки участников соответствовали требованиям запроса котировок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
30.01.2018 г. Заказчиком в ЕИС было размещено извещение о проведении Запроса котировок. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 182 865 руб. 41 коп. На участие в Запросе котировок было подано 2 заявки от участников закупки. Ответственное должностное лицо Кучеров А.Н.
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в том числе, информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России.
Согласно части 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
В соответствии с частью 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У (ред. от 20.03.2015) "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание Банка России).
Согласно Приложению N 1 к Указанию Банка России для транспортных средств юридических лиц категории "В", "Д" и "С" установлены минимальное и максимальное значение базового страхового тарифа.
Согласно Приложению N 4 к Указанию Банка России размер базового страхового тарифа определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства в пределах значений, установленных приложением N 1 к настоящему Указанию.
Определение размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования (далее - Т) в рассматриваемом случае осуществляется по формуле Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН x КПр, где КО = 1,8.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного Федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.
Из вышеуказанного и с учетом требований частей 1, 8 статьи 22 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки услуг по ОСАГО Заказчик обязан был для расчета начальной (максимальной) цены контракта применить тарифный метод, так как в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию и определяются по регулируемым ценам (тарифам) на услуги.
Однако, Заказчиком расчет начальной (максимальной) цены контракта, указанной в плане-графике и в извещении о проведении закупки, производился методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и цена составила 182 865,41 руб. При этом в данном расчете отсутствует формула, определенная согласно Указанию Банка России, а также значения коэффициентов, необходимых для расчета страховой премии.
Кроме этого, Заказчик при осуществлении закупки разместил в ЕИС извещение о проведении запроса котировок с приложением расчета начальной (максимальной) цены контракта тарифным методом, указав в расчете сведения о транспортных средствах и значения коэффициентов, необходимых для расчета страховой премии. При этом начальная (максимальная) цена контракта, расчитанная данным методом, составила 172 533,96 руб. и отличается от цены указанной в извещении.
Также, сведения о транспортных средствах необходимые для расчета страховой премии были указаны в Приложении N1 к техническому заданию.
При этом в указанных документах Заказчиком указана неполная информация о транспортных средствах (пункты 29, 45, 48, 50, 54, 56), что не позволяет участникам закупки правильно рассчитать страховую премию при подаче заявок.
В заседании Комиссии представитель Заказчика не отрицал отсутствие в извещении информации по транспортным средствам, а именно то, что в пункте 29 отсутствуют сведения о количестве пассажирских мест, в пунктах 45, 48 50 неоднозначная информация по массе ТС, в пункте 54 неоднозначная информация о количестве лошадиных сил, в пункте 56 отсутствует информация о количестве лошадиных сил.
Таким образом, информация, содержащаяся в извещении о проведении запроса котировок, не соответствует требованиям части 8 статьи 22, части 1 статьи 73, статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с вышеизложенным, Комиссия УФАС по КЧР пришла к выводу, что участники закупки не имели возможности правильно рассчитать страховую премию при подаче заявок. В этой связи довод жалобы о том, что в заявке САО "ВСК" были допущены ошибки при расчете страховой премии, подтверждается.
При этом, Комиссия УФАС по КЧР не усматривает в действиях комиссии Заказчика нарушений Закона о контрактной системе, в связи с тем, что Заказчиком были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе в части размещения информации по объекту закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "АльфаСтрахование" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования части 8 статьи 22, части 1 статьи 73, статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3 В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу от 09.02.2018 N17, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 09.02.2018 N17 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 14 февраля 2018 г. N 20
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2018