Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку запорной арматуры (изв. N 0556600011918000016),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0556600011918000016 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку запорной арматуры.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
1. В соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о закупках, Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
НМЦК по указанной закупке составляет 4 342 318,48 руб. Извещение о проведении электронного аукциона размещено 01.02.2018 г. Согласно п. 1 раздела 10 аукционной документации, окончание срока подачи заявок на участие в данном аукционе - 16.02.2018 г. в 08:00.
В соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Следовательно, окончание срока подачи заявок должно быть установлено не ранее 19.02.2018 г.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено требование ч. 6 ст. 65 Закона о закупках.
2. В силу ч. 1 ст. 23 Закона о закупках, идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Заявитель полагает, что в нарушение норм Закона о закупках проект контракта и техническое задание не содержат идентификационный код закупки (ИКЗ). Вместе с тем, Закон о закупках не предусматривает требований к указанию ИКЗ в техническом задании.
При этом, Комиссией установлено, что проект контракта не содержит ИКЗ. Таким образом, Заказчиком нарушено требование ч. 1 ст. 23 Закона о закупках.
3. В соответствии с п. 4 ч. 8 ст. 105 Закона о закупках, жалоба на действия (бездействие) заказчика должна содержать, в том числе, указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, доводы жалобы.
Вместе с тем, довод Заявителя N 4 не содержит такого указания, вследствие чего, Комиссия не усматривает в данной части в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках.
4. В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о закупках, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 14 раздела 4 Информационной карты аукционной документации, установлен запрет на оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 г. N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Комиссией установлено, что на момент размещения Заказчиком в ЕИС извещения о проведении указанного электронного аукциона Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 (вступило в силу 10.06.2017 г.).
Запреты или ограничения, установленные подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583, отменены Указом Президента РФ от 31.05.2017 N 244 с 31 мая 2017 года.
Таким образом, Заказчик, установив вышеуказанный запрет, нарушил требования ч. 6 ст. 31 Закона о закупках.
5. В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона о закупках, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно п. 2.4.1 проекта контракта, оплата за поставленный товар будет произведена в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня подписания обеими Сторонами Акта приема-передачи товара.
Таким образом, довод Заявителя о неправомерном исчислении Заказчиком срока оплаты в рабочих днях нашел свое подтверждение.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В силу ч. 8 ст. 30 Закона о закупках, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Положениями аукционной документации установлены ограничения в соответствии с частью 3 ст. 30 Закона о закупках. Как следствие проект контракта должен содержать положения об оплате в соответствии с ч. 8 ст. 30 Закона о закупках.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение ч. 13.1 ст. 34 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы, а также проведения внеплановой проверки.
6. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о закупках, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу ч. 5 ст. 34 Закона о закупках, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о закупках, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" вступило в силу 09.09.2017 г.
Извещение о проведении рассматриваемой закупки размещено в ЕИС 01.02.2018 г.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что условия об ответственности сторон установлены Заказчиком в соответствии с утратившим на момент размещения аукционной документации Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Как следствие, Заказчиком нарушены положения ч.ч. 4, 5, 8 ст. 34 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссия отмечает, что 08.02.2018 г. Заказчиком внесены изменения в аукционную документацию, в том числе, в части устранения нарушений, изложенных во втором, четвертом и шестом доводах. Однако, срок оплаты, установленный Заказчиком в проекте контракта, не соответствует требованиям, установленным частью 13.1 ст. 34 Закона о закупках.
Необходимо также отметить, что представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено, запросы о разъяснении положений документации о закупке ООО "Профит-плюс" не направлялись, что свидетельствует о том, что участнику закупки были понятны требования, изложенные в документации о закупке.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку запорной арматуры (изв. N 0556600011918000016) обоснованной в части первого, второго (частично), четвертого, пятого и шестого доводов.
2. Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе рассмотрения жалобы, а также проведения внеплановой проверки нарушения ч. 6 ст. 65, ч. 1 ст. 23, ч. 6 ст. 31, ч. 13.1 ст. 34, ч.ч. 4, 5, 8 ст. 34 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушений требований Закона о закупках, выдать предписание Заказчику, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2018