Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В., заместителя руководителя управления, членов комиссии: Оносовой О.С., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Уваровой В.В., ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев поступившую 06.02.2018 жалобу ООО "Лепесток" (ОГРН 1025901606290/ИНН5908018731) и поступившую 07.02.2018 жалобу ООО "Навигатор-Т" (ОГРН1057747250285/ИНН7736523644), на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком - Краевое государственное учреждение "Читинская база авиационной охраны лесов" (ОГРН1077536003423/ИНН7536078308) уполномоченным учреждением - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" (ОГРН1157536006924/ИНН7536155048), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта: Фильтрующие универсальные самоспасатели для нужд КГУ "Читинская авиабаза" (реестровый N 0891200000618000060),
в присутствии представителя заказчика - Краевое государственное учреждение "Читинская база авиационной охраны лесов" Медведева А.Г. (доверенность от 12.02.2018),
в присутствии представителя уполномоченного учреждения - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" Клещенок Е.Ю. (доверенность от 04.08.2017 N23)
в отсутствие представителя заявителя, ООО "Лепесток" (о времени и месте уведомлен надлежащим образом),
в отсутствие представителя заявителя, ООО "Навигатор-Т" (о времени и месте уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
06.02.2018 в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба от ООО "Лепесток" (далее - Заявитель-1), 07.02.2018 поступила жалоба ООО "Навигатор-Т" (далее - Заявитель-2) на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - Краевое государственное учреждение "Читинская база авиационной охраны лесов", уполномоченным учреждением - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта: Фильтрующие универсальные самоспасатели для нужд КГУ "Читинская авиабаза" (реестровый N 0891200000618000060).
В соответствии с жалобами нарушения выразились в следующем.
Заявитель-1 обжалует действия заказчика и содержание документации аукциона, нарушающие положения частей 1, 2, 3 статьи 33 и части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Заявитель-1 просит: приостановить определение поставщика в части заключения контракта, провести проверку действия (бездействия) заказчика, выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Заявитель-2 обжалует действия заказчика и содержание документации аукциона, нарушающие положения пункта 2 статьи 8, пункта 1, 2 части 1 статьи ЗЗ пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Заявитель-2 просит: провести внеплановую проверку, выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами, указанными в жалобе не согласился.
Представитель заказчика считает жалобы необоснованными.
Представитель уполномоченного учреждения с доводами, указанными в жалобах не согласился.
Представитель уполномоченного учреждения считает жалобы не обоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки. В ходе проверки установлено следующее.
29 декабря 2018 года на официальном сайте ЕИС размещены Извещение и Документация электронного аукциона на право заключения контракта: Фильтрующие универсальные самоспасатели для нужд КГУ "Читинская авиабаза" (реестровый N 0891200000618000060).
Дата и время начала подачи заявок 29.01.2018 12:15
Дата и время окончания подачи заявок 06.02.2018 18:00
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок 12.02.2018
Дата проведения аукциона в электронной форме 15.02.2018
Начальная (максимальная) цена контракта 424 379,20 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.02.2018 N0891200000618000060-1 на участие в аукционе подано 4 заявки, из них 2 заявки отклонены.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения представителя заказчика, представителя уполномоченного учреждения, Комиссия приходит к следующим выводам.
Довод N1 Заявителя-1 и доводы N1,2,3 Заявителя-2 являются обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В отношении данного товара в Российской Федерации действуют следующие обязательные нормативно-технические документы:
1. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС - 019/2011), утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 878 (самоспасатели фильтрующие включены в приложение N 1 "Типы средств индивидуальной защиты, на которые распространяется действие настоящего технического регламента Таможенного союза" к данному техническому регламенту).
2. Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
3. ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний" в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 304-р "Об утверждении Перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях и пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия)".
В соответствии с пунктом 21 аукционной документации, установлено:
1) Сопротивление воздушному потоку фильтрующе-поглощающего элемента (ФПЭ): не более 284 Па.
В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС - 019/2011) в фильтрующих самоспасателях сопротивление дыханию при расходе воздуха 95 дм3/мин не должно превышать на вдохе 800 Па, а на выдохе - 300 Па.
В соответствии с пунктом 4.1.6 ГОСТа Р 53261-2009 сопротивление дыханию самоспасателя при легочной вентиляции 30 дм/мин или постоянном потоке воздуха 95 дм/мин должно быть: - на вдохе - не более 800 Па; - на выдохе - не более 300 Па.
2) Габаритные размеры: не менее 380х 475 мм.
В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС - 019/2011), габаритные размеры не установлены.
В соответствии с ГОСТом Р 53261-2009, габаритные размеры не установлены.
3) Масса самоспасателя в герметичной упаковке: не более 0,3 кг.
В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС - 019/2011) установлено, что фильтрующие самоспасатели должны обладать массой не более 1 кг.
В соответствии с пунктом 4.1.8 ГОСТа Р 53261-2009 установлено, что масса рабочей части самоспасателя не должна быть более 1 кг.
Таким образом, Заказчиком, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, установлены требования не соответствующие требованиям установленным ГОСТ Р 53261-2009, ТР ТС - 019/2011.
Помимо этого, Заказчик, устанавливает требования (к габаритным размерам), что нарушает положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод N2 Заявителя-1 является обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Заказчик, установив необоснованные и нестандартные требования к товару, отличные от ТР ТС - 019/2011 и ГОСТ Р 53261-2009, Заказчик, в нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, допустил указание на конкретного производителя товара (установил требование к производителю товара), а именно габаритные размеры: не менее 380x475 мм и массу герметичной упаковке: не более 0,3 кг имеет только один фильтрующий самоспасатель единственного производителя - фильтрующий самоспасатель "Феникс" / "Феникс-2" производства ООО "НПО "Феникс" (г. Москва).
Таким образом, Заказчик, нарушил часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод N3 Заявителя-1 является необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
30 января 2018 года Заявителем-1 был направлен запрос о даче разъяснений положений документации. По состоянию на 4 февраля 2018 года заказчиком в единой информационной системе по адресу в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru не размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе.
На заседании комиссии представитель уполномоченного учреждения пояснил, что согласно пункту 22 Порядка взаимодействия ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" с заказчиками, осуществляющими закупки для обеспечения нужд Забайкальского края, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 года N 544, уполномоченное учреждение в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе осуществляет самостоятельно и (или) совместно с заказчиком дает разъяснения положений документации о закупке.
В соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 19 декабря 2017 года N 549 "О некоторых вопросах государственного управления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Забайкальского края" с 1 января 2018 года полномочия по определению перспективных направлений развития и осуществлению управления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Забайкальского края переданы Министерству финансов Забайкальского края.
В связи с принятием указанного постановления Правительства Забайкальского края с 01 января 2018 года в ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" изменился учредитель, с Министерства экономического развития Забайкальского края на Министерство финансов Забайкальского края.
В соответствии с указанными изменениями в Единой информационной системе (далее - ЕИС) проведено обновление данных в отношении уполномоченного учреждения. В результате загрузки новых данных об уполномоченном учреждении на сайте ЕИС произошел сбой, в результате которого возможность размещения информации и документов уполномоченным учреждением по некоторым закупкам была приостановлена, в том числе и по данной закупке.
В связи с возникшей технической ошибкой уполномоченное учреждение обратилось в службы технической поддержки ЕИС, Министерство финансов Забайкальского края, Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю, с целью устранения возникшей проблемы (копии прилагаются).
Запросы на разъяснения положений аукционный документации по электронному аукциону 0891200000618000060 поступили посредством электронной площадки РТС- Тендер 29.01.2018 - 2 запроса, 30.01.2018 - 1 запрос.
В целях размещения разъяснений положений аукционной документации и доведения их как до участников подавших запросы, так и иных потенциальных участников, уполномоченное учреждение обратилось в службу технической поддержки электронной площадки РТС-Тендер.
По результатам данного обращения разъяснения положений аукционной документации по электронному аукциону были размещены в открытом доступе на электронной площадке по данной закупке и доведены непосредственно до участников подавших запросы в установленные Законом о контрактной системе сроки (прилагается).
После устранения ошибки 5 февраля 2018 года, в части предоставления уполномоченному учреждению доступа к указанной закупки, вес разъяснения положений аукционной документации были продублированы в еис.
Таким образом, Комиссия Забайкальского УФАС России пришла к выводу, что в связи с техническими проблема ЕИС у ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" при размещении разъяснений аукционной документации с нарушение сроков не нарушают права и законные интересы заявителя-1.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14) комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Лепесток" признать обоснованной - частично.
Жалобу ООО "Навигатор-Т" признать обоснованной.
2. Заказчика - Краевое государственное учреждение "Читинская база авиационной охраны лесов" признать нарушившим пункта 2 части 1, часть 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: О.С. Оносова
В.В. Уварова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 12 февраля 2018 г. N 28
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2018