Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В., заместителя руководителя управления, членов комиссии: Китаевой И.С. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Уваровой В.В. ведущего специалиста-эксперта, этого же отдела,
рассмотрев поступившие жалобы: 06.02.2018 от ООО "ИЗИДОЛГ", 07.02.2018 от ООО "Новострой", ООО "Перспектива" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком - Комитетом градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита", при проведении электронного аукциона на право строительства развязки в разных уровнях на пересечении автодороги Улан-Удэ - Забайкальск и автодороги Чита- Смоленка - подъезд к федеральной автодороге Чита-Хабаровск (район Каштака) ПК 17+00 - ПК 36+05 (реестровый N 0191300053517000022),
в присутствии представителей заказчика - Комитета градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита" Митрофановой Е.А. (доверенность от 26.12.2017), Арсентьевой М.П. (доверенность N2 от 08.02.2018), Галыго А.В. (доверенность N1 от 08.02.2018),
в присутствии представителей заявителей, извещены надлежащим образом
УСТАНОВИЛА:
06.02.2018 от ООО "ИЗИДОЛГ", 07.02.2018 от ООО "Новострой", ООО "Перспектива" в адрес Забайкальского УФАС России поступили жалобы на нарушении требований Закона о контрактной системе заказчиком - Комитетом градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита" при проведении электронного аукциона на право строительства развязки в разных уровнях на пересечении автодороги Улан-Удэ - Забайкальск и автодороги Чита- Смоленка - подъезд к федеральной автодороге Чита-Хабаровск (район Каштака) ПК 17+00 - ПК 36+05 (реестровый N 0191300053517000022).
1. Заявитель N 1 считает, что заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 33, часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель N 2 считает, что заказчиком нарушена часть 26 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель N 3 считает, что заказчиком нарушена части 1,5,6 статьи 30, части 2,3 статьи 70, часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Заявители требуют: признать жалобы обоснованными, приостановить процедуру закупки в части заключения контракта; аннулировать результаты проведения электронного аукциона; провести внеплановую проверку действий заказчика; выдать предписание об устранении нарушений, привлечь заказчика к административной ответственности.
Представители заказчика с доводами, указанными в жалобах не согласились, просят признать жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки. В ходе проверки установлено следующее.
25.12.2017 на официальном сайте ЕИС размещены Извещение и Документация электронного аукциона на право строительства развязки в разных уровнях на пересечении автодороги Улан-Удэ - Забайкальск и автодороги Чита- Смоленка - подъезд к федеральной автодороге Чита-Хабаровск (район Каштака) ПК 17+00 - ПК 36+05 (реестровый N 0191300053517000022).
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок 09.02.2018.
Дата проведения аукциона в электронной форме 12.02.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта 294299243.00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 07.02.2018 поступило 4 заявки, все 4 заявки допущены к участию в электронном аукционе.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения представителей заказчика, представителя заявителя Комиссия приходит к следующим выводам.
Доводы жалобы, направленной Заявителем 1 комиссия считает необоснованными по следующим основаниям.
Доводы жалобы, направленной Заявителем 1 изложены в документации об электронном аукционе на выполнение работ по строительству развязки в разных уровнях на пересечении автодороги Улан-Удэ - Забайкальск и автодороги Чита- Смоленка - подъезд к федеральной автодороге Чита-Хабаровск (район Каштака) ПК 17+00 - ПК 36+05, в первоначальной редакции.
12.01.2018 при рассмотрении жалобы N 324 комиссией Забайкальского УФАС России, Заказчик- Комитет градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита" признан нарушившим части 6 статьи 30, пункта 1 части 1, часть 2 статьи 33, части 24 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 3 части 3 статьи 66, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. Заказчику выдано предписание о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе, согласно которому Заказчик обязан до 01.02.2018:
- внести изменения в аукционную документацию и в проект контракта с учетом Решения Забайкальского УФАС России от 12.01.2018 N 324;
- установить новый срок приема и рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе на право строительство развязки в разных уровнях на пересечении автодороги Улан-Удэ - Забайкальск и автодороги Чита- Смоленка - подъезд к федеральной автодороге Чита-Хабаровск (район Каштака) ПК 17+00 - ПК 36+05 (реестровый N 0191300053517000022).
- отменить протоколы рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 10.01.2018 N 0191300053517000022-1; протокол проведения электронного аукциона от 15.07.2018 N 0191300053517000022-2 .
Таким образом, комиссией установлено, что все доводы, изложенные в жалобе заявителя N 1 учтены Заказчиком в ИЗВЕЩЕНИЕ о внесении изменений в документацию о проведении электронного аукциона N 12-ЭА/2017 на выполнение работ по строительству развязки в разных уровнях на пересечении автодороги Улан-Удэ-Забайкальск и автодороги Чита-Смоленка-подъезд к федеральной автодороге Чита-Хабаровск (район Каштака) ПК 17+00-ПК 36+05 и 22.01.2018 размещены на официальном сайте zakupki.gov.ru.
2. Доводы жалобы, направленной Заявителем N2 комиссия считает необоснованными по следующим основаниям.
Согласно части 26 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" установлены Правила и случаи банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд.
Пунктом 4 вышеназванного Постановления Правительства рекомендовано высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд включать в контракт в соответствии с частью 26 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет: не менее 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), не менее 200 млн. рублей (для муниципального образования), - условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта; не менее 5 млрд. рублей, - условие, предусматривающее привлечение поставщиком или заказчиком банка в рамках расширенного банковского сопровождения.
На основании вышеизложенного, исходя из толкования приведённой нормы, Заказчик не обязан включать в проект контракта условие о банковском сопровождении контракта по проводимой закупке.
Кроме того, Заявителем N2 ошибочно указана начальная (максимальная) цена контракта 549008200,00 рублей. Согласно Извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0191300053517000022, размещенного в единой информационной системе, начальная (максимальная) цена контракта по проводимой закупке составляет 294299243.00 рублей.
Таким образом, комиссия Забайкальского УФАС России не установила нарушений Заказчиком части 26 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Довод 1 по жалобе Заявителя N 3 комиссия Забайкальского УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 3.4.23 проекта контракта генеральный подрядчик обязан привлечь к исполнению по настоящему контракту субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства. Объём привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства составляет 15 процентов от цены Контракта, указанной в пункте 2.2 Контракта
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом, согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статья, включается в контракты с указанием объема такого привлечении установленного в виде процента от цены контракта.
В контракты должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Заказчиком пункте 22 раздела 2 Информационной карты аукциона в электронной форме документации об Аукционе (далее - Информационная карта) установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства в размере 15%.
Пунктом 3.4.23 части V проекта муниципального контракта на выполнение работ по строительству развязки установлено условие, о привлечении к исполнению по контракту субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства. Объём привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства составляет 15 процентов от цены Контракта, указанной в п. 2.2. Контракта.
В случае неисполнения условия о привлечении субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства Генеральный подрядчик несет гражданско-правовую ответственность в порядке, предусмотренном в п.8.4 Контракта, а также в соответствии с условиями Контракта.
Заявитель считает, что Заказчиком не предусмотрено в Извещении и в проекте контракта условие о том, что данное условие о привлечении СМП не применяется в случае, если контракт заключен с поставщиком (подрядчиком) являющемся субъектом малого предпринимательства.
В Законе о контрактной системе отсутствует правовое регулирование исполнения вышеуказанного условия в случае, если победитель аукциона будет сам являться субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, соответственно, привлечение к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, если такое условие установлено в документации об аукционе, осуществляется Подрядчиком на общих условиях и вне зависимости от того, является он или нет субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией.
Таким образом, комиссия Забайкальского УФАС России не установила нарушений Заказчиком 1,5,6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Довод 2 по жалобе Заявителя N 3 комиссия Забайкальского УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 13.1. проекта контракта Срок действия контракта - до 31 декабря 2019 года.
Комиссией Забайкальского УФАС России установлено, что Заказчиком правомерно в пункте 7.4. проекта контракта установлен срок действия банковской гарантии: Срок действия обеспечения исполнения Контракта в форме банковской гарантии - не менее чем до 01 февраля 2020 года. Срок действия указанного обеспечения может быть прекращен до наступления указанного срока в случае досрочного исполнения Генеральным подрядчиком всех своих обязательств по Контракту.
В соответствии с пунктом 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссией установлено, что Заказчиком в пункте 7.11. проекта контракта установлен срок возврата Подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта: Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения настоящего контракта, возвращаются Генеральному подрядчику, при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по муниципальному контракту в течение 20 рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Генерального подрядчика. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения муниципального контракта, возвращаются на банковский счет, указанный Генеральным подрядчиком в письменном требовании.
Таким образом, комиссия Забайкальского УФАС России не установила нарушений Заказчиком части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Довод 3 по жалобе Заявителя N 3 комиссия Забайкальского УФАС России считает необоснованным, ввиду ссылки Заявителя на Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, которое утратило законную силу.
Довод 4 по жалобе Заявителя N 3 комиссия Забайкальского УФАС России считает обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В соответствии с пунктом 7 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 70 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Таким образом, Заказчик в нарушение частей 2,3 статьи 70 Закона о контрактной системе установил в пункте 13.1 проекте контракта условие: Контракт составлен в письменной форме в 2 (двух) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для Заказчика и Генерального подрядчика.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14) комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Изидолг" (ИНН 2320248131) признать необоснованной .
2. Жалобу ООО "Новострой" (7720366347) признать необоснованной.
3. Жалобу ООО "Перспектива" (ИНН 6317115266) признать обоснованной частично.
4. Заказчика - Комитет градостроительной политики администрации городского округа "Город Чита" признать нарушившим части 2, 3 статьи 70 Закона о контрактной системе.
5. Выдать предписание о нарушении законодательства РФ о контрактной системе.
6.Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
7. Передать материалы жалобы в правоохранительные органы.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: И.С. Китаева
В.В. Уварова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 13 февраля 2018 г. N 32
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2018