Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байкитская космическая связь - Искра" (далее - ООО "Байкос-Искра") на действия муниципального заказчика - Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее - заказчик), уполномоченного органа - Управления муниципального заказа Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг связи по предоставлению доступа к сети Интернет с предоставлением трафика для нужд Администрации ЭМР" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 02.02.2018 поступила жалоба ООО "Байкос-Искра" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300325518000105.
Существо жалобы: извещение, документация об электронном аукционе составлены с нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали директор подателя жалобы Цивилев В.М. (приказ N2-П от 09.02.2017, удостоверение личности), представители подателя жалобы Яценко А.С., Володина А.А. (доверенность б/н от 28.12.2016, удостоверения личностей).
Явку своих представителей на вышеуказанное заседание Комиссии уполномоченный орган и заказчик не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании извещения и документации о проведении электронного аукциона заказчиком, уполномоченным органом были допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
Во-первых, при внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона от 01.02.2018 срок окончания подачи заявок был продлен таким образом, что с даты внесения изменений до даты окончания срока подачи заявок указанный срок составил 6 (шесть) дней, вместо 7 (семи) предусмотренных Законом о контрактной системе.
Во-вторых, в аукционной документации установлен некорректный срок окончания подачи заявок - 08.01.2018, который на момент внесения изменений от 01.02.2018 уже прошел.
В-третьих, в аукционной документации установлены некорректные даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации - с 29.01.2018 по 05.01.2018.
В-четвертых, по мнению подателя жалобы, в пунктах 7.1, 7.3, 7.5 технического задания заказчиком, уполномоченным органом установлены чрезмерные и необоснованные требования к показателям характеристик услуг, являющихся объектом закупки, влекущие ограничение количества участников закупки.
В-пятых, податель жалобы полагает, что отсутствие в аукционной документации указания на сроки организации каналов связи и подключения к сети Интернет противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. По мнению подателя жалобы, аукционная документация подразумевает наличие уже организованных каналов связи и установленного оборудования у участника закупки. Следовательно, начать оказывать услуги не сможет ни один участник закупки, за исключением МБУ "ЦТиС" ЭМР, поскольку победителю электронного аукциона понадобится время, необходимое на доставку, установку, настройку оборудования - не менее 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения контракта.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы в письменных пояснениях заказчик, уполномоченный орган не согласились, ходатайствовали о признании жалобы необоснованной, т.к. в извещение и документацию о проведении электронного аукциона были внесены изменения от 05.02.2018.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг связи по предоставлению доступа к сети Интернет с предоставлением трафика для нужд заказчика (извещение с изменениями о проведении электронного аукциона от 05.02.2018 N 0319300325518000105).
Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней (часть 6 статьи 63 Закона о контрактной системе).
Из содержания жалобы, а также сведений единой информационной системы в отношении процедуры проведения электронного аукциона Комиссией было установлено, что на основании решения заказчика от 01.02.2018 в извещение о проведении электронного аукциона были внесены изменения, соответствующая информация была размещена 01.02.2018. При этом срок подачи заявок на участие в электронном аукционе, начальная (максимальная) цена контракта которого не превышает три миллиона рублей, был продлен таким образом, что с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона (01.02.2018), до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (08.02.2018) этот срок составил менее чем семь дней, с учетом правил исчисления сроков, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. Следовательно, указанные действия заказчика, уполномоченного органа не подлежат признанию надлежащим исполнением требований части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Вместе с этим, Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что к моменту рассмотрения жалобы по существу заказчиком, уполномоченным органом были внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона, соответствующая информация была размещена 05.02.2018. При этом срок подачи заявок на участие в электронном аукционе, начальная (максимальная) цена контракта которого не превышает три миллиона рублей, был продлен таким образом, что с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона (05.02.2018), до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (13.02.2018) этот срок составил не менее чем семь дней.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (пункт 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).
При этом, устанавливая указанную информацию в аукционной документации, необходимо учитывать, что такая информация не должна противоречить дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, указанным в извещении о проведении электронного аукциона, с учетом требований частей 2, 6 статьи 63 Закона о контрактной системе в отношении исчисления указанного срока.
Из содержания жалобы, а также сведений единой информационной системы в отношении процедуры проведения электронного аукциона Комиссией было установлено, что на основании решения заказчика от 01.02.2018 в документацию о проведении электронного аукциона были внесены изменения, соответствующая информация была размещена 01.02.2018. При этом в содержании указанной документации был помещен следующий срок подачи заявок на участие в электронном аукционе - "08" января 2018 г. до 10 часов 00 минут (время местное), что противоречило сведениям извещения о проведении указанного аукциона в части указанного срока (08.02.2018 в 10:00). Следовательно, рассматриваемые действия заказчика, уполномоченного органа не подлежат признанию надлежащим исполнением требований пункта 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Одновременно с вышеизложенным, Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что к моменту рассмотрения жалобы по существу заказчиком, уполномоченным органом были внесены изменения в документацию о проведении электронного аукциона, соответствующая информация была размещена 05.02.2018. С учетом установления в извещении о проведении электронного аукциона срока окончания подачи заявок на участие в таком аукционе 13.02.2018 в 10:00 в документации о проведении такого аукциона был указан тождественный срок.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе (пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).
Порядок предоставления разъяснений положений аукционной документации предусмотрен статьей 65 Закона о контрактной системе.
Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику (часть 3 статьи 65 Закона о контрактной системе).
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе).
В содержании документации о проведении электронного аукциона, размещенной в единой информационной системе 01.02.2018 на основании решения заказчика о необходимости внесения изменений, был указан следующий срок предоставления разъяснений положений такой документации:
"Дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе - "29" января 2018 года.
Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе - "05" января 2018 года".
Комиссия отмечает, что окончание срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе, предусмотренное аукционной документацией, установлено без учета возможности подачи участником закупки запроса о даче разъяснений положений документации о таком аукционе, поступившего заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (не позднее 05.02.2018 с учетом окончания срока подачи заявок 08.02.2018). Следовательно, рассматриваемые действия заказчика, уполномоченного органа не подлежат признанию надлежащим исполнением требований пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, с учетом положений о порядке разъяснений положений аукционной документации, предусмотренных статьей 65 Закона о контрактной системе.
Также Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что к моменту рассмотрения жалобы по существу заказчиком, уполномоченным органом 05.02.2018 были внесены изменения в документацию о проведении электронного аукциона в части установления дат начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе с учетом возможности подачи участником закупки запроса о даче разъяснений положений аукционной документации, поступившего заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (не позднее 09.02.2018 с учетом окончания срока подачи заявок 13.02.2018).
Установив совокупность вышеизложенных обстоятельств, Комиссия отмечает, что нарушения, допущенные заказчиком, уполномоченным органом при установлении в извещении и документации о проведении электронного аукциона сроков окончания подачи заявок на участие в таком аукционе, предоставления участникам закупки разъяснений положений указанной документации, к моменту рассмотрения жалобы Комиссией по существу были добровольно устранены заказчиком, уполномоченным органом путем размещения извещения и документации о проведении электронного аукциона от 05.02.2018 с внесенными изменениями, что не препятствует участникам закупки в подготовке заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с положениями аукционной документации.
В связи с вышеуказанным, руководствуясь пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Комиссия приняла решение предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В содержании документации о проведении электронного аукциона, размещенной в единой информационной системе 01.02.2018 на основании решения заказчика о необходимости внесения изменений, Комиссией установлено, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики услуг, являющихся объектом закупки, изложены заказчиком в Приложении N1 к аукционной документации (далее - Описание объекта закупки).
В Описании объекта закупки указано следующее:
- пункт 7.1 "Скорость обмена данными при работе с сетью Интернет и для входящего, и для исходящего трафика должна составлять не менее 256 Кбит/с при условии одновременной работы в сети Интернет не менее 50% сотрудников Заказчика для подразделений в с. Байкит и в с. Ванавара и не менее 10% сотрудников для подразделений в п. Тура и не менее 90% в г. Красноярск";
- пункт 7.3 "Для подразделений Заказчика в с. Байкит, с. Ванавара и в п. Тура среднее время приема-передачи для каждого из тестовых ресурсов не должно превышать 800 мс, при отправке не менее чем 100 пакетов";
- пункт 7.5 "Для всех подразделений Заказчика маршрут до каждого из тестовых ресурсов не должен превышать 15 скачков".
Системное толкование норм права Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам услуг, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика, за исключением требования об объективном характере описания объекта закупки.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании услуг заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика каким-либо образом обосновывать свои потребности и причины, обусловившие ее, при установлении требований к услуге и ее характеристикам.
Следовательно, указание заказчиком характеристик и показателей услуг, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, чрезмерности, влекущей ограничение количества участников закупки, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости. При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Таким образом, в рассматриваемой части довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.
В отношении довода подателя жалобы о том, что отсутствие в аукционной документации указания на сроки организации каналов связи и подключения к сети Интернет противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Комиссия сообщает следующее.
Во-первых, заказчик, исходя из необходимости, в описании объекта закупки сформировал функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, что не противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Во-вторых, порядок определения заказчиком срока исполнения обязательств по контракту при формировании положения аукционной документации Законом о контрактной системе не урегулирован. Следовательно, такой срок определяется заказчиком по его усмотрению. Установление срока в том виде, в котором он установлен в аукционной документации, является как риском заказчика, так и риском исполнителя, подающего заявку на участие в электронном аукционе.
Также Комиссией не признается в качестве состоятельного довод подателя жалобы о том, что аукционная документация подразумевает наличие уже организованных каналов связи и установленного оборудования у участника закупки, поскольку в фактических положениях аукционной документации отсутствует требование о необходимости наличия у участника закупки организованных каналов связи и установленного оборудования по адресам подразделений заказчика.
Следовательно, в рассматриваемой части действия заказчика, уполномоченного органа не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34, 3.35 Административного регламента, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Байкос-Искра" обоснованной в части установления в извещении и документации о проведении электронного аукциона сроков окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, дат начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования части 6 статьи 63, части 1 статьи 64, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки заказчику, уполномоченному органу не выдавать в связи добровольным устранением выявленных нарушений законодательства о контрактной системе, а также в связи с тем обстоятельством, что выявленные нарушения не влияют и не могут повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы по жалобе ООО "Байкос-Искра" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика, уполномоченного органа.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 февраля 2018 г. N 115
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2018