Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в отсутствии представителей Заявителя и Заказчика, извещенных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель, Общество) на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным унитарным предприятием "Шикотанское жилищное управление" (далее - Заказчик) путем проведения электронного аукциона по объекту: "Уголь коксующийся марки ГЖ - газовый жирный" (извещение N 0561600002918000002) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации, по мнению которого при утверждении аукционной документации нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при этом Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы.
1. В нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, сокращен срок подачи заявок на участие в аукционе.
2. Заказчиком неправомерно установлено требование декларирования пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, чем ограничил Общество в участии в аукционе, так как для предоставления, надлежащего и согласия на поставку товара и итогов выполнения работ по заданным критериям, необходимо провести и испытать всю партию товара заранее.
4. Заказчиком в разных частях документации указаны разные идентификационные коды закупки.
5. В нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены сроки оплаты по контракту.
6. Заказчиком в нарушение статьи 34 Закона о контрактной системе, неверно установлены штрафы в проекте контракта.
Учитывая вышеприведенные доводы, Заявителя просит приостановить подписание контракта, аннулировать результаты проведения аукциона, привлечь заказчика к административной ответственности, провести внеплановую проверку на действия аукционной комиссии.
Уведомлением-требованием от 08.02.2018 N 05-407 рассмотрение жалобы по существу назначено на 13.02.2018 14 часов 15 минут.
Заявитель и Заказчик на заседание Комиссии не прибыли, явкой своих представителей не обеспечили, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу извещены надлежащим образом. Вместе с тем, со стороны заказчика поступили запрашиваемые документы посредством электронной почты, а также письменные возражения на жалобу, согласно которым при принятии решения просит принять во внимание что предприятие находится в островных условиях, а также угрозу срыва отопительного сезона, в связи с тем, то других ресурсоснабжающих предприятий на острове нет, более того, на аукцион подана одна заявка, которая соответствует всем установленным законодательством требованиям.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
24.01.2018 в 14 часов 27 минут на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Уголь коксующийся марки ГЖ - газовый жирный" (извещение N 0561600002918000002).
Начальная (максимальная) цена контракта - 33 320 000 руб. 00 коп.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 08.02.2018 в 09 часов 00 минут.
1. Согласно частям 1, 3 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно грамматическому толкованию нормы части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе словосочетание "не менее чем за" означает, что действие должно быть совершено до, в данном случае до пятнадцати дней.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство о контрактной системе в сфере закупок государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, и на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 указанного Федерального закона.
Поскольку нормы Закона о контрактной системе не содержат каких-либо правил исчисления сроков, наличие специального регулирования отношения в сфере закупок для государственных или муниципальных нужд, не исключает применения к указанным правоотношения положений Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности главы 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Из статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В данном случае отчет пятнадцатидневного срока осуществляется в обратной последовательности, то есть со дня, предшествующего дате окончания срока подачи заявок (30.01.2018), то есть с 29.01.2018.
Следовательно, пятнадцатым днем, установленным частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе является 15.01.2018.
При таких обстоятельствах, датой размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона является 12.01.2018.
Однако, заказчик разместил соответствующую информацию лишь 15.01.2018, то есть с нарушением установленного частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Таким образом, сокрушение минимального установленного срока ограничивает конкуренцию, поскольку способствует установлению неравного положения участников гражданского оборота при реализации предоставленных им прав, в данном случае права на формирование предложения, составление и подачи заявки на участие в закупке в течение пятнадцати дней.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия признает первый довод жалобы обоснованный, а заказчика нарушившим положения части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению участниками в составе второй части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В пункте 33 Информационная карта документации об Аукционе установлены требования документам входящих в состав заявки на участие в электронном аукционе: вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения, в том числе декларацию о соответствии участника электронного аукциона следующим единым требованиям - не является офшорной компанией.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к составу заявки участника закупки, а именно предоставление декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, в связи с чем, второй довод заявителя признается обоснованным.
3. В силу положений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке показатели товара, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
При этом, заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми, а также при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию заявки и требования к составу заявки на участие в закупке, а также инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В ходе проверки аукционной документации Комиссией установлено, что в Техническом задании заказчиком указаны требования к материалам, применяемые при выполнении работ, которые установлены в соответствии с ГОСТами.
Так, в Техническом задании установлены требования к поставщику, Энергетический уголь, марки ГЖ ассортимент и качество поставляемой продукции должны соответствовать требованиям ГОСТ и др. стандартов качества, действующих на момент поставки. Продукция должна сопровождаться документами, подтверждающими ее качество и безопасность действующие сертификаты, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Следовательно, на основании изложенного необходимость в проведении испытаний отсутствует. Данные требования установлены заказчиком не к составу заявки, и обязанность представлять их при подаче заявки на участие в электронном аукционе отсутствует. Вместе с тем, при выполнении работ исполнителю необходимо представить данные документы для подтверждения качества используемых материалов.
Вместе с тем, заявителем не представлены надлежащие доказательства того, что установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а также надлежащие доказательства того, что установленные в описании объекта закупки требования влекут ограничение количества участников закупки.
Все материалы, указанные в Техническом задании указаны в диапазоне от минимального до максимального показателя.
Таким образом, третий довод Заявителя не нашел своего подтверждения, в связи с чем Комиссией Сахалинского УФАС России признан необоснованным.
4. Согласно частям 1, 2 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки (далее - ИКЗ) указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи, формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.
Из изложенного следует, что ИКЗ используется с целью систематизации документов по закупке для упрощения процедуры их учета, в том числе в бюджетных правоотношениях, то есть любой из документов по определенной закупки должен содержать один ИКЗ.
Несмотря на это, в извещении Заказчиком указан ИКЗ - 183651800799065180100100010010000000, однако в пункте 6 Информационной карты аукционной документации и преамбуле проекта контракта указан ИКЗ - 173651800799065180100100010010000000.
Таким образом, заказчиком в нарушение частей 1, 2 статьи 23 Закона о контрактной системе указаны ИКЗ не позволяющие установить взаимосвязь между документацией об электронном аукционе, в связи с чем довод заявителя признается обоснованным.
5. Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно статье 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Поскольку нормы Закона о контрактной системе не содержат каких-либо правил исчисления сроков, наличие специального регулирования отношения в сфере закупок для государственных или муниципальных нужд, не исключает применения к указанным правоотношения положений Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности главы 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В пункте 5.3 проекта контракта указано, что оплата Товара по настоящему Контракту осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика, по факту поставки Товара, в течение 30 (тридцати) банковских дней с даты подписания акта приема-передачи, на основании выставленного Поставщиком счета, счета-фактуры.
Учитывая вышеизложенное, Комиссией установлено, что заказчиком в вышеуказанном пункте контракта установлен срок оплаты не соответствующий действующему законодательству, более того ни Законом о контрактной системе ни Гражданским кодексом Российской Федерации не закреплено понятие "банковский день".
Таким образом, Заказчик признается нарушившим положения части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, а довод заявителя обоснованным.
9. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 вышеуказанной статьи случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контракта (далее - Постановление N 1042) были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Изменения Постановления N 1042 вступили в силу 09.09.2017, изменения в аукционную документацию, как установлено Комиссией, внесены Заказчиком 20.09.2017. Следовательно, должны были быть учтены при внесении изменений.
Однако в пункте 6.4, 6.7 проекта Контракта аукционной документации Заказчиком указаны размеры штрафов, не соответствующие действующей редакции Постановления N 1042.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком допущены нарушения части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в связи с чем, шестой довод общества признается обоснованным.
В соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Несмотря на выявленные нарушения, Комиссия приходит к выводу, что такие нарушение не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом Комиссией при принятии решения учитывается, что предприятие находится в сложных климатических, островных условиях.
Таким образом, Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. Признать ООО "Профит-плюс" на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным унитарным предприятием "Шикотанское жилищное управление" путем проведения электронного аукциона по объекту: "Уголь коксующийся марки ГЖ - газовый жирный" (извещение N 0561600002918000002) - частично обоснованной.
2. Признать Заказчика Муниципальное унитарное предприятие "Шикотанское жилищное управление", утвердившего аукционную документацию нарушившим требования части 1, 2 статьи 23, части 4, 13.1 статьи 34, части 3 статьи 63, части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии К.В. Солонин
Н.А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 13 февраля 2018 г. N 20/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2018