Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя ФБУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации": Н.М. Руссу,
при участии представителя ООО "Конвертер": А.А. Первакова,
рассмотрев жалобу ООО "Конвертер" (далее - Заявитель) на действия ФБУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по замене лифтов в корпусе Г ЦКБ ГА (Закупка N 0373100088117000296) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/5027/18 от 01.02.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя Заказчиком в составе аукционной документации неправомерно не размещена проектно-сметная документация, поскольку предметом закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что проектно-сметная документация не размещена в составе аукционной документации в связи с тем, что предметом закупки является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, а также выполнение работ в соответствии с разработанной документацией.
Вместе с тем, ст. 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов:
1. саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2. саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3. саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Таким образом, саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций.
В соответствии с п. 2.1 технического задания аукционной документации Замена лифтов включает, в том числе, следующие работы: разработка проектно-сметной документации на замену четырех больничных лифтов на четырех больничные с автоматическими дверям, приобретение и доставка лифтов Заказчику, поочередно демонтаж старых и монтаж новых лифтов (по два лифта), отделка обрамлений дверных проемов на этажах металлическими моделями, окрашена порошковыми эмалями, пусконаладочные и электроизмерительные работы, полное техническое освидетельствование, оформление декларации соответствия.
На основании п. 1.2 проекта контракта выполнение работ по замене лифтов включает в себя следующие виды Работ: разработка проектно-сметной документации на замену четырех больничных лифтов на четыре больничных и письменное согласование с Заказчиком подготовленной проектно-сметной документации; приобретение и доставка лифтов Заказчику, поочередный демонтаж четырех старых лифтов и монтаж четырех новых лифтов, отделка обрамлений дверных проемов на этажах панелями из нержавеющей окрашенной стали, пусконаладочные и электроизмерительные работы, полное техническое освидетельствование, оформление декларации соответствии, ввод лифтов в эксплуатацию и передача их Заказчику после подписания комиссией "Акта приемки работ.
На основании вышеизложенного, объединение в один предмет закупки работ по подготовке проектной документации и строительно-монтажных работ, являющихся предметом торгов, является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в связи с неустановлением Заказчиком объема работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, а также приводит к ограничению количества участников закупки в связи с тем, что выполнение указанных работ является различными товарными рынками.
2. Заявитель обжалует установление Заказчиком в документации о закупке следующих требований к габаритам кабины лифта: "Габариты лифтов не более: Ширина 1405 мм Глубина 2450 мм Высота 2100 мм", поскольку Заказчиком не установлены требования к минимальным значениям указанных размеров, в том числе не соответствующих требованиям ГОСТ 53770-2010 "Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры".
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителем представлены схематичные изображения лифтов, устанавливаемых в лечебно-профилактических учреждениях с указанием конкретных допустимых размеров лифтового оборудования, приведенные в ГОСТ 53770-2010.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о том, что отсутствие в аукционной документации указания на минимальные габаритные размеры устанавливаемых лифтов может препятствовать выполнению работ и вводить участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
3. В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требования к габаритам шахты лифта следующим образом: "2700х1950 мм" без указания какое значение является значением ширины шахты и какое значение указывает на длину шахты.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителем представлены схематичные изображения лифтов, устанавливаемых в лечебно-профилактических учреждениях с указанием допустимых размеров шахт лифта, приведенные в ГОСТ 53770-2010, что свидетельствует о том, что участникам закупки представляется возможным определить какое значение размера описывает ширину шахты и какое глубину шахты.
В составе жалобы отсутствует подтверждение указанного довода, а также доказательства, свидетельствующие о том, что указанное положение документации о закупке может вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать формированию заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в документации о закупке установлено требование об установке в здании Заказчика лифта больничного марки ПБ 053А с автоматическим механизмом открытия, что, по мнению Заявителя, является противоречивыми требованиями, поскольку лифты марки ПБ 053А комплектуются ручными распашными дверями.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование об установке лифтов больничных марки ПБ 053А исключено из положений документации о закупке при внесении изменений в положения документации о закупке 12.01.2018, при этом жалоба Заявителя поступила в Московское УФАС России 30.01.2018.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя, поскольку на момент подачи жалобы Заявителя в документации о закупке отсутствуют обжалуемые положения.
5. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в аукционной документации неправомерно не установлены требования о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42 и 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии Управления установлено, что предметом закупки является выполнение работ по замене лифтов в корпусе Г ЦКБ ГА, при этом, данные работы отнесены Заказчиком в состав работ кода 43.29.19.110 ОКПД2 "Работы по монтажу лифтов, эскалаторов и движущихся тротуаров, требующие специальной квалификации, включая ремонт и техническое обслуживание".
При этом, на заседании Комиссии Управления установлено, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 856 893,33 руб., что свидетельствует о том, что Заказчиком, в нарушение ч. 4, 5 ст. 31 Закона о контрактной системе, не установлены дополнительные требования к участникам закупки, а также группу строительных работ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "КОНВЕРТЕР" на действия ФБУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации" обоснованной в части неправомерного неразмещения в составе документации о закупке проектной документации, а также неустановления дополнительных требований к участникам закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 4, 5 ст. 31, п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст. 42, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Д.А. Орехов
Е.И Ушкова
Исп. Д.А. Орехов
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 февраля 2018 г. N 2-57-1431/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2018