Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей:
ГБУ города Москвы "Жилищник района Ново-Переделкино":
Л.А. Мурадян,
ООО "РОС-М": П.В. Ханжина,
рассмотрев жалобу ООО "РОС-М" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Ново-Переделкино" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лакокрасочных изделий для ремонта подъездов для нужд ГБУ "Жилищник района Ново-Переделкино" (Закупка N0373200014217001361) (далее - электронный аукцион, аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/6058/18 от 07.02.2018, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, необходимый к поставке, так например:
- п.1 "Краска тип 1": Блеск покрытия по фотоэлектрическому блескомеру - не менее 50 %; Условная вязкость по вискозиметру типа BЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (200,5) °С - [80-120]; Массовая доля нелетучих веществ - 57*-66* % и т. д.;
- п.2 "Краска водно-дисперсионная тип 1": Морозостойкость - 5 цикл; Температура применения -
8 °С и т. д.;
- п. 3 "Краска тип 2": Эластичность пленки при изгибе - не менее 1 мм; Укрывистость высушенной пленки - не более 100 г/м2 и т. д.;
- п.18 "Штукатурка гипсовая": Содержание зерен размером 1,25 мм - не более 1 %; Начало схватывания штукатурных растворных смесей при производстве работ в ручную - не ранее 45 мин; Предел прочности при сжатии затвердевших смесей - не менее 2 Мпа; Прочность сцепления затвердевших смесей с основанием - не менее 0,3 МПа и т. д.;
- п.19 "Плитка напольная тип 1": Разность между наибольшим и наименьшим размерами плиток одной партии по длине и ширине - до 2* мм; косоугольность - не более 1,5 мм; предел прочности при изгибе - не менее 25 МПа и т. д.
- п.13 "Клей плиточный": Состав портландцемента - клинкер и гипсовый камень по ГОСТ 4013 и/или (гранулированные доменные или электротермофосфорные) шлаки по ГОСТ 3476 и/или добавки, регулирующие основные свойства цемента или параметр не применяется; Состав шлакопортландцемента - клинкер и (гранулированные доменные или электротермофосфорные) шлаки по ГОСТ 3476 дополнительно допускаются в составе добавки регулирующие основные свойства цемента и/или гипсовый камень по ГОСТ 4013 или параметр не применяется; Количество в шлакопортландцементе при его помоле специальных гидрофобизирующих поверхностно-активных добавок- в количестве не более 0,3 массы цемента в пересчете на сухое вещество добавки или параметр не применяется и т.д.
Аналогичные требования установлены Заказчиком в п.3, п.4, п.5, п.6, п.7, п.8, п.10, п.11, п.13, п.17, п.20.
Конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам не представляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и может привести к ограничению количества участников аукциона. Кроме того, обжалуемые значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний приводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые представляют собой в том числе показатели результатов технологических испытаний товаров, а также характеристикам компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, могут иметь признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также согласно доводам жалобы Заказчиком установлены следующие неправомерные требования к товарам, необходимым к поставке, а именно:
- п.11 "Краска водно-дисперсионная тип 3": марка - ВД-ВА-224 или ВД-КЧ-26А или ВД-КЧ-26; цвет пленки - белый; бледно-фисташковый. Вместе с тем в своей жалобе Заявитель утверждает, что согласно положениям Таблицы 1 ГОСТ 28196-89 "Краски водно-дисперсионные. Технические условия" значение показателя цвета пленки краски заведомо следует из марки краски, что свидетельствует об избыточности требования к цвету краски в рассматриваемом случае. Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при описании требований к товарам по п.1, 2, 4, 5, 15.
- п.15 "Плитка тротуарная" Тип плитки - квадрат; Размер плитки (ДхШ) - [30х30] см; Высота плитки - от 30* мм. Вместе с тем согласно Приложению N 1 к ГОСТ 17608-91 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" для плиток размером 30х30 см возможно указать значения высоты плитки исключительно 50 мм, 60 мм, 80 мм. В свою очередь описание в документации требования к параметру "высота плитки" установлено таким образом, что позволяет участнику закупки представить значение одновременно соответствующее требованиям документации, но противоречащее положениям ГОСТ 17608-91.
- п.3 "Краска тип 2": шагрень - наличие или параметр не применяется - что не описывает конкретную потребность Заказчика, поскольку исходя из требований документации для Заказчика по сути не имеет значение будет ли предлагаемая краска обладать свойством шагрени или такое свойство будет отсутствовать. Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при описании требований к товарам по п.5, 6, 8, 13, 19, 20.
- п.10 "Краска Сурик Железный": Цвет - кремовая; бежевая; темно-серая; светло-голубая; голубая; темно-желтая. Вместе с тем, как указывает Заявитель, наименование товара и описание требования к параметру "цвет" противоречат друг другу, поскольку в наименовании товара уже заложен цвет "сурик железный".
- п.13 "Клей плиточный": Вяжущий материал - портландцемент или шлакопортландцемент цемент или сульфатостойкий цемент; По типу вещественного состава цементы - сульфатостойкие портландцемент либо сульфатостойкие шлакопортландцемент либо параметр не применяется либо портландцемент с минеральными добавками; Количество активных минеральных добавок в портландцементе на основе портландцементного клинкера - не более 20 или без минеральных добавок или параметр не применяется. Как указано в жалобе портландцемент с минеральными добавками является отдельным видом цемента, при этом в случае применения клея на вяжущем из портландцемента, такой портландцемент должен быть исключительно с минеральными добавками. Таким образом, документация устанавливает для одной и той же характеристики одновременно два различных диапазона возможных значений.
Кроме того Заявитель указывает, что по п.13 "Клей плиточный" в описании требования к параметру "Цемент суфальтостойкий содержит следующие минеральные добавки" указано "доменный гранулированный шлак и/или пуццолан и/или смесь шлака (с пуццоланой или микрокремнеземом) или быть без минеральных добавок или параметр не применяется", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку Инструкцией не предусмотрено описание правила чтения союзов, представленных через косую черту "и/или". При этом исходя из требуемых видов цемента в части его состава, поставляемый товар заведомо не может содержать в своем составе цемент со смесью шлака (с пуццоланой или микрокремнеземом), поскольку это допускается только для сульфатостойкого портландцемента с минеральными добавками, который не входит в число требуемых вариантов. Одновременное наличие шлака и пуццоланы не допускается также и для сульфатостойкого шлакопортландцемента, поскольку это два взаимоисключающих компонента.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанными доводами жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РОС-М" на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Ново-Переделкино" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33
Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Д.С. Грешнева
К.А. Сомов
Исп. Харченко Л.Н. (495) 784-75-05 (153)
1. ГБУ города Москвы "Жилищник района Ново-Переделкино"
119634, Москва, ул. Скульптора Мухиной, д.2
2. ООО "РОС-М"
115230, Москва, проезд Хлебозаводский, д. 7, стр. 9, оф. 901
3. АО "ЭТС"
123317, Москва, ул. Тестовская, д. 10, под. 1, эт. 13
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-1706/77-18 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
12.02.2018 Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок К.А. Сомова,
на основании решения Комиссии от 12.02.2018 по делу N2-57-1706/77-18, по итогам рассмотрения жалобы ООО "РОС-М" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Ново-Переделкино" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лакокрасочных изделий для ремонта подъездов для нужд ГБУ "Жилищник района Ново-Переделкино" (Закупка N0373200014217001361) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии при рассмотрении заявок, а также при заключении контракта по результатам проведения электронного аукциона N0373200014217001361 не учитывать неправомерные требования к товарам, а также неправомерные требования Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе на основании мотивировочной части решения Московского УФАС России от 12.02.2018 по делу N2-57-1706/77-18 и согласно требованиям Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 12.02.2018 по делу N2-57-1706/77-18.
3. Заказчику в срок до 30.03.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Д.С. Грешнева
К.А. Сомов
Исп. Харченко Л.Н. (495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 февраля 2018 г. N 2-57-1706/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2018