Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей ГБУЗ города Москвы "Детская городская клиническая больница имени З.А. Башляевой Департамента здравоохранения города Москвы": А.В. Муханова, Н.М. Грачева,
при участии представителя ООО "СтройСервис": Н.В. Селезнёвой,
рассмотрев жалобу ООО "СтройСервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Детская городская клиническая больница имени З.А. Башляевой Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на на выполнение текущего ремонта входной группы центрального холла главного корпуса в ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" (Закупка N 0373200005817000446) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/5742/18 от 06.02.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заказчиком в аукционной документации установлены, в том числе следующие требования к товарам, применяемым при выполнении работ:
- в п. "Лента изоляционная тип 2" установлены требования "Тип хлопчатобумажной ленты изоляционной: односторонняя; двухсторонняя", "Рабочая температура в условиях неагрессивных сред двухсторонней хлопчатобумажной ленты изоляционной: -30 _ +30 °С";
- в п. "Сетка" установлены требования "Ширина проволочной сетки из высоколегированной стали: от 1500 до 2000* мм", "Вид стали проволочной сетки: низкоуглеродистая или высоколегированная";
- в п. "Кабель-каналы" установлены требования "Ширина кабель-канала с матовой лицевой поверхностью: 40; 25; 32 мм", "Тип лицевой поверхности кабель-канала: матовый; глянцевый";
- в п. "Кабель-каналы: ответвления Т-образные" установлены требования "Тип лицевой поверхности кабель-канала: ответвление Т-образное: матовый; глянцевый", "Ширина с глянцевой лицевой поверхностью кабель-канала: ответвление Т-образное: 25; 32; 40 мм";
- в п. "Плитки керамические тип 3" установлены требования "Толщина плитки керамической без завала 7.5 мм", "Тип плитки керамической по внешнему виду: Плитки с завалом или без завала";
- в п. "Коробки тип 1" установлены требования "Цвет коробки: бежевый; серый; кремовый", "По способу монтажа (установки) серая коробка: навесной для монтажа внутри помещений; навесной для защищенной установки на улице";
- в п. "Смеситель тип 2" установлены требования "Питание сенсорного смесителя: от сети; от батареек", "Исполнение смесителя: локтевой; сенсорный";
- в п. "Автоматический выключатель тип 6" установлены требования "Степень защиты автоматического выключателя от проникновения внешних твердых предметов: от 0х* до 5х*", "Характеристики срабатывания расцепителя автоматического пылезащищенного выключателя: С; D";
- в п. "Электроды тип 3" установлены требования "Класс покрытия электрода по толщине: тонкое; среднее; толстое", "длина электрода со средним покрытием L: 350 мм";
- в п. "Светильники тип 1" установлены требования "Цвет пыленезащищенного светильника: белый; бежевый", "Степень защиты светильника от вредного воздействия в результате проникновения воды: от х0* до х7";
- в п. "Указатели световые" установлены требования "Цвет металлического корпуса указателей световых светодиодных: белый; серый", "Корпус материал изготовления указателей световых светодиодных: пластик; металл".
Заявитель в своей жалобе указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации вышеуказанных требований к применяемым при выполнении работ товарам, поскольку описание вышеуказанных товаров содержит возможность предложения участниками закупки одного из нескольких равноценных вариантов исполнения данных товаров, при этом Заказчиком установлены требования к характеристике только одного из исполнений применяемых изделий, при том, что значение данной характеристики может быть определено в отношении всех исполнений применяемых товаров, так например в п. "Коробки тип 1" Заказчиком предъявлено требование к способу монтажа только коробок серого цвета, при этом в соответствии с действующими строительными нормами коробки должны крепиться к поверхностям вне зависимости от цвета изделия.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость описания применяемых товаров указанным образом, в частности, затруднился пояснить каким образом конкретные исполнения, в том числе товары определенного цвета или внешнего вида, обуславливают необходимость установления Заказчиком дополнительных требований именно к данному исполнению, при том, что все возможные исполнения изделий обладают указанной характеристикой.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1, 2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
2. По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации при описании характеристик товаров, применяемых при выполнении работ установлены нестандартные требования к товарам, а именно, установлены следующие требования:
- в п. "Крепежный элемент: болты тип 6", "Крепежный элемент: болты тип 7", "Крепежный элемент: болты тип 4", "Крепежный элемент: болты тип 6", "Крепежный элемент: болты тип 1", "Крепежный элемент: болты тип 3", "Крепежный элемент: болты тип 2" установлены требования к характеристикам: "Длина болта с лункой на торцовой части шестигранной головки", "Исполнение болта из алюминиевого сплава с шестигранной головкой", "Вид материала изготовления", "Класс прочности болта стального с шестигранной головкой", "Исполнение стального болта с шестигранной головкой", "Марка материала для изготовления болта с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком", "Длина болта с отверстием в шестигранной головке", "Длина болта с отверстием в стержне с шестигранной головкой", "Размер под ключ S болта с шестигранной головкой с цинковым хроматированным покрытием", "Размер шага резьбы стального болта с шестигранной головкой", "Исполнение медного болта с шестигранной головкой", "Размер под ключ S болта с шестигранной головкой с оловянным покрытием", "Размер шага резьбы болта из алюминиевого сплава с шестигранной головкой", "Толщина покрытия болта с шестигранной головкой", "Размер под ключ S болта с шестигранной головкой с цинковым покрытием", "Размер под ключ S болта с шестигранной головкой с никелевым покрытием", "Номинальный диаметр резьбы d болта с шестигранной головкой", "Вид покрытия болта с шестигранной головкой", "Размер шага резьбы медного болта с шестигранной головкой", "Длина болта без отверстий с шестигранной головкой";
- в п. "Шурупы тип 1" установлены требования к характеристикам: "Материал изготовления шурупа", "Исполнение шурупа с потайной головкой", "Длина стального шурупа диаметром резьбы 3.5 мм", "Длина стального шурупа диаметром резьбы 4 мм", "Диаметр резьбы шурупа с крестообразным шлицом", "Толщина покрытия шурупа", "Диаметр резьбы шурупа с прямым шлицом", "Тип шурупа", "Длина стального шурупа диаметром резьбы 5 мм", "Длина стального шурупа диаметром резьбы 6 мм", "Диаметр резьбы шурупа", "Длина стального шурупа диаметром резьбы 3 мм", "Вид покрытия";
- в п. "Болты строительные анкерные с гайками тип 1", "Болты строительные анкерные с гайками тип 2", "Болты строительные анкерные с гайками тип 5", "Болты строительные анкерные с гайками тип 3", "Болты строительные анкерные с гайками тип 4" установлены требования к характеристикам: "Длина анкера болта строительного анкерного с размером резьбы М10 из углеродистой стали", "Толщина прикрепляемого материала строительным анкерным болтом с длиной анкера 200 мм", "Толщина прикрепляемого материала строительным анкерным болтом с длиной анкера 220 мм", "Длина анкера болта строительного анкерного с размером резьбы М12 из углеродистой стали", "Толщина прикрепляемого материала строительным анкерным болтом с длиной анкера 60 мм", "Длина анкера болта строительного анкерного с размером резьбы М10 из нержавеющей стали", "Диаметр анкера болта строительного анкерного", "Толщина прикрепляемого материала строительным анкерным болтом с длиной анкера 65 мм", "Толщина прикрепляемого материала строительным анкерным болтом с длиной анкера 75 мм", "Толщина прикрепляемого материала строительным анкерным болтом с длиной анкера 150 мм", "Материал изготовления болта строительного анкерного", "Толщина прикрепляемого материала строительным анкерным болтом с длиной анкера 100 мм", "Размер резьбы болта строительного анкерного", "Толщина прикрепляемого материала строительным анкерным болтом с длиной анкера 180 мм", "Длина анкера болта строительного анкерного с размером резьбы М12 из нержавеющей стали", "Толщина прикрепляемого материала строительным анкерным болтом с длиной анкера 110 мм", "Толщина прикрепляемого материала строительным анкерным болтом с длиной анкера 130 мм", "Покрытие болта строительного анкерного из углеродистой стали".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к указанным характеристикам применяемых товаров установлены в соответствии с ГОСТ, распространяющимися на указанные товары, в связи с чем указанные характеристики являются стандартными при описании крепежных изделий.
При этом, в своей жалобе Заявитель указывает на то, что указанные требования не позволяют участникам закупки определить характеристики применяемых изделий, а также значения указанных характеристик не предоставляются производителями товаров.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих указанный довод, в частности, свидетельствующих о том, что установленные требования не позволяют определить участникам закупки потребность Заказчика в отношении характеристик товаров, а также свидетельствующих о невозможности определения значений, указанных характеристик товаров.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
3. Заявитель обжалует установление Заказчиком в п. "Комплекты деталей трубопроводов" требований к трем различным типам деталей трубопроводов, а именно крестовины 70°, крестовины 88° и крестовины 45°, которые имеют различные характеристики, в частности, размеры, в связи с чем установление требований к трем различным товарам, в одном пункте Приложения к техническому заданию.
Представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к трем различным товаров, которые не могут быть описаны одними и теми же значениями характеристик, и не требуют прямой совместимости по размерам в одном пункте Приложения к техническому заданию.
Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации требований к характеристикам "Размеры плитки керамической для пола: Толщина", "Размеры плитки керамической прямоугольной формы, кроме плиток для пола: Ширина", "Размеры плитки керамической прямоугольной формы, кроме плиток для пола: Толщина", "Размеры плитки керамической для пола: Длина", "Размеры плиток, кроме плитки керамической для пола: Длина", "Форма плитки керамической для облицовки", "Размеры плитки керамической квадратной формы, кроме плиток для пола: Толщина", "Боковые грани плитки керамической для облицовки", "Размеры плитки керамической для пола прямоугольной формы: Ширина", "Цвет плитки керамической" товара "Плитки керамические тип 2", поскольку Заказчиком при описании одного пункта Приложения к техническому заданию установлены требования к нескольким различным типам плиток, при этом, из указанных требований участникам закупки не представляется возможным определить плитки скольких назначений необходимо указать в заявке, ввиду того, что Заказчиком установлены требования к плиткам для пола, для облицовки, а также использовано словосочетание "кроме плиток для пола" при описании ряда характеристик.
Согласно пояснениям представителя Заказчика при выполнении работ необходимо применять два вида плиток: для пола и для облицовки, - в связи с чем словосочетание "кроме плиток для пола" подразумевает единственный тип плиток - для облицовки.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость описания товаров указанным образом, в частности, установления требований требований к двум типам плиток, которые не могут быть описаны одними и теми же значениями характеристик, и не требуют прямой совместимости в одном пункте Приложения к техническому заданию.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1, 2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
4. В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товарам, применяемым при выполнении работ:
- в п. "Лента тип 1" установлено требование "Минимальная температура монтажа ленты самоклеящейся пароизоляционной бутилкаучуковой: < -10 °С";
- в п. "Клей" установлено требование "Рабочая температура клея: нижний предел: < -20°С";
- в п. "Лента Тип 4" установлено требование "Минимальная температура монтажа ленты самоклеящейся пароизоляционной бутилкаучуковой: < -10 °С";
- в п. "Герметик" установлено требование "Минимальная температура применения герметика: < -50°С";
- в п. "Бирки маркировочные" установлено требование "Минимальная температура эксплуатации бирки маркировочной: < -30°С";
- в п. "Кабели симметричные тип 2" установлено требование "Температурные пределы применения кабеля: нижний предел -40°С".
По мнению Заявителя, указанные требования аукционной документации препятствуют определению участниками закупки диапазона допустимых значений характеристик, поскольку из положений документации не следует, какое значение соответствует требованиям документации о закупке: значение температуры, ниже указанного или значение температуры, соответствующее числу, превышающего указанное значение.
Представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления в документации о закупке требований указанным образом, а также затруднился пояснить каким образом из положений аукционной документации следует каким образом участникам закупки необходимо формировать предложение в отношении указанных характеристик.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1, 2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СтройСервис" на действия ГБУЗ города Москвы "Детская городская клиническая больница имени З.А. Башляевой Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам "Лента изоляционная тип 2", "Сетка", "Кабель-каналы", "Кабель-каналы: ответвления Т-образные", "Плитки керамические тип 3", "Коробки тип 1", "Смеситель тип 2", "Автоматический выключатель тип 6", "Электроды тип 3", "Светильники тип 1", "Указатели световые", "Комплекты деталей трубопроводов", "Плитки керамические тип 2", "Лента тип 1", "Клей", "Лента Тип 4", "Герметик", "Бирки маркировочные", "Кабели симметричные тип 2".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч.1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Д.А. Орехов
С..И. Казарин
Исп. Д.А. Орехов
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 февраля 2018 г. N 2-57-1605/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2018