Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Ушковой Е.И.,
при участии представителя АДМИНИСТРАЦИИ ПОСЕЛЕНИЯ ЩАПОВСКОЕ: Кузьмина В.Б.,
в отсутствие представителей ООО "Лизинговая компания "Сарфинвест", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/5500/18 от 05.02.2018),
в присутствии третьего лица: Шихвелиева Р.Г.,
рассмотрев жалобу ООО "Лизинговая компания "Сарфинвест" (далее - Заявитель) на действия АДМИНИСТРАЦИИ ПОСЕЛЕНИЯ ЩАПОВСКОЕ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия объектов дорожного хозяйства поселения Щаповское (Закупка N 0148300015918000002) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/5500/18 от 05.02.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в п.9 проекта государственного контракта аукционной документации размера обеспечения исполнения контракта 45%.
В силу ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
В соответствии с ч.1 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
На заседании Комиссии Управления установлено, что в проекте государственного контракта указано следующее: "9.2. Обеспечение исполнения контракта, в форме безотзывной банковской гарантии/путем внесения денежных средств, что составляет 45% от начальной (максимальной) цена Контракта, предусмотренной документацией о закупке". (Данный вариант используется только в случае применения антидемпинговых мер в соответствии с требованием части 1 или 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, при условии предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке, по результатам проведения которой заключается настоящий Контракт, во исполнение требований вышеуказанной статьи закона)", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку размер обеспечения составляет 20% от начальной (максимальной) цены контракта, при этом размер контракта превышающий в полтора раза размер обеспечения контракта составляет 30%.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, при этом пояснил, что при составлении аукционной документации допущена техническая ошибка.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении ч.1 ст. 37 Закона о контрактной системе.
2. На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение.
- В п.16 "Раствор строительный ГОСТ 28013" Заказчиком установлены характеристики: "Назначение Может быть использован любой раствор предназначенный для бутовой кладки или для кладки из пустотелого кирпича, для устройства постели,для крепления плит, для крепления облицивочных изделий, для грунта, для набрызга при ручном нанесении или механизированном нанесении, для накрывки"; Основное назначение Кладочные; облицовочные,штукатурные", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку Заказчику безразлично какой бетон будет предоставлен, что не позволяет определить потребность Заказчика. Также в своей жалобе Заявитель указывает на то, что участник не имеет возможности выбора, т. к. предоставляется возможным предоставить только кладочный раствор, поскольку вариант с перечислением одновременно облицовочных и штукатурных отсутствует.
- В п.18 "Резьбовое соединение ГОСТ 7805, ГОСТ 7808, ГОСТ 7798, ГОСТ7796, ГОСТ5927, ГОСТ5915, ГОСТ11371, ГОСТ18123, ГОСТ6402, ГОСТ24670, ГОСТ 1759.0, ГОСТ5932, ГОСТ5918, ГОСТ 397 ГОСТ9.303" Заказчиком установлены характеристики "Диаметр резьбы от M5 менее M10, от M10 менее M18"; "Конструкция"; "внутренний диаметр шайбы"; "внешний диаметр шайбы"; "Размер S"; "Высота головки" что по мнению заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку зная диаметр резьбы и конструкцию болта предоставляется возможным определить иные характеристики, которые напрямую зависят от диаметр резьбы и конструкции болта. Таким образом выражая своё согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных аукционной документацией, участник закупки соглашается и на соответствие характеристик товаров требованиям государственных стандартов, перечень которых установлен заказчиком в инструкции по заполнению заявки. То есть, указывая значения основных показателей товара и выражая своё согласие на соответствие всех технических характеристик данного товара требованиям ГОСТ, участник декларирует и то, что все второстепенные показатели, чьё значение зависит от значения основных, будут соответствовать ГОСТ.
- В п.30 "Растворы строительные ГОСТ 28013" Заказчик устанавливает требование: "Марка по подвижности Пк2; Пк4"; "Назначение: Растворы должны применяться для монтажа строительных конструкций или для кладки кирпича и камня", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно приложению ГОСТ 28013 требования противоречат друг другу, а именно для устройства постели при монтаже стен из крупных бетонных блоков и панелей используется марка Пк2, для кладки кирпича и камня марка Пк2 или Пк3 (в зависимости от вида кирпичей и камней), при этом марка Пк4 используется для заливки пустот в кладке и подачи растворонасосом и при механизированном способе нанесения штукатурных растворов для грунта, что не позволяет выбрать марку Пк4.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при оказании услуг, вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционные документации Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение.
- В п.17 "Смесь асфальтобетонная ГОСТ 9128 (указывать все параметры для каждого типа отдельно)" Заказчиком установлены характеристики: "Вид в зависимости от вязкости и температуры укладки Холодные и горячие", "Тип А, Б, Бх, В, Вх, Д; Дх", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку не предоставляется возможным выбрать тип Дх, так как в инструкции указано: "В случае, если одновременно используются символы "запятая" и "точка с запятой" либо другие знаки альтернативности, то приоритетным символом является запятая (например, если стоит требование А, Б; В то участник может указать "А и Б" или "А и В"). "превосходящая по качеству", "лучше" - любая марка или тип, в рамках нормативного документа на требуемый материал, которая превосходит по качеству данную марку или тип. "не хуже" - любая марка или тип, в рамках нормативного документа на требуемый материал, которая соответствует параметрам эквивалентности данной марки/типа или лучше нее/него".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно инструкции по заполнению заявки требуется выбрать Тип (А, Б, Бх, В, Вх), а также выбрать один из типов Д или Дх, что позволяет определить потребность Заказчика и заполнить заявку на участите в данном аукционе на условиях аукционной документации.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления Заявитель отсутствовал, в материалах жалобы Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, невозможность заполнения первой части заявки в соответствии с вышеуказанными требованиями, а также каким образом вышеуказанные требования влияют на законные права и интересы Заявителя и не позволяют заполнить первую часть заявки на условиях аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
4. Согласно доводам жалобы в сметных документациях отсутствуют холодные смеси асфальтобетонные, при этом указано 3 вида горячих смесей асфальтобетонных, в то время как Заказчиком установлены требование к холодным смесям, что может вводить участников закупки в заблуждение и не позволяет сформировать свое ценовое предложение для участия в данном аукционе.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация, а именно краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, которые отсутствуют в расчете начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в какой части аукционной документации содержится указание, при выполнении каких работ и в каком объеме используются смеси холодные асфальтобетонные.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Лизинговая компания "Сарфинвест" на действия АДМИНИСТРАЦИИ ПОСЕЛЕНИЯ ЩАПОВСКОЕ обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, а также размеру обеспечения исполнения контракта в случае применения антидемпинговых мер, также установления требований к товарам, не являющимся объектом закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ст.42, ч.1 ст. 37 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Е.И. Ушкова
Исп. Максимов И.С.
Тел. (495) 784-75-05 доб.186
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 февраля 2018 г. N 2-57-1607/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2018