Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
при участии представителей:
ФКУЗ "ЦА N 1 МВД России": Е.М. Шеловцовой, М.С. Лапина,
ООО "ИнвестПроект": Е.В. Поляковой,
рассмотрев жалобу ООО "ИнвестПроект" (далее - Заявитель) на действия ФКУЗ "ЦА N 1 МВД РОССИИ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на лекарственные препараты и материалы, применяемые в медицинских целях (Закупка N 0373100057518000004) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного аукциона.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/5030/18 от 01.02.2018), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
1. На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п.6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с п.7 ч.2 ст.83 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
В силу п.2 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных п.6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указывают:
а) лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.);
б) дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности;
в) остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени (например, "не ранее 1 января 2020 г." или "не менее 12 месяцев с даты заключения контракта" и др.).
Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно установлены требования к лекарственным препаратам, совокупности которых соответствуют препараты единственных производителей, а именно: по п.16 "Тофизопам таблетки 50 мг" соответствует препарат с торговым наименованием "Градиксин" (П N013243/01) производитель ОАО "Фармацевтический завод ЭГИС", Венгрия; по п.23 "беззародышевые водные субстраты продуктов обмена веществ: Escherichia coli DSM 4087 24,9481 г Streptococcus faecalis DSM 4086 12,4741 г Lactobacillus acidophilus DSM 4149 12,4741 г Lactobacillus helveticus DSM 4183 49,896 г Капли для приема внутрь" соответствует препарат с торговым наименованием "Хилак Форте" (П N014917/01) производитель Ратиофарм ГМБХ, Германия, при этом, ограничивающим количество участников закупок требованием является требование к дозировке и формам выпуска лекарственного препарата, без возможности предложения к поставке их эквивалентов.
Комиссия Управления отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика не представлено документов, подтверждающих, что совокупности установленных по вышеуказанным показателям требований соответствуют препараты нескольких производителей, при этом, представители Заказчика пояснили, что техническом задании нет запрета на применение пересчета и перевода по дозировкам и количеству упаковок, кроме того, в таблицах технических заданий содержатся графы "МНН" (где указана форма и дозировка) и "Кол-во условных единиц" (где указано количество требуемого препарата), на основании чего участникам закупки представляется возможным рассчитать количество требуемого к поставке каждого препарата, а следовательно, и предложить эквивалент.
Однако представители Заказчика затруднились пояснить, в какой части аукционной документации установлено положение, допускающее возможность поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве или с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1, п.6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении требований об одновременной поставке в рамках одного лота препаратов выпускаемых единственных производителей, и иных препаратов, совокупности требований к которым отвечают препараты различных производителей.
2. Также, по мнению Заявителя, в аукционной докунметации установлены избыточные требования к закупаемым товарам, таким как: п.9 "Диосмин таблетки, покрытые пленочной оболочкой 500 мг" , п.19 "Алюминия гидрокс ид гель 6 г магния гидроксид 80 мг симетикон 100 мг порошок корней солодки голой 400 мг суспензия", п.26 "Поливитамины + Прочие препараты лецитин (содержащий 300 мг фосфатидилхолина) 857,13 мг, витамин Е (токоферола ацетат) 10 мг, витамин B1 (тиамина мононитрат) 10 мг, витамин B2 (рибофлавин) 6 мг, витамин B6, (пиридоксина гидрохлорид) 10 мг, витамин B12 (цианокобаламин) 0,01 мг, никотинамид 30 мг капсулы", установлены таким образом, что под требования вышеуказанных характеристик соответствуют товары единственных производителей, а именно ТН "Венолек", ТН "Рельцер", ТН "Ливолин Форте", соответственно.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что под характеристики установленные в аукционной документации подходят как минимум два торговых наименования, а именно: помимо препаратов, указанных в жалобе, требованиям технического задания по п.9 соответствует ТН "Детралекс", по п.19 ТН "Альмагель нео", по п.26 ТН "Эссливер Форте".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя не представил соответствующих документов, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, в том числе свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок. Кроме того, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений подтверждающих несоответсвие лекарственных препаратов, наименования которых озвучены Заказчиком требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ИнвестПроект" на действия ФКУЗ "ЦА N 1 МВД России" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Р.Г. Осипов
Исп. Максимов И.С.
8(495) 784-75-05 доб. 186
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 февраля 2018 г. N 2-57-1473/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2018