Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Ильченко Л.А. |
- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов закупок; |
Члены Комиссии: |
Чиняева Н.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок |
|
Кириченко Т.С.
|
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
в присутствии представителей:
- заявителя ООО "Центр утилизации "Мастер" - Лебединский Павел Викторович (представитель по доверенности), Мешков Александр Сергеевич (представитель по доверенности),
- заказчика - федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 6" (далее - ФГУП "ГВСУ N 6") - Пугачев Алексей Игоревич (представитель по доверенности), Агаев Олег Эльчинович (представитель по доверенности),
- третьего лица ООО "ЭкоСтар Технолоджи" - Макаров Михаил Александрович (представитель по доверенности), Лопатин Михаил Викторович (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу заявителя ООО "Центр утилизации "Мастер" и материалы дела 7-1/39,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба заявителя ООО "Центр утилизации "Мастер" на действия заказчика - ФГУП "ГВСУ N 6" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, вывозу, утилизации и обезвреживанию отходов производства I-IV классов опасности для обеспечения производственной деятельности филиала "УПП-723" ФГУП "ГВСУ N 6" (реестровый номер закупки 0522100000617000091).
По мнению заявителя, установленные положения аукционной документации противоречат требованиям Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно установления требования о наличии в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности места осуществления деятельности в части сбора и транспортирования по отходам, указанным в документации - Хабаровский край.
На основании ст. 99 Закона о контрактной системе Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0522100000617000091 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 29.12.2017.
Изменение извещения N 0522100000617000091 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 12.01.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 201 822 рублей 39 копейки.
Источник финансирования: оплата осуществляется за счет средств от коммерческой деятельности предприятия.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 30.01.2018 поступило 3 заявки с порядковыми номерами - 1,2,3, указанные заявки допущены до участия в электронном аукционе.
В процессе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым, считает жалобу необоснованной в полном объеме.
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представители заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представители заказчика поддержал позицию, изложенную в отзыве.
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представители третьего лица пояснили следующее.
Учитывая изменения, вступившие в январе 2018 года, понятие сбора отходов в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" изменилось на "прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение".
Таким образом, сбор отходов может осуществлять только тот лицензиат, который имеет право в соответствии с лицензией осуществлять конечный вид деятельности - обезвреживание, захоронение, утилизацию.
Вместе с тем, поскольку извещение о проведении электронного аукциона размещено до вступления в законную силу Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым изменено понятие "сбор отходов", то при описании объекта закупки и установлении требований к участникам аукциона заказчик правомерно руководствовался положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89) в редакции, действовавшей до вступления в силу изменений.
Так, Законом N 89 в старой редакции понятие сбора отходов определено, как прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов, в связи с чем, местом сбора отходов, указанных в соответствии с ФККО в аукционной документации, является территориальное место расположения отходов у заказчика, а именно Хабаровский край.
Таким образом, представители третьего лица считают жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела 7-1/39, заслушав представителей заявителя, заказчика, третьего лица, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе определено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ N 99), установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, в том числе, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 15 ФЗ N 99 приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором указываются виды отходов I - IV классов опасности и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов.
Пунктом 12.2.4 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации установлены требование о предоставлении копий документов, предоставляемых в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, подтверждающих соответствие Товара, работы, услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно действующая лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, с наличием в приложении к лицензии:
а) видов отходов:
- Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 71 101 01 52 1);
- Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом (код по ФККО 9 20 110 01 53 2);
- Отходы минеральных масел моторных (код по ФККО 4 06 110 01 31 3);
- Отходы минеральных масел трансмиссионных (код по ФККО 4 06 150 01 31 3);
- Отходы минеральных масел индустриальных (код по ФККО 4 06 130 01 31 3);
- Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) (код по ФККО 9 19 204 01 60 3);
- Шины пневматические автомобильные отработанные (код по ФККО 9 21 110 01 50 4).
б) видов деятельности по отходам указанным выше - сбор, транспортирование, утилизация и/или обезвреживание.
в) местом осуществления деятельности в части сбора и транспортирования по отходам указанным выше - Хабаровский край.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ N 99 в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Согласно п. 8 ст. 3 ФЗ N 99 местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
В соответствии с ч. 5 ст. 9 ФЗ N 99 установлено, что деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Изменения в аукционную документацию в части установления требования о наличии в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности места осуществления деятельности в части сбора и транспортирования отходов, указанных в документации - Хабаровский край внесены заказчиком 12.01.2018, то есть после того, как вступил в законную силу Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, при установлении указанных требований необходимо руководствоваться положениями Закона N 89 в новой редакции.
Законом N 89 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) определены, такие понятия, как:
- сбора отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
- транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
Таким образом, транспортирование отходов осуществляется от места расположения отходов у заказчика, а местом сбора отходов является территориальное место лицензиата, имеющего право на обработку, утилизацию, обезвреживанию, размещению.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы в части установления требования к лицензии в части места оказания услуг по сбору, что является нарушением требований ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Однако, довод жалобы, касающейся требования об указании в лицензии конкретного места осуществления лицензируемого вида деятельности - транспортирование, Комиссией Хабаровского УФАС России признан необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Извещением о проведении электронного аукциона установлены единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), а также требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, однако отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о нарушении требования ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Центр утилизации "Мастер" на действия заказчика - ФГУП "ГВСУ N 6" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, вывозу, утилизации и обезвреживанию отходов производства I-IV классов опасности для обеспечения производственной деятельности филиала "УПП-723" ФГУП "ГВСУ N 6" (реестровый номер закупки 0522100000617000091 - частично обоснованной.
2. Признать заказчика - ФГУП "ГВСУ N 6" нарушевшим требования ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику ФГУП "ГВСУ N 6" предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы дела N 7-1/39 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его оглашения в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии: |
Ильченко Л.А. |
Члены Комиссии: |
Чиняева Н.В.
Кириченко Т.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 30 января 2018 г. N 38
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2018