Резолютивная часть объявлена 12.02.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 13.02.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ИП Марлагиной М.А. (ИНН 550408299343, ОГРНИП 315554300022434) от 05.02.2018 N151-ж на действия аукционной комиссии Заказчика - БУ "ДЭСЗ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка рассады однолетников (извещение N0387200017717000354) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе.
В доводах жалобы Заявитель указал, что считает отклонение заявки необоснованным, так как в указанных пунктах мною соблюдены все требования документации о таком аукционе (указаны все требуемые конкретные показатели товара, страна происхождения).
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 части статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считаю действия Уполномоченного органа, Заказчика незаконными и необоснованными, нарушающими требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ " О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", влекущее необоснованное ограничение количества участников закупки, сокращающее число потенциальных участников, что может привести к ограничению конкуренции.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, о том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
Считаю действия должностных лиц Заказчика направленными на отстранение участия в торгах претендентов, на ограничение доступа к участию в торгах, проявившееся в безосновательном устранении от участия в торгах, создании необоснованных препятствий ( нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка рассады однолетников (извещение N0387200017717000354) размещены на официальном сайте единой информационной системы 24.11.2017.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.01.2018 N0387200017717000354-1-1 аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске заявки Заявителя в связи с ее несоответствием требованиям аукционной документации по следующим основаниям:
- в п. 6 требовался "диаметр 10-12 см", участником предложено "10-12 см";
- в п. 7 требовался "диаметр 3-6 см", участником предложено "3-6".
В соответствии с пунктом 23 раздела 1 аукционной документации первая часть заявки должна содержать согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" настоящей документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно техническому заданию Заказчику требуется:
6 |
Бархатцы Купидон |
Однолетнее. Сильноветвистые стебли высотой в диапазоне 30-35 см направлены вверх, образуют плотный кустик обратно пирамидальной формы. Оригинальная форма оранжевых\лимонно-жёлтых хризантемовидных соцветий диаметром 10-12 см. Для посадки открытый грунт. |
7 |
Бегония Вечноцветущая |
Однолетнее. Компактный габитус с хорошим ветвлением и ранним продолжительным цветением. Растение с компактным кустиком шарообразной формы высотой и диаметром около 20 и 25 см соответственно. Цветки требуются лососево-алого цвета, крупные, 3-6 см в диаметре, листья должны быть блестящие, темно-зеленые. |
Инструкцией по заполнению заявки установлено, что при подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ".
Участник предлагает одно конкретное значение, за исключением описания диапазонных значений (Раздел II), в случае применения заказчиком в техническом задании при описании значения показателя с использованием следующих слов (знаков/символов):
- знака "-" - участником предоставляется диапазонное значение, при этом предельные значения не входят в рамки.
Таким образом, исходя из требований инструкции по заполнению заявки, в случае указания в техническом задании знака "-" участник должен предложить диапазон, значения которого должны быть меньше требуемого Заказчиком.
Заявитель в заявке указал следующее.
6 |
Бархатцы Купидон |
Однолетнее. Сильноветвистые стебли высотой в диапазоне 30-35 см направлены вверх, образуют плотный кустик обратно пирамидальной формы. Оригинальная форма лимонно-жёлтых хризантемовидных соцветий диаметром 10-12 см. Для посадки открытый грунт. |
7 |
Бегония Вечноцветущая |
Однолетнее. Компактный габитус с хорошим ветвлением и ранним продолжительным цветением. Растение с компактным кустиком шарообразной формы высотой 18-22 см и диаметром 22,5-27,5 см. Цветки лососево-алого цвета, крупные, 3-6 см в диаметре, листья блестящие, темно-зеленые. |
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что заявка Заявителя не соответствует требованиям аукционной документации, поскольку заполнена без учета требований инструкции по заполнению заявки.
Исходя из требований части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях аукционной комиссии не установлены.
2. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Комиссии Управления, показатели, установленные в пунктах 6, 7 технического задания могут быть как диапазонными так и конкретными.
Подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению заявки состоит из трех разделов:
- Раздел I "конкретные значения";
- Раздел II "диапазонные (интервальные) значения";
- Раздел III "общие сведения".
Из раздела I "конкретные значения" следует, что участник предлагает одно конкретное значение, за исключением описания диапазонных значений (Раздел II), в случае применения заказчиком в техническом задании при описании значения показателя с использованием следующих слов (знаков/символов):
- слово "около" - то участник должен указать диапазонное значение, увеличив не более чем на десять процентов как в меньшую, так и в большую сторону от требуемого значения;
- слов "в пределах от_ до_" - участником предоставляется диапазонное значение в рамках указанных значений, при этом предельные значения не входят в рамки;
- знака "-" - участником предоставляется диапазонное значение, при этом предельные значения не входят в рамки.
Таким образом, в соответствии с разделом I "конкретные значения", предполагающего указание в соответствии с инструкцией конкретных значений, по пунктам 6, 7 технического задания участникам необходимо предложить диапазонные значения.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
По мнению Комиссии Управления, указанная инструкция по заполнению заявки не соответствует требованиям части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку вводит в заблуждение и влечет ограничение количества участников.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, в виду ранее выданного по жалобе ООО "Д-Марк" от 30.01.2018 N127-ж.
По доводам Заявителя в отношении положений документации, Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что в случае наличия оснований, ИП Марлагина М.А. имела право обратиться с жалобой об обжаловании положений документации до окончания срока подачи заявок (до 24.01.2018), вместе с тем, Заявитель своим правом не воспользовался.
Жалоба ИП Марлагиной М.А. рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по процедуре, предусмотренной Законом о защите конкуренции и Административным регламентом ФАС России от 25.05.2012 N339 по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ИП Марлагиной М.А. (ИНН 550408299343, ОГРНИП 315554300022434) от 05.02.2018 N151-ж на действия аукционной комиссии Заказчика - БУ "ДЭСЗ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка рассады однолетников (извещение N0387200017717000354) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БУ "ДЭСЗ" нарушения части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, в виду ранее выданного по жалобе ООО "Д-Марк" от 30.01.2018 N127-ж.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12 февраля 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2018