Резолютивная часть решения оглашена "7" февраля 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено "12" февраля 2018 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель -руководитель управления <_>,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <_>,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти<_>,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти <_>,
в отсутствие на рассмотрении жалобы (после перерыва) представителей:
администрации города Рассказово Тамбовской области,
МКУ "Комитет по управлению городским хозяйством",
ООО "Гарант Сервис",
рассмотрев жалобуООО "Гарант Сервис" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Комитет по управлению городским хозяйством" при проведении электронного аукциона N 0164300031418000002 на выполнение ремонтных работ помещения по адресу: г.Рассказово, ул.Маяковского,д. 5, пом.1 и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Администрация города Рассказово Тамбовской области(далее Уполномоченный орган) 29.01.2018 опубликовалана официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка"извещение N 0164300031418000002 о проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ помещения по адресу: г.Рассказово, ул.Маяковского,д. 5, пом.1 (далее - Аукцион).
Заказчик - МКУ "Комитет по управлению городским хозяйством".
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 991 088 ,00 руб.
ООО "Гарант Сервис", считая документацию об аукционе, а именно инструкцию по заполнению первой части заявок, несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Заказчикпредставил письменные возражения по существу жалобы и просил отказать в ее удовлетворении.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, поясненияЗаказчика, Уполномоченного органа, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1.Заявитель в жалобе указывает, что в документации об аукционе Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе, что может привести к ограничению доступа к участию в аукционе.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод жалобы обоснованным по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Характеристики необходимых к применению при исполнении контракта товаров (материалов) установлены Заказчиком в Техническом задании (приложение N2) (далее - Техническое задание).
В пункте 4.3 раздела 4 "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе" документации об Аукционе установлено, что "при заполнении заявки на участие в аукционе, описании сведений, представление которых предусмотрено документацией об аукционе, указании конкретных показателей поставляемого (используемого) товара должны применяться общепринятые обозначения и наименования".
В пункте 4.5 указанного выше раздела 4 установлено: "Сведения, содержащиеся в заявке участника аукциона, не должны допускать двусмысленных толкований".
Инструкция по заполнению заявок размещена Заказчиком в отдельном файле.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что содержание инструкции по заполнению заявки не помогает однозначно толковать требования Заказчика к описанию материалов, поскольку Заказчик устанавливает в Инструкции необходимость выбора и описания товара в зависимости от указания характеристик в определенной словесной конструкции, наличия (отсутствия) различных знаков в тексте, а также по типу "показателя", что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку понятие "показателя", используемое в инструкции, может по-разному толковаться участниками закупки и заказчиком.
Кроме того, Инструкция имеет излишне сложный и запутанный характер, в результате чего затруднительно практическое понимание ее смысла и применение, что создает риск отказа в допуске заявки к участию в аукционе.
Например, Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что словосочетание "не более" встречается в Инструкции 13 раз и имеет различные варианты интерпретации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России установлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе, которые могли привести к нарушению прав и законных интересов участников данной закупки.
2.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено при описании в документации о закупке объекта закупки использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав Инструкцию по заполнению заявок на участие в аукционе, установила, что инструкция содержит требования противоречащие ГОСТам.
Согласно положениям Инструкции "Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки, в том числе при приемке товара_
В случае указания на то, что товар должен соответствовать государственным стандартам, то указанные конкретные показатели, предложенного товара участником для использования при выполнении работ, должны соответствовать и государственному стандарту, и требованиям документации об аукционе...
Если требуемые значения параметра содержат символы и словосочетания: "приблизительно", "примерно", "допустимо", "недопустимо", "может быть", "не может быть", "должен", "аналог", "эквивалент", "должен быть", "быть", "будет", "теоретически", "ориентировочно", "примерно", "эквивалент", "аналог", "или", "требуется", "необходимо", "не более", "не менее", "менее", "более", "выше", "ниже", "свыше", "от", "", "
", ">", "<" (и их производными и символами) участник не должен употреблять в составе своей заявки данных слов, так как они напрямую указывают на неконкретное значение предлагаемого параметра, кроме случая, если такие слова и символы содержатся в описании показателя, значение которого не может изменяться_".
Комиссией Тамбовского УФАС России установлены противоречия и неясности в приведенных положениях Инструкции.
Так, Заказчиком указано, что показатели предложенного товара участником для использования при выполнении работ должны соответствовать и государственному стандарту, и требованиям документации об аукционе, при этом Заказчиком установлен запрет на словосочетания "не более", "не менее"и прочее, при этом многие ГОСТы содержат показатели товаров (материалов) с использованием слов "не более", "не менее" и т.д.
В связи с этим указанное положение инструкции не только запутывает участников закупки, но и противоречит ГОСТам.
Например, по позиции 15 Технического задания "Кирпич" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: "Кирпич может быть пустотелый или полнотелый с пустотностью не более 13%".
Согласно требованиям п. 3.4 ГОСТа 530-2012 "Кирпич и камень керамические": "кирпич полнотелый: Изделие, в котором отсутствуют пустоты или с пустотностьюне более 13%".
Однако Заказчик установил запрет на употребления слова "не более", что не соответствует ГОСТу и нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Тамбовского УФАС России установила также, что по некоторым позициям Технического задания Заказчиком установлены значения показателей, противоречащие ГОСТ, в связи с чем, участник закупки может предложить в составе первой части заявки показатели, соответствующие требованиям документации об Аукционе, которые в свою очередь будут противоречить требованиям ГОСТов, распространяющихся на данные товары.
При этом, согласно положениям Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе "При подготовке заявки не допускается изменение наименований показателей, установленных заказчиком. Предоставление участником показателей сизмененным (отсутствует часть наименования показателя, отсутствует какое-либо слово в наименовании показателя, добавлена часть наименования, изменены значения в наименовании и пр.) будет трактоваться комиссией как непредставление показателя".
Например, по позиции 36 Технического задания "Плиты тротуарные" Заказчиком указано, в том числе, следующее:"Отклонение от плоскости лицевой поверхностине должно превышать 5 мм".
Согласно требованиям п. 1.3.22 ГОСТа 17608-91 "Плиты бетонные тротуарные" значения действительных отклонений геометрических параметров плит не должны превышать предельных, указанных в табл.2.
Наименование отклонения геометрического параметра |
Наименование геометрического параметра |
Пред. откл. |
Отклонение от прямолинейности профиля лицевой поверхности Отклонение от плоскостности лицевой поверхности Отклонение от перпендикулярности торцевых и смежных им граней |
Длина, ширина: До 250 От 250 до 500 " 500 " 1000 Толщина -
-
- |
_4 _5 _6 _5 5
5
4 |
Однако, требование установленное Заказчиком по п. 36 "должно превышать 5 мм" противоречит требованиям соответствующего ГОСТа.
Кроме того, Заказчиком в Техническом задании установлены противоречивые требования.
Так, например, по п. 20 Технического задания "Кран шаровый тип 1" Заказчиком установлены следующие требования:
"Кран шаровой латунный предназначен для установки на трубопроводах в качестве запорного устройства для воды и пара. Диаметр условного прохода должен быть 20 мм. Строительная высота должна быть более 40 менее 55 мм. Строительная длина должна быть более 90 менее 100 мм. Орган управления требуется "бабочка". Рабочая среда должна быть вода, пар. Материал корпусных деталей должен быть латунь. Материал шаровой заслонки должен быть латунь. Рычаг должен быть изготовлен из алюминия, должен быть с покрытием эпоксиполиэфирной порошковой композицией красного цвета. Тип резьбы должен быть внутренняя\накидная гайка. Материал уплотнений шара и штока должен быть фторопласт. Класс герметичности затвора должен быть А. Тип проточной части корпуса должен быть полнопроходной. Рабочее давление не должно быть 1,0 МПа. Диапазон температуры рабочей среды должен быть отплюс 1 до плюс 150 градусов Цельсия".
Из данных требований Заказчика не ясно, с каким органом управления требуется кран шаровой латунный - "бабочка" или "рычаг".
На основании изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком при утверждении документации об Аукционе части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.2.В пункте 2.9. проекта муниципального контракта Заказчиком установлено следующее:"В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком предусмотренных Контрактом обязательств, Заказчик вправе произвести оплату по Контракту только после перечисления Подрядчиком соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) или произвести оплату путем выплаты Подрядчику суммы, уменьшенной на сумму неустойки (штрафа, пени)".
Частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Право Заказчика производить оплату товара только после перечисления поставщиком штрафа, пени не предусмотрено действующим законодательством о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что пункт 2.9. проекта контракта противоречит части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в части возможности Заказчика оплатить контракт после перечисления поставщиком штрафа, пени, а потому неправомерная часть подлежит исключению из контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гарант Сервис" обоснованной.
2. Признать Заказчика -МКУ "Комитет по управлению городским хозяйством" нарушившимч. 13.1 ст. 34, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии заказчика, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_.>
<_>
<_>
Исп.: Козлова Н.Е.
тел: 8 (4752) 72-73-44
Администрация города Рассказово
Тамбовской области
393250, Тамбовская обл,
Рассказово г, ул. Советская, 1
econ@g31.tambov.gov.ru
МКУ "Комитет по управлению городским хозяйством"
393250, Тамбовская обл., г. Рассказово,
ул. Советская 103
econ@g31.tambov.gov.ru
ИНН 6828007084
ООО "Гарант Сервис"
392000, г. Тамбов, ул. Б. Федорова, д. 12
servis-garant68@mail.ru
ИНН 6829109360
АО "Единая электронная торговая площадка"
115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5
info@roseltorg.ru
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делуNРЗ-15/18о нарушении законодательства
о контрактной системе
Резолютивная часть предписания оглашена "7" февраля 2018 года.
В полном объеме предписание изготовлено "12" февраля 2018 года.
г.Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель -руководительуправления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
на основании своего решения от 12.02.2018 по делу N РЗ-15/18 о нарушении законодательства о контрактной системе на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Аукционной комиссии Заказчика МКУ "Комитет по управлению городским хозяйством" отменить протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе от 09.02.2018, составленный в ходе проведения электронного аукциона N 0164300031418000002.
2. Заказчику - МКУ "Комитет по управлению городским хозяйством" внести изменения в аукционную документацию электронного аукциона (извещение N 0164300031418000002), приведя ее в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения Тамбовского УФАС России от 12.02.2018 по делу N РЗ-15/18.
3. Заказчику продлить срок подачи заявок на участие в аукционе N 0164300031418000002 с учетом требований части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, а также назначить новую дату проведения Аукциона.
4. Оператору электронной площадки (АО "Единая электронная торговая площадка"):
- отменить протокол проведения электронного аукциона (при его наличии);
- обеспечить программную возможность исполнения п.п. 1, 2, 3 настоящего предписания;
- назначить время проведения Аукциона и разместить информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, о внесении изменений в аукционную документацию электронного аукциона (извещение N 0164300031418000002) и новом сроке подачи заявок, дате проведения аукциона.
5. Настоящее предписание исполнить в срок до 28 февраля 2018 года.
6. Лицам, указанным в настоящем предписании, сообщить и представить доказательства его исполнения в Тамбовское УФАС России в срок до "28" февраля 2018 года.
Комиссия Тамбовского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
Исп. Козлова Н.Е.
тел. 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 7 февраля 2018 г. N РЗ-15/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2018