Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Недра Сибири" на действия Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Спортивный зал со вспомогательными помещениями муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 6 с углубленным изучением отдельных предметов г. Владивостока" (ул. Казанская, 4)" (извещение N 0320300113618000001) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как документация об аукционе не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, а именно:
- описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
- требование к обеспечению контракта не соответствует нормам Закона N 44-ФЗ.
Огласив жалобу, зслушав пояснения стороны присутствующей при рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статьей 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер;
- использование при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
При этом, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В жалобе заявитель указывает, что предусмотренный Заказчиком в проекте контракта срок выполнения работ - 284 календарных дня, с момента заключения контракта, значительно короче срока, предусмотренного Проектом организации строительства - 13,5 месяцев, что не позволяет считать объективным составленное Заказчиком описание объекта закупки.
Комиссия Приморского УФАС России, рассмотрев документацию об аукционе установила, что заказчик описал объект закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пояснениям заказчика в целях реализации одного проекта Заказчик имеет право заключить несколько контрактов, количество контрактов в целях реализации одного проекта может быть любым, нормативно это число не закреплено. Потребность Заказчика в осуществлении закупки определяется интересами и потребностями муниципального образования, а также наличием финансирования.
В связи с наличием финансирования в 2017 году оказалось возможным осуществить закупку лишь на часть работ по строительству объекта: "Спортивный зал со вспомогательными помещениями муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 6 с углубленным изучением отдельных предметов г. Владивостока" (ул. Казанская, 4)" в соответствии с проектной документацией.
Так, 25 сентября 2017 года был заключен контракт N975/291-82/17 на выполнение работ по сносу существующего здания в рамках строительства объекта: "Спортивный зал со вспомогательными помещениями муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 6 с углубленным изучением отдельных предметов г. Владивостока" (ул. Казанская, 4)". В соответствии с данным контрактом значительная часть работ подготовительного периода, указанных в Проекте организации строительства, была выполнена.
В Разделе 3. Техническая часть документации об электронном аукционе на право заключить муниципальный контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Спортивный зал со вспомогательными помещениями муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 6 с углубленным изучением отдельных предметов г. Владивостока" (ул. Казанская, 4)" указаны необходимые работы со ссылкой на проектную документацию N165-839/09. В соответствии с требуемым объемом работ и формулами расчета, представленными в Проекте организации строительства, был рассчитан срок выполнения работ по контракту - 284 календарных дня (с учетом выполненного ранее объема работ по сносу существующего здания и подготовке строительной площадки).
Таким образом, срок выполнения работ - 284 календарных дня, указанный в Разделе 2. Информационная карта и Разделе 4. Проект муниципального контракта документации об электронном аукционе на право заключить муниципальный контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Спортивный зал со вспомогательными помещениями муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 6 с углубленным изучением отдельных предметов г. Владивостока" (ул. Казанская, 4)", является достаточным для выполнения работ указанных в Разделе 3. Техническая часть со ссылкой на Проект N 165-839/09.
В соответствии с проектной документацией на строительство объекта, получившей положительное заключение государственной экспертизы, предусмотрено технологическое оборудование, необходимое для дальнейшей эксплуатации объекта.
В техническое задание настоящей закупки на выполнение работ по строительству объекта поставка технологического оборудования не включена, хотя технологическое оборудование является частью проекта.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Таким образом, заявленные требования к работам для нужд заказчика установлены, исходя из потребностей заказчика, и необходимы для качественного оказания заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
Следовательно, заказчик не допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, т. к. документация об аукционе содержит описание объекта закупки в соответствии с требованиями части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Частью 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с документацией об аукционе, срок представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее, чем на один месяц.
Заказчик установил в проекте контракта условие, об обязанности подрядчика предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения контракта, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств.
В соответствии со ст. 96 Закона N 44-ФЗ заказчиком в проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона N 44-ФЗ. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч. 5 ст. 45 Закона N 44-ФЗ заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления. Частью 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком.
Таким образом, если выданная банком банковская гарантия соответствует требованиям закона и требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и информация о банковской гарантии содержится в реестре банковских гарантий, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, то заказчик обязан принять ее и заключить контракт с участником закупки, предоставившим данное обеспечение.
Тем самым, заказчик, установив дополнительные требования к банковской гарантии, из которых следует право заказчика требовать замены обеспечения контракта в случае когда обеспечение перестало быть действительным, противоречит требованиям части 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ и возлагает на поставщика обязанность не предусмотренную положениями Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" на действия Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Спортивный зал со вспомогательными помещениями муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 6 с углубленным изучением отдельных предметов г. Владивостока" (ул. Казанская, 4)" (извещение N 0320300113618000001) обоснованной в части нарушения части 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ.
2. Признать по результатам рассмотрения жалобы и проведенной внеплановой проверки, что заказчик допустил нарушение:
- части 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ, поскольку установил дополнительные требования к банковской гарантии.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении открытого аукциона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 9 февраля 2018 г. N 65/04-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2018