Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "ТД "ВИАЛ" на действия аукционной комиссии Заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Находкинская городская больница" при проведении электронного аукциона на поставку антибактериальных препаратов (извещение N 0320300150417000462) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя, Аукционная комиссия допустила нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как неправомерно отклонила заявку Заявителя.
Также заявитель считает, что документация об аукционе не соответствует требованиям Закона N 33-ФЗ.
Вместе с тем, Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона N 44-ФЗ жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика осуществляется только в судебном порядке.
Следовательно, обжаловать положения документации об аукционе заявитель может только в судебном порядке.
Заказчик не согласился с доводами жалобы, считает, что аукционная комиссия правомерно приняла решение об отказе в допуске к участию в аукционе заявителя.
Огласив жалобу, заслушав объяснения стороны, участвующей в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Согласно части 3 статьи 67 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации, а также, в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске участника закупки ООО "ТД "ВИАЛ".
Комиссия Приморского УФАС России рассмотрев заявку ООО "ТД "ВИАЛ" установлила, что заявка не соответствует заявленным техническим характеристикам. Согласно данным Государственного реестра лекарственных средств, лекарственный препарат "Цефтриаксон-Джодас" имеет побочные действия в виде: панкреатита, возможность развития суперинфекции.
Согласно пояснениям заказчика, заказчику требуется отсутствие у требуемого лекарственного препарата вышеперечисленных побочных действий. Данный лекарственный препарат закупается как базисный для применения у больных различного терапевтического и хирургического профиля, также для больных, находящихся в отделении интенсивной терапии, соответственно запрашиваемые характеристики имеют существенное значение для безопасности терапии. До 20% больных получающих лечение данным препаратом имеют сопутствующий диагноз Хронический панкреатит или поражение поджелудочной железы различного генеза, что может неблагоприятно отразится на качестве проводимой терапии. Развитие суперинфекции, это состояние, вызванное резким ростом бактерий другого типа, чем первичных бактерий, может привести к летальному исходу особенно тяжелых больных.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статьей 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер.
При этом, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия Приморского УФАС России, рассмотрев документацию об аукционе установила, что заказчик описал объект закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих государственных функций.
Согласно данным доступных Заказчику электронных версий Государственного реестра лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/ и размещенных Медицинских инструкций по применению под международным непатентованным наименованием "Цефтриаксон" с терапевтически значимыми характеристиками соответствуют следующие лекарственные препараты:
МНН - Цефтриаксон-Торговое наименование -Цефограм РУ ПN 014422/01 от 18.11.2008, причем препарат зарегистрирован, как в комплекте с растворителем, так и без растворителя.
МНН- Цефтриаксон-Торговое наименование -Триаксон РУ ПN 12572/01-2001 от 01.07.2008, препарат зарегистрирован без растворителя.
МНН- Цефтриаксон-Торговое наименование -Хизон РУ ЛСП - 001363/08 от 29.02.2008, препарат зарегистрирован без растворителя.
С учетом положений действующего законодательства Заказчиком сформировано требование к закупаемому лекарственному препарату в части потребительских (эксплуатационных) и терапевтически значимых характеристик.
В разделе технического задания "Форма выпуска", Заказчиком установлены требования к поставке препарата, как в комплекте с растворителем, так и возможность поставки растворителя отдельно, и отсутствуют какие либо требования к размерам и упаковке товара.
В разъяснительном письме ФАС Письмо Федеральной антимонопольной службы от 3 февраля 2016 г. N АД/6345/16 "О рассмотрении обращения" "ФАС России придерживается позиции, что различные дозировки лекарственных препаратов следует считать взаимозаменяемыми, если существует возможность их кратного сопоставления. Разные лекарственные формы могут иметь одинаковые пути введения и быть сопоставимыми по терапевтическому эффекту, вместе с тем ФАС не отменяет анализ медицинских инструкций и значение терапевтически значимых характеристик о которых не сказано в примерах ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов, с указанием в документации закупки терапевтически значимых характеристик, которые Заказчик указал в предмете и описании объекта закупки.
Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г N 1380, вступающее в силу с 01.01.2018 г, также не отменяет значение терапевтически значимых характеристик, если они необходимы Заказчику и не считает это ограничением количества участников.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьей 4 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" где в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи,
Согласно данным медицинских инструкций заказываемый препарат отличает от аналогов отсутствие побочных действий, перечисленных в техническом задании.
Лекарственный препарат используется как базисный для массового лечения больных, находящихся в отделениях, хирургического, терапевтического профиля, а также для лечения больных, находящихся в реанимационных отделениях лечебного учреждения. На основании статистических данных и значимости применения, прописанные в техническом задании характеристики являются для Заказчика терапевтически значимыми на основании следующих данных:
- Использование препарата с высокой степенью вероятности предотвращает развитие суперинфекций, кроме кандидоза (которые неизбежно приводят к увеличению койко-дней и удорожанию лечения в связи с тем, что это вторичная инфекция, для которой требуется назначение других препаратов). Суперинфекция
- это повторное заражение организма, возникающее на фоне незавершенных первичных инфекций. Характер, локализация и течение суперинфекций различны. Суперинфекции могут быть обусловлены воздействием лекарственной терапии (по сути, являются побочным действием лекарства). Развитие суперинфекций значительно увеличивает показатель летальности отделениях интенсивной терапии и требует использование дорогостоящего лечения. Что крайне неблагоприятно отражается на критериях качества оказания медицинской помощи.
В отделениях реанимации и интенсивной терапии за прошлый (2017) год было пролечено 2128 человек (из них только с острыми панкреонекрозами 56 человек)
- В отделениях хирургического, терапевтического профиля и отделениях интенсивной терапии находятся на лечении пациенты с факторами риска развития острого панкреатита, т.к. имеют диффузное изменение поджелудочной железы на фоне, ранее проводившейся терапии, острых инфекционных или бронхолегочных заболеваний, возрастных изменений, хронической патологии, находящихся на парентеральном питании или имеющие тяжелые заболевания, например рак поджелудочной железы.. В связи с этим не рекомендуется применять препараты с возможным токсическим действием на поджелудочную железу, в том числе способствующих развитию панкреатита. Отсутствие побочного действия в виде панкреатита, связанные с приемом антибиотика, является для таких больных терапевтически значимой характеристикой. За прошлый год (2017) было 209 больных с диагнозом панкреатита.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Таким образом, заявленные требования к лекарственному средству для нужд заказчика установлены, исходя из потребностей заказчика, и необходимы для качественного оказания заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
Законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию об открытом аукционе как требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, а так же требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Доказательств невозможности поставить товар, указанный в документации, заявителем не представлены.
При таких обстоятельствах, Комиссия Приморского УФАС России не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТД "ВИАЛ" на действия аукционной комиссии Заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Находкинская городская больница" при проведении электронного аукциона на поставку антибактериальных препаратов (извещение N 0320300150417000462) необоснованной.
2. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона N 44-ФЗ не рассматривать доводы заявителя о том, что положения документации об аукционе не соответствуют требованиям Закона N 44-ФЗ, т. к. положения документации заявитель вправе обжаловать только до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 2 февраля 2018 г. N 49/04-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2018