Резолютивная часть решения оглашена 08 февраля 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 12 февраля 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "Лидер", в присутствии:
- представителя Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 71 Федерального медико-биологического агентства" (далее - заказчик) Сычевой Т.А., действующего на основании доверенности от 07.02.2018,
- генерального директора ООО "Лидер" (далее - заявитель, Общество) Карасева И.А., действующего на основании решения N 1 единственного учредителя о создании Общества с ограниченной ответственностью "Лидер" от 11.11.2011,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 02.02.2018 поступила жалоба ООО "Лидер" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии (изв. N 0369100004717000732) (далее - конкурс).
Извещение о проведении конкурса опубликовано в единой информационной системе 31.12.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта по конкурсу - 48 187 981,05 рублей.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 19.03.2018 в 09:00.
На дату рассмотрения жалобы ООО "Лидер" контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчиком несвоевременно размещены в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации на запрос участника от 30.01.2018.
2. В конкурсной документации отсутствуют технические характеристики материалов, используемых исполнителем при выполнении работ, что, в свою очередь, не соответствует законодательству о контрактной системе.
3. В пункте 4.2.6 проекта контракта необоснованно установлено требование о предоставлении исполнителем заказчику для согласования проектных решений на проводимые мероприятия.
4. Заказчиком в конкурсной документации по нестоимостному критерию оценки "Качество услуг" предусмотрено условие о предоставлении участниками копий контрактов (договоров), находящихся в реестре контрактов, заключенных по результатам закупок по 44-ФЗ (94-ФЗ), с Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок и (или) копий контрактов (договоров), находящихся в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок по 223-ФЗ, с Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок. По мнению заявителя, указанное условие является ненадлежащим.
Представитель заказчика согласился с доводом жалобы в части нарушения установленного законом срока для размещения в единой информационной системе разъяснений положений конкурсной документации.
Относительно иных доводов жалобы заявителя представителем ФГБУЗ "ЦМСЧ N71 ФМБА" пояснено, что конкурсная документация сформирована в соответствии с законодательством о контрактной системе, а также с учетом потребности заказчика.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Согласно части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В силу части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, с учетом отсутствия в закупочной документации информации об ответственном лице и месте подачи запроса о предоставлении разъяснений положений конкурсной документации, такой запрос подан ООО "Лидер" в приемную ФГБУЗ "ЦМСЧ N71 ФМБА" 30.01.2018 (исх. N 46 от 30.01.2018). Данный запрос без указания даты его поступления и входящего номера передан начальнику отдела размещения заказов 01.02.2018. Соответственно, как пояснено представителем ФГБУЗ "ЦМСЧ N71 ФМБА", срок предоставления разъяснений положений конкурсной документации исчислялся исходя из фактической даты поступления запроса контрактному управляющему (N 46 от 01.02.2018). Согласно информации, содержащейся в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, разъяснения положений конкурсной документации на запрос участника от 30.01.2018 размещены заказчиком 05.02.2018, т. е. с нарушением установленного законом срока.
Фактически отсутствие в закупочной документации информации об ответственном лице, а также о месте подачи участниками запроса о предоставлении разъяснений положений конкурсной документации привело к несвоевременному поступлению такого запроса контрактному управляющему и, как следствие, к размещению разъяснений конкурсной документации с нарушением срока, установленного частями 7, 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка предоставления разъяснений ее положений, а также о наличии в действиях заказчика нарушения пункта 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Как установлено материалами дела, предметом контракта является выполнение работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования тепловой энергии с установкой оборудования (автоматизированные тепловые узлы, радиаторные термостаты, окна).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Согласно частям 1, 2 статьи 763 Гражданского кодекса РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу части 1 статьи 766 Гражданского кодекса РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Исходя из совокупного толкования норм законодательства о контрактной системе, гражданского законодательства, в документации о закупке, проекте контракта должны быть отражены все существенные условия, в том числе об объеме и содержании подлежащих выполнению работ.
2.1. В приложении N 2 к техническому заданию содержится перечень зданий, объем выполняемых мероприятий по перечню зданий, наименование мероприятия, требования по выполнению мероприятия и т. д.
Так, например, в лаборатории ВИЧ, скорой помощи с гаражом, пищеблоке исполнителю необходимо выполнить работы по замене окон соответствующей конфигурации (блок оконный пластиковый с поворотной створкой, двухкамерным стеклопакетом, с микропроветриванием, механизм открывания-восьмиприжимной, не отличающейся конфигурацией от ранее установленных окон и т. д.).
Как установлено Комиссией Челябинского УФАС России и не оспаривается заказчиком, окна, подлежащие замене в соответствующих зданиях учреждения, имеют различную площадь (длина и ширина).
Вместе с тем, в конкурсной документации отсутствует информация о площади окон, подлежащих замене в соответствующих зданиях заказчика, что не позволяет определить объем выполняемых работ и, как следствие, условия исполнения контракта.
Таким образом, указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, а также может привести к невозможности исполнения контракта, нарушению прав и законных интересов сторон.
2.2. В приложении N 2 к техническому заданию предусмотрено выполнение исполнителем работ по оснащению радиаторными термостатами (222 шт), выполнение работ по установке линейных клапанов и балансировке системы, обслуживанию установленных линейных клапанов (444 шт).
Исходя из пояснений представителя ООО "Лидер", Общество может установить меньшее количество радиаторных термостатов и линейных клапанов и тем самым обеспечить поддержание необходимой заказчику температуры в учреждении.
Как пояснено представителем заказчика, количество оборудования указано на основании расчетов, выполненных инженерной службой учреждения.
Вместе с тем, данный расчет отсутствует в составе конкурсной документации. Также заказчиком не обоснована потребность в количестве 222 радиаторов, 444 линейных клапанов. Заказчиком в материалы дела не представлено документов, подтверждающих невозможность обеспечения комфортной температуры в учреждении за счет установки меньшего количества радиаторов и линейных клапанов.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о наличии в конкурсной документации необъективного описания объекта закупки и, как следствие, о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2.3. В пункте 4.2.6 проекта контракта установлено, что исполнитель обязан предоставить заказчику для согласования проектные решения на проводимые мероприятия.
Следует отметить, что, например, при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства предусмотрено наличие проектной документации, содержание и состав которой регламентированы градостроительным законодательством.
Так, в силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектная документация определяет объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации.
Состав проектно-сметной документации определен Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. Градостроительного кодекса РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 года N 87 (далее - Положение).
Так, в соответствии с частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, частью II Положения в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются такие разделы как пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями; схема планировочной организации земельного участка, которая выполнена в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка; архитектурные решения; конструктивные и объемно-планировочные решения; сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений; проект организации строительства объектов капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства); перечень мероприятий по охране окружающей среды; перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и т.д.
Вместе с тем, исходя из пункта 4.2.6 проекта контракта, не представляется возможным установить значение проектных решений в рамках рассматриваемой закупки. Также заказчиком в проекте контракта не определены требования к содержанию и составу проектных решений. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неопределенности условий исполнения контракта, что, в свою очередь, может привести к невозможности его исполнения, а также к нарушению прав и законных интересов сторон.
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В силу пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с данным Законом.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил в целях оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Исходя из содержания пункта 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Заказчиком в конкурсной документации в качестве показателя нестоимостного критерия оценки заявок "Качественные, функциональные характеристики объекта закупки" установлено следующее.
Нестоимостные критерии оценки:
- "Качество услуг" - значимость критерия составляет 40% и включает в себя следующие показатели:
А) опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера (в рублях);
Коэффициент значимости данного критерия равен 0,40
Для оценки заявок по данному критерию выставляется сумма значений всех показателей этого критерия, максимальная сумма которых составляет 100 баллов.
Перечень показателей и порядок оценки заявок по каждому показателю критерия:
А) опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера (в рублях) - 100 баллов.
Участнику конкурса, имеющему опыт оказания услуг по энергосервисным контрактам (договорам), может быть присвоено максимальное значение в баллах для этого показателя, в зависимости от общей стоимости оказанных им услуг согласно заключенным контрактам (договорам) (за исключением контрактов (договоров), заключенных участником конкурса с субподрядными организациями):
- стоимость не указана или от 0,00 руб. до 25 000 000,00 руб. включительно - 0 баллов;
- общая стоимость от 25 000 000,00 руб. до 50 000 000,00 руб. включительно - 25 баллов;
- общая стоимость свыше 50 000 000,00 руб. до 75 000 000 руб. включительно - 50 баллов;
- общая стоимость свыше 75 000 000,00 руб. до 100 000 000 руб. включительно - 75 баллов;
- общая стоимость свыше 100 000 000,00 руб. - 100 баллов.
Подтверждением являются копии контрактов (договоров), находящихся в реестре контрактов, заключенных по результатам закупок по 44-ФЗ (94-ФЗ), с Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок и (или) копии контрактов (договоров), находящихся в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок по 223-ФЗ, с Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок.
Вместе с тем, предусмотренный заказчиком показатель по нестоимостному критерию отражает не качество услуг, а квалификацию участников закупки. Более того, в соответствии с показателем "Квалификация участников закупки, в том числе опыт работы, связанный с предметом контракта, и деловая репутация" оценке подлежат, в том числе сведения о сопоставимом объеме оказанных участниками услуг. Однако, данная информация отсутствует в порядке оценки.
Кроме того, по мнению антимонопольного органа, факт заключения энергосервисного контракта не свидетельствует в достаточной мере о наличии у участника соответствующего опыта по выполнению работ.
Также, как установлено Комиссией Челябинского УФАС России и не оспаривается представителем ФГБУЗ "ЦМСЧ N71 ФМБА", на территории Озерского городского округа заказчиком с ООО "Производственная компания "Уралэлектромонтаж" заключен единственный энергосервисный контракт N 4К-16 от 01.09.2016, в котором содержатся сопоставимые с рассматриваемой закупкой условия по оказанию услуг. Соответственно, предусмотренное в конкурсной документации требование о предоставлении участниками исключительно энергосервисных контрактов может создать преимущественные условия участия в торгах ООО "Производственная компания "Уралэлектромонтаж", имеющему в наличии заключенный энергосервисный контракт, по которому осуществляется исполнение и достигается определенная стоимость. В связи с этим, иные организации, имеющие опыт по выполнению работ, сопоставимых с рассматриваемым объектом закупки, но не имеющие в наличии исполняемых в течение определенного срока энергосервисных контрактов, не смогут реализовать свое право на участие в закупке. Тем самым указанное обстоятельство может привести к нарушению предусмотренного статьей 8 Закона о контрактной системе принципа создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Более того, в соответствии с частью 13 статьи 108 Закона о контрактной системе предусмотрено, что энергосервисный контракт заключается по цене, определяемой в виде фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 1 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе; фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе; процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 статьи 108 Закона о контрактной системе.
Однако, содержащееся в конкурсной документации условие по оценке заявок участников с учетом общей стоимости оказанных ими услуг по заключенным энергосервисным контрактам (договорам) не соответствует требованиям части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе. Более того, заказчиком не отражено, какая именно общая стоимость должна быть указана участниками в заявках (экономия или иная стоимость).
Как следует из пояснений представителя заказчика, оценке подлежит указанная участниками в заявках начальная (максимальная) цена заключенных энергосервисных контрактов.
Вместе с тем, данная информация отсутствует в конкурсной документации, что, в свою очередь, может привести к невозможности надлежащего оформления участниками конкурсных заявок.
С учетом совокупности указанных обстоятельств, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок не соответствует пункту 10 Правил, статье 32, пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет определить качество услуг, опыт участников и, соответственно, наилучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком нарушены положения части 4 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Относительно довода ООО "Лидер" о наличии в конкурсной документации необоснованного требования о предоставлении участниками контрактов (договоров), находящихся в реестре контрактов, заключенных по результатам закупок по 44-ФЗ (94-ФЗ), Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.
Заявителем не представлено достаточных доказательств факта нарушения прав и законных интересов ООО "Лидер" и иных участников закупки. Также в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о невозможности представления Обществом контрактов (договоров), предусмотренных конкурсной документацией в качестве подтверждения соответствия нестоимостному критерию "Качество услуг".
Комиссия Челябинского УФАС России критически относится к представленным заявителем постановлению Арбитражного суда Дальневосточного округа по делу NА59-240/2015, решению Санкт-Петербургского УФАС России по делу N 44-118/15, решению ФАС России по делу N K-1551/14, поскольку указанная административная и судебная практика не сопоставима с рассматриваемым объектом закупки (выполнение строительно-монтажных работ 1 очереди строительства, выполнение работ по реставрационному ремонту, выполнение подрядных работ по строительству объекта) и носит частный характер.
Более того, антимонопольный орган принимает во внимание необходимость заказчика по обеспечению возможности проверки предоставленных участниками в составе заявок сведений на предмет их достоверности.
С учетом изложенного, довод заявителя об установлении заказчиком в конкурсной документации ненадлежащего требования в части предоставления копий контрактов (договоров), находящихся в реестре контрактов, заключенных по результатам закупок по 44-ФЗ (94-ФЗ), с Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок и (или) копий контрактов (договоров), находящихся в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок по 223-ФЗ, с Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок, является необоснованным, ввиду недоказанности.
4. Относительно довода заявителя об ограничении заказчиком конкуренции Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым указать следующее.
В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих об ограничении заказчиком конкуренции. Для квалификации действий заказчика по статье 17 Закона о защите конкуренции необходимо получение дополнительных документов. С учетом того, что законодательством о контрактной системе установлен пресекательный срок рассмотрения жалобы (5 дней), Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать вывод о наличии в действиях заказчика признаков нарушения Закона о защите конкуренции.
5. ООО "Лидер" на заседании Комиссии заявлены устные дополнения к жалобе, в которых Общество полагает, что извещении о проведении конкурса, конкурсной документации содержится противоречивая информация о сроке окончания подачи конкурсных заявок.
Вместе с тем, антимонопольный орган считает необходимым отметить, что Законом о контрактной системе не предусматривается подача дополнений к жалобе. В связи с чем, Комиссией Челябинского УФАС России в рамках рассмотрения жалобы не может быть дана оценка доводам заявителя, изложенным в дополнениях к жалобе.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения.
1. В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.
При этом, следует отметить, что исходя из положений статьи 1, 33, 64, 70 Закона о контрактной системе, объектом закупки является не только общее наименование товара, но и требования к данному товару. Указанный вывод подтверждается Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А76-26079/2015.
Предметом закупки является выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии.
В приложении N 2 к техническому заданию конкурсной документации определен объект энергосервиса.
Вместе с тем, исходя из информации, содержащейся в единой информационной системе http://www.zakupki.gov.ru, заказчиком 24.01.2018, 02.02.2018 принято решение о внесении изменений в конкурсную документацию, в том числе в приложение N 2 к техническому заданию.
Наименование мероприятия (старая редакция) |
Требования по выполнению мероприятия (старая редакция) |
Наименование мероприятия (новая редакция) |
Требования по выполнению мероприятия (новая редакция) |
Замена окон на пластиковые и последующее обслуживание замененных окон ИТОГО: 606 окон |
Требования к устанавливаемым пластиковым окнам: - морозостойкость - до -60°С; - герметичность контуров уплотнения соответствуют классу А ГОСТ 23166-99; - долговечность (условных лет) - более 40 лет; - экологичность В обслуживание пластиковых окон входит: - замена различных элементов фурнитуры (фурнитура должна выдерживать до 60 000 циклов открывания и закрывания); - обследование, ремонт или замена стеклопакета (стеклопакет трехкамерный); - установка нового резинового уплотнителя (уплотнители- черные, или белые, силиконовые или каучуковые); - ремонт и замена отделки; - регулировка окна по прижиму створок, вертикальному и горизонтальному положению (при регулировке прижима петель, корректировке могут подвергаться только верхние петли, либо обе); - устранение произведенных ошибок при монтаже; - утепление пластиковых окон с использованием теплоизоляционных материалов: термопластичный эластомер, или этилен-пропилентермополимер-каучук, или Sio, способные выдерживать до - 60 |
Замена окон на пластиковые (с утеплением внутренних откосов и отделкой наружных откосов) и последующее обслуживание замененных окон, установка теплоотражающей пленки ИТОГО: 33 окна |
Требования к устанавливаемым пластиковым окнам: -блок оконный пластиковый с поворотной створкой, двухкамерным стеклопакетом, с микропроветриванием, механизм открывания-восьмиприжимной, не отличающейся конфигурацией от ранее установленных окон; -установка подоконных досок; - утепление откосов минеральной ватой: плиты полужесткиеМ-150 или монтажной пеной; - смена обделок из листовой стали (поясков, сандриков, отливов, карнизов); - облицовка оконных откосов декоративными цельными пластиковыми панелями на монтажной пене, с установкой уголков их ПВХ; - ремонт штукатурки наружных прямолинейных откосов цементно-известковым раствором, с последующей подготовкой и окраской фасадной краской и т. д. |
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что в нарушение части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчиком внесены изменения в объект закупки.
2. В силу пункта 6 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок.
Исходя из содержания части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, указанная информация должна быть отражена в конкурсной документации.
В извещении о проведении открытого конкурса, размещенном в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, указаны следующие даты вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников, рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе: 19.03.2018, 20.03.2018.
Вместе с тем, в содержащемся в составе конкурсной документации извещении, пунктах 22, 23 Информационной карты конкурсной документации указаны иные даты вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников, рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе: "19" февраля 2018 г. и "20" февраля 2018 г.
Фактически в извещении о проведении открытого конкурса, размещенном в единой информационной системе, конкурсной документации содержится противоречивая информация о датах вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников, рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, что, в свою очередь, не соответствует пункту 6 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Лидер":
- обоснованными в части нарушения заказчиком установленного законом срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации; отсутствия в конкурсной документации объемов выполняемых работ; ненадлежащего установления заказчиком в проекте контракта требования о предоставлении исполнителем для согласования проектных решений на проводимые мероприятия;
- необоснованными в части безосновательного установления заказчиком условия о предоставлении участниками контрактов (договоров), находящихся в реестре контрактов, заключенных по результатам закупок по 44-ФЗ (94-ФЗ, 223-ФЗ); ограничения заказчиком конкуренции.
2. Признать в действиях заказчика нарушения части 4 статьи 32, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1, 8, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 6 части 3 статьи 49, части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.Б. Черенкова
Е.В. Кулезнева
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 февраля 2018 г. N 39-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2018