Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Феникс" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации МО Приморско-Ахтарский район при проведении МКУ "Центр муниципальных закупок и услуг" электронного аукциона: "МБОУ СОШ N 1 на 350 мест в г. Приморско-Ахтарске (строительно-монтажные работы) " (извещение N 0818300025618000004) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушениям Закона о контрактной системе. Заявитель считает, что соотнести требования Заказчика с конкретными ГОСТ не представляется возможным, поскольку позиции приложения N 2 раздела 2 не содержит указания на конкретный ГОСТ; считает что инструкция в части применения знака "\" содержит некорректную информацию; в нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит информации о графике оплаты выполненных по контракту работ; проект контракта противоречит ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе; Заявитель указывает, что по его мнению, п. 4.1.29, 4.1.30 проекта контракта ограничивают права и законные интересы участников закупки (потенциальных Исполнителей по контракту); п. 4.1.31 проекта контракта противоречит нормам действующего закнодательства.
Представители Заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация отвечает требованиям Закона о контрактной системе, требования сформированы на основании проектно-сметной документации. Документация доступна для копирования и ознакомления.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
МКУ "Центр муниципальных закупок и услуг" для нужд администрации МО Приморско-Ахтарский район проводился электронный аукцион:"МБОУ СОШ N 1 на 350 мест в г. Приморско-Ахтарске (строительно-монтажные работы) " (извещение N 0818300025618000004).
Начальная (максимальная) цена контракта- 482 360 224 ,10 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
Согласно п.п. 1), 2) ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Согласно инструкции по заполнению заявки, участнику при подаче заявки необходимо руководствоваться ГОСТ. Заявитель указывает, что позиции описания объекта закупки не содержат указания на конкретный ГОСТ, если при описании позиции Заказчик руководствовался действующим стандартом.
Комиссией установлено, что в приложении 1 раздела 2 "Описание объекта закупки" указан перечень, использованных Заказчиком при составлении требований к характеристикам товаров стандартов, где приведены конкретные номера ГОСТов.
Закон о контрактной системе не содержит требований о необходимости указания конкретного ГОСТа по каждой позиции описания требований к товарам (материалам). Закон о контрактной системе содержит лишь указание на то, что при составлении описания объекта закупки должны использоваться установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология.
По п. 3 Приложения 1 раздела 2 аукционной документации Заказчиком установлено:
Согласно определению N 2, используемому в разделе 8, взаимоисключающие значения - несколько значений, определяющих разнообразные варианты исполнения одного и того же товара, и несовместимые в одной единице товара друг с другом.
Также согласно разделу, если значения приведены через знак "\", то участнику необходимо предоставить конкретное значение показателя, при этом данное правило распространяется на взаимоисключающие значения. Значения, которые не являются взаимоисключающими, должны быть указаны полностью. Участнику следует учесть, что взаимоисключающими могут быть изображения товара.
Номинальная ширина изделия по п. 3 указана через знак "\", поскольку один товар не может обладать единовременно двумя различными показателями ширину, участнику закупки необходимо предоставить конкретное значение показателя, что вытекает из условий инструкции.
В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 6, 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ. Методика составления указанных в части 6 настоящей статьи графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
При этом на сегодняшний день методика составления, предусмотренных ч. 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе, не утверждена и находится в стадии разработке, что не позволяет реализовать требования ч. 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации ( ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 23, 24 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
В п. 4.1.7 проекта контракта Заказчиком указано следующее: "Подрядчик обязан: Предоставлять информацию обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта. Указанная информация предоставляется Заказчику Подрядчиком в течение десяти дней с момента заключения им договора с субподрядчиком".
Таким образом, проект контракта Заказчика не противоречит ч. 23, 24 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В п. 4.1.29, 4.1.30 проекта контракта установлено: "Подрядчик обязан: 4.1.29 Представлять Заказчику в трехдневный срок после заключения Контракта сведения о работниках, в том числе субподрядных организаций. 4.1.30. Предоставлять в порядке, установленном действующим законодательством в МВД России в трехдневный срок после заключения трудового договора (контракта) сведения о работниках, в том числе субподрядных организаций, согласно приложению N 7 к Контракту".
Исходя из требований Заказчика, Подрядчику необходимо предоставлять информацию о лицах, осуществляющих работу на объекте, для предотвращения проникновения на строительную площадку посторонних лиц, что также регламентируется п. 6.1.7 постановления Госстроя РФ от 23.07.2001 N 80 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть I. Общие требования". Вышеуказанное требование установлено к Исполнителю работ и не ограничивает прав участника закупки при подаче заявки.
Также в п. 4.1.31 проекта контракта установлено: "Подрядчик обязан: Оснастить объект системой видеонаблюдения для обеспечения визуального контроля за ходом строительства на объекте в режиме Online (реального времени), наблюдения за строительной площадкой и прилегающей территорией.".
Представитель Заказчика пояснил, что указанное условие сформировано на основании постановления Правительства РФ от 7 октября 2017 года N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", в частности в силу следующего: "В отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; б) оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией)." К объектам второй категории относятся : объекты (территории) второй категории опасности: объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) менее 3 террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 5 до 50 млн. рублей.
В рассматриваемом постановлении Правительства РФ, обусловлены требования к готовому объекту, то есть объекту социального значения, подпадающему под одну из нескольких категорий. Предметом контракта является строительство школы, таким образом, вышеуказанное требование будет распространятся на готовый объект, отвечающий требованиям постановления.
На основании изложенного, п. 4.1.31 проекта контракта ограничивает права участников закупки и содержит требования, не регламентированные действующими нормативно- правовыми актами, что противоречит ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Феникс" обоснованной в части необоснованно установленного требования в п. 4.1.31 проекта контракта.
2. Признать в действиях Заказчика- администрации МО Приморско-Ахтарский район нарушение ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику- администрации МО Приморско-Ахтарский район выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
5. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818300025618000004).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 65
по делу NЭА-143/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
08 февраля 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Феникс" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации МО Приморско-Ахтарский район при проведении МКУ "Центр муниципальных закупок и услуг" электронного аукциона: "МБОУ СОШ N 1 на 350 мест в г. Приморско-Ахтарске (строительно-монтажные работы) " (извещение N 0818300025618000004) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе предписывает:
1. 1. Заказчику - администрации МО Приморско-Ахтарский район устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе: при направлении контракта победителю электронного аукциона исключить п. 4.1.31 с учетом решения по делу ЭА-143/2017 от 08.02.2018 г.
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания.
3. Заказчику, оператору электронной площадки осуществить дальнейшие действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 10 рабочих дней с момента его получения.
5. В срок до 05.03.2018 представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 8 февраля 2018 г. N ЭА-143/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2018