Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Членов Комиссии:
"_" - главного специалиста-эксперта отдела закупок и торгов Управления;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела закупок и торгов Управления,
рассмотрев жалобу ООО "ИЗИДОЛГ" (ИНН: 2320248131) (далее - Заявитель) на действия Администрации села Гыда (ИНН: 8910003600) (далее - Заказчик), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Очистка прибрежно-защитной полосы реки Гыда в границах МО с.Гыда от крупногабаритных отходов из металлоконструкций", Начальная (максимальная) цена контракта - 13 892 330 руб. 00 коп.(извещение N 0390300024818000006) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Предмет закупки - Очистка прибрежно-защитной полосы реки Гыда (в границах МО село Гыда) от крупногабаритных отходов из бревен;
Дата и время начала подачи заявок 16.01.2018 16:48;
Дата и время окончания подачи заявок 31.01.2018 18:00;
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 892 330 рублей 00 копеек;
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
Извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Заявители считают, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
1. В документации об аукционе нарушено положение части 1 статьи 2, п. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, ст. 191 Гражданский кодекс Российской Федерации в части сроков подачи заявок на участие.
2. В Информационной карте Заказчик незаконно требует у Участника закупки СРО.
3. Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Заказчик не указал в Информационной карте и в проекте контракта Идентификационный код закупки.
Представитель от Заказчика на заседание Комиссии не присутствовал, были представлены письменные возражения на жалобу.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Положениями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Дата и время начала подачи заявок 16.01.2018 года в 16 часов 48 минут;
Дата и время окончания подачи заявок 31.01.2018 года в 18 часов 00 минут.
Срок подачи заявок начинается с момента размещения извещения о проведении аукциона, т.е. 16.01.2018 года и установленный законодательством срок подачи заявок истекает 31.01.2018 года включительно.
Согласно пункту 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Следовательно, срок окончания подачи заявки на участие в Аукционе согласно положениям статьи 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации должен быть установлен не ранее 23 часов 59 минут 31.01.2018 года.
Таким образом, действиями Заказчика, не надлежащим образом установившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, нарушена часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
В пп. м п. 18 Часть 3. Информационная карта электронного аукциона установлено: СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
В ч. 2 "Инструкция по заполнению заявки на участие" документации об аукционе "Вторая часть заявки" в п. 8 установлено выписка из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).
Объектом закупки является Очистка прибрежно-защитной полосы реки Гыда в границах МО с.Гыда от крупногабаритных отходов из металлоконструкций.
В п. 5 части 4 Аукционной документации установлен перечень и объемы работ: Очистка территории, ориентировочной площадью 595 007 м.кв., от мусора в соответствии со сметной документацией:
- очистить территорию от крупногабаритных отходов из металлоконструкций общей массой 1000 т.;
- отсыпать неровности территории песком объемом 300 м.куб.
Учитывая что объектом закупки является "Очистка прибрежно-защитной полосы реки Гыда в границах МО с. Гыда от крупногабаритных отходов из металлоконструкций", а не выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства Комиссия приходит к выводу, что требование выписки из реестра членов СРО является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащим образом требования к участникам закупки нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
ФАС России в своем письме от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 указала, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе, следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Требования к товарам, использующимся при выполнении работ, установлены в аукционной документации в п. 6 части 4 "Описание объекта закупки".
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в документации о закупке установлены, следующие требования к показателям товаров, которые могут быть определены только путем проведения испытаний товара:
N п/п |
Наименование |
Требования к конкретным показателям и товарному знаку (при его наличии) |
|
1. |
Песок карьерный |
Физико-механические характеристики: Суммарная влажность, д.е. Плотность грунта в рыхлом состоянии, г/см3 Плотность грунта в плотном состоянии, г/см3 Плотность сухого грунта, г/см3 Плотность частиц грунта, г/см3 Пористость грунта, % Коэффициент пористости, д.ед. Степень водонасыщения, д.ед. Угол откоса на воздухе, град. Угол откоса под водой град. Коэффициент фильтрации, м/сут. Льдистость суммарная, д.ед. |
0,18-0,23 1,34-1,36 1,61-1,85 1,38-1,57 2,64 41-48 0,71-0,91 0,48-0,71 35,0-37,0 33,0-34,0 0,56-1,72 0,25-0,31 |
При этом в возражения Заказчик подтверждает, что показатели к товару не подходят под какие либо стандарты (ГОСТы).
Заказчик сообщает, что характеристики товара взяты с нескольких близ лежащих к с. Гыда карьеров, и нет необходимости в приобретении и испытании товара, так как при обращении на любой легальный карьер с песком им будут предоставлены все необходимые документы на товар (песок).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
При этом, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит обоснование необходимости использования других показателей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Изучив аукционную документацию и проект контракта, Комиссия приходит к выводу, что проект контракта документации об Аукционе не содержит идентификационный код закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта идентификационный код закупки, нарушают часть 1 статьи 23 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия пришла к выводу о том, что Аукционная документация не соответствует обязательным требованиям Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика имеются нарушения требований Закона о контрактной системе. Соответственно, имеются основания для выдачи предписания.
Таким образом, документация об аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИЗИДОЛГ" (ИНН: 2320248131) на действия Заказчика Администрации села Гыда (ИНН: 8910003600), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Очистка прибрежно-защитной полосы реки Гыда в границах МО с. Гыда от крупногабаритных отходов из металлоконструкций", Начальная (максимальная) цена контракта - 13 892 330 руб. 00 коп.(извещение N 0390300024818000006), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Администрации села Гыда (ИНН: 8910003600) нарушение часть 1 статьи 23, пункт 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, часть 3 статьи 63, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - Администрации села Гыда (ИНН: 8910003600) предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 07.02.2018 N 04-01/048-2018 соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии: "_"
Члены Комиссии: "_"
"_"
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 7 февраля 2018 г. N 04-01/048-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2018