Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
_
с участием представителей сторон:
в отсутствии: Администрации Уватского муниципального района (далее также - уполномоченный орган), Муниципального казенного учреждения "Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района" (далее также - заказчик), ИП Евграфова Д.А. (далее также - заявитель), извещенных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу индивидуального предпринимателя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Трибуна на биатлонном центре в с.Уват" (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300024518000001),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 31.01.2018 г. поступила жалоба заявителя на положения аукционной документации.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя.
В своей жалобе заявитель приводит доводы о том, что:
1) Заказчик устанавливает требование о соответствии товаров действующим стандартам и одновременно указывает характеристики, не предусмотренные требуемыми стандартами.
2) Заказчик не включил в аукционную документацию перечень возможных видов работ по строительству, реконструкции объектов капительного строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц к исполнению своих обязанностей по государственному или муниципальному контракту, чем лишил участников закупки возможности на стадии подачи заявок определить, какие виды работ они смогут выполнять самостоятельно и оценить возможность участия в проведении аукциона.
До начала рассмотрения настоящего дела, от уполномоченного органа и заказчика в антимонопольный орган поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителей, с пояснениями по доводам, изложенным в жалобе, а также со всеми документами по проведению данного электронного аукциона.
Из материалов дела усматривается, что Администрация Уватского муниципального района выступила организатором проведения электронного аукциона электронного на выполнение работ по строительству объекта: "Трибуна на биатлонном центре в с.Уват". Начальная (максимальная) цена контракта - 62 659 990,00 рублей.
Информация об электронном аукционе была размещена 15.01.2018 г. на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300024518000001.
В части первого довода заявителя о том, что заказчик устанавливает требование о соответствии товаров действующим стандартам и одновременно указывает характеристики, не предусмотренные требуемыми стандартами.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссия, проанализировав требования к материалам, товарам, используемых при выполнении работ, соотнеся их с предметом контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Трибуна на биатлонном центре в с.Уват" (Приложение N1.1 к документации), считает, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Указанные требования к составу заявки имеют целью формальное указание участниками точных значений данных показателей.
В свою очередь, заказчик устанавливает требование о соответствии товаров действующим стандартам и одновременно указывает характеристики, не предусмотренные требуемыми стандартами.
Характеристики материалов, используемых при выполнении работ, изложены заказчиком в Приложении N 1.1. к документации об электронном аукционе, так например:
- 12. "Линолеум коммерческий. ГОСТ 18108-2016": Толщина линолеума не менее 2 мм. Согласно ГОСТ 18108-2016, толщина линолеума не может быть менее 3,6 мм.
Допускаемое заказчиком требование к данной характеристике в пределах от 2 до 3,5 мм не соответствует действующему стандарту.
- 19. "Грунтовка ГОСТ 25129-82": Степень перетира: 30-40 мкм. Время высыхания до третей степени при температуре +20С более: 10 часов.
Согласно ГОСТ 25129-82: Степень перетира грунтовки может быть не более 40 мкм.
То есть минимальную степень перетира стандарт не устанавливает и установленное Заказчиком ограничение минимальной степени перетира 30 мкм не соответствует требованиям стандарта.
Согласно ГОСТ 25129-82: время высыхания до третей степени при температуре +20С не более 24 часов.
Действующий стандарт не устанавливает значения минимального времени высыхания, в связи с чем установленное Заказчиком значение более 10 часов не соответствует требованию стандарта
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссия отмечает, что безусловно, при формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности. В то же время описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Комиссия установила, что в документации о закупке не содержится обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, не предусмотренных ГОСТом.
Таким образом, установление подобных технических требований к товару носит необъективный характер. Данные требования вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Исходя из вышеизложенного Комиссия, делает вывод, что Заказчиком нарушен п.2 ч.1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В части второго довода заявителя о том, что заказчик не включил в аукционную документацию перечень возможных видов работ по строительству, реконструкции объектов капительного строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц к исполнению своих обязанностей по государственному или муниципальному контракту, чем лишил участников закупки возможности на стадии подачи заявок определить, какие виды работ они смогут выполнять самостоятельно и оценить возможность участия в проведении аукциона.
Как следует из части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
По смыслу части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 (далее также - Постановление Правительства РФ N 570) утверждены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечении других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ N 570 установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
В соответствии с частью 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как установлено Комиссией, в нарушении заказчиком части 5 статьи 33, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, в документации о закупке отсутствуют виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечении других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 570.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанный довод заявителя является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Евграфова Д.А. на действия заказчика Муниципального казенного учреждения "Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района" (заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Трибуна на биатлонном центре в с.Уват" (реестровый номер 0167300024518000001) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч. 1, ч. 5 ст. 33, ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику и уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены протокола электронного аукциона (N0167300024518000001) от 02.02.2018 г., внесения изменений в аукционную документацию и проведения электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" (101000, г. Москва, Милютинский пер., д. 10, стр. 4, адрес в сети Интернет: www.sberbank-ast.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона N 0167300024518000001.
5. По факту выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_ |
Члены Комиссии |
_
_ |
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N ФКС 18/23 о нарушении законодательства о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
06 февраля 2018 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
_
на основании решения от 06.02.2018 г. по делу N ФКС 18/23 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы ИП Евграфова Д.А. на действия заказчика Муниципального казенного учреждения "Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Трибуна на биатлонном центре в с.Уват" (реестровый номер 0167300024518000001),
руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. Заказчику и уполномоченному органу - Муниципальному казенному учреждению "Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района" и Администрации Уватского муниципального района, устранить нарушения ч. 1, ч. 5 ст. 33, ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0167300024518000001) путем отмены протокола электронного аукциона от 02.02.2018 г., внесения изменений в документацию и проведения процедуры определения поставщика в соответствии с Законом о контрактной системе.
2. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" (101000, г. Москва, Милютинский пер., д. 10, стр. 4, адрес в сети Интернет: www.sberbank-ast.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона N 0167300024518000001.
3. Заказчику - Муниципальному казенному учреждению "Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района", представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) сети Интернет срок до 08.03.2018 г.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания. Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
_ |
Члены Комиссии |
_
_ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 6 февраля 2018 г. N ФКС 18/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2018