Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
_
с участием представителей сторон:
в отсутствии: Администрации Уватского муниципального района (далее также - уполномоченный орган), Муниципального казенного учреждения "Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района" (далее также - заказчик), ООО "Авангард" (далее также - заявитель, Общество), извещенных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу Общества на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Трибуна на биатлонном центре в с.Уват" (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300024518000001),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 31.01.2018 г. поступила жалоба заявителя на положения аукционной документации.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя.
В своей жалобе заявитель приводит доводы о том, что:
1) В аукционной документации заказчика отсутствует указание на порядок заполнения первой части заявки на участие в электронном аукционе.
2) Аукционная документация содержит приложение N 1.1 к документации об электронном аукционе, в котором перечислены товары и требования к ним. В пунктах 7, 13, 20 указанного приложения заказчиком при установлении требований использовано словосочетание "не хуже". Кроме того, инструкция по заполнению первой части заявки не содержит разъяснений по данному вопросу.
3) Заказчиком установлены требования к таким товарам, как "монитор", "видеокамера". Указанные товары функционально не связаны с предметом контракта, могут быть поставлены в рамках отдельной закупки.
До начала рассмотрения настоящего дела, от уполномоченного органа и заказчика в антимонопольный орган поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителей, с пояснениями по доводам, изложенным в жалобе, а также со всеми документами по проведению данного электронного аукциона.
Из материалов дела усматривается, что Администрация Уватского муниципального района выступила организатором проведения электронного аукциона электронного на выполнение работ по строительству объекта: "Трибуна на биатлонном центре в с.Уват". Начальная (максимальная) цена контракта - 62 659 990,00 рублей.
Информация об электронном аукционе была размещена 15.01.2018 г. на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300024518000001.
В части первого довода заявителя о том, что в аукционной документации заказчика отсутствует указание на порядок заполнения первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Как усматривается из материалов дела, в аукционной документации заказчика в пп.2 п. 3.2.1. "Требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе" главы 3, содержатся требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, помимо прочего, участнику аукциона следует указать сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товаров, используемых при выполнении работ, предлагаемых участником аукциона с целью подтверждения соответствия предлагаемых к поставке товаров, используемых при выполнении работ требованиям, установленным заказчиком.
Таким образом, Комиссия не усматривает нарушения в действиях заказчика по данному доводу заявителя, считает его необоснованным.
В части второго довода заявителя о том, что аукционная документация содержит приложение N 1.1 к документации об электронном аукционе, в котором перечислены товары и требования к ним. В пунктах 7, 13, 20 указанного приложения заказчиком при установлении требований использовано словосочетание "не хуже". Кроме того, инструкция по заполнению первой части заявки не содержит разъяснений по данному вопросу.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом действующего законодательства.
Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в таблице "Характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ" (Приложение N1.1 аукционной документации) установлены требования к товарам, характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, например:
7 |
Лесоматериалы круглые |
Порода древесины: сосна, ель или лиственница. Группа лесоматериалов: мелкие или средние. Должны быть изготовлены из древесины: не хуже 2 сорта. На лесоматериалах не должно быть наружной трухлявой гнили. Лесоматериалы должны быть окоренными. Диаметр, см: |
13 |
Плиты теплоизоляционные из экструзионного вспененного полистирола ГОСТ 17177-94 |
Плотность, кг/м |
20 |
Гидроизол |
Асбестовая основа гидроизола должна быть равномерно пропитана по всей толщине полотна. В надрыве гидроизол должен быть черным или черным с коричневым оттенком без светлых прослоек непропитанной основы и посторонних включений. Гидроизол должен быть водонепроницаемым. Ширина рулона, мм: 950 |
Вместе с тем, в пп.2 п.3.2.2. главы 3 аукционной документации, содержится инструкция по заполнению первой части заявки, в части указания сведений о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товаров, используемых при выполнении работ.
Комиссией установлено, что при установлении требований к пунктам 7, 13, 20 таблицы (Приложение N1.1 аукционной документации) заказчиком при описании требований к материалам использовано словосочетание "не хуже", однако инструкция по заполнению первой части заявки не содержит разъяснений по данному вопросу, кроме того, невозможно определить какой показатель является худшим или лучшим относительно установленных требований.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе сформировано заказчиком в нарушение части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, довод заявителя в этой части обоснован.
Также, Комиссией в ходе внеплановой проверки, было установлено следующее.
Согласно таблице "Характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ" (Приложение N1.1 аукционной документации) установлены требования к товарам, характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, например:
9 |
Раствор ГОСТ 28013-98 |
Марка по подвижности: Пк 3. Водоудерживающая способность %, не менее: 90. Расслаиваемость свежеприготовленной смеси, %, не более: 10. Марка по прочности на сжатие: М100. Марка по морозостойкости не ниже F100. Средняя плотность, кг/м |
10 |
Плитки керамические ГОСТ 6141-91 |
По форме: прямоугольные или квадратные, боковые грани плиток с завалом четырех граней или без завала; лицевая поверхность плиток: гладкая или рельефная, одноцветная или многоцветная; сорт: первый; отклонения от номинальных размеров плиток должны быть: по длине и ширине |
11 |
Доски подоконные ПВХ |
Должны быть высокие теплоизоляционные свойства, технологичность и высокая прочность и стойкость к воздействию света и влаги; устойчивость к температурным перепадам (диапазон): от -30°С до +60°С; степень механического износа: низкая; устойчивость против царапин: не менее 5 (350 оборотов); химическая стойкость: не менее 5 баллов; износостойкость: 175 - 300. |
13 |
Плиты теплоизоляционные из экструзионного вспененного полистирола ГОСТ 17177-94 |
Плотность, кг/м |
17 |
Плита теплоизоляционная |
Теплопроводность |
Комиссия, проанализировав обозначенные выше требования к материалам, товарам, используемых при выполнении работ, соотнеся их с предметом контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Трибуна на биатлонном центре в с.Уват", считает, что заказчиком безосновательно установлены излишние требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки информации о точном значении (конкретном значении) физико-химических свойств товаров (материалов).
Указанные требования к составу заявки имеют целью формальное указание участниками точных значений данных показателей.
Необходимость их включения в первую часть заявки требует от участников закупки неоправданных временных затрат, связанных с поиском товаров (материалов) с такими показателями, как придел прочности при статическом изгибе, коэффициент паропроницаемости, сжимаемость под удельной нагрузкой и т.п., их поставщиков, которые готовы предоставить информацию о конкретных значениях данных показателей, в том числе ввиду отсутствия такой информации в отрытых источниках (например, в сети Интернет).
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, тем более в объеме необходимом для выполнения работ, указанные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупки товара используемого при выполнении работ ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного следует, что участником закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо представить конкретные показатели не только используемого при выполнении работ товара, но и конкретные показатели физико-химических свойств указанного товара.
Кроме этого, Комиссией установлено, что на участие в данном электронном аукционе было подано 5 заявок, 4 из которых отклонены в связи с несоответствием требованиям заказчика, не указанием конкретных показателей.
Между тем, в силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе сформировано заказчиком в нарушение части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В части третьего довода заявителя о том, что заказчиком установлены требования к таким товарам, как "монитор", "видеокамера". Указанные товары функционально не связаны с предметом контракта, могут быть поставлены в рамках отдельной закупки.
Из письменных пояснений заказчика и уполномоченного органа следует, что рабочей документацией по объекту строительства "Трибуна на биатлонном центре в с.Уват" предусмотрен комплекс работ, в том числе и оснащение системой видеонаблюдения, которая предназначена для наблюдения за обстановкой внутри и снаружи здания.
Согласно разделу 3 рабочей документации (страницы 77-78) для обеспечения объекта системой видеонаблюдения подрядчику необходимо соответствующее оборудование, в данном случае - монитор и видеокамеры. Покупка и установка данного оборудования является неотъемлемой частью работ которые требуются подрядчику при выполнении работ по строительству объекта: "Трибуна на биатлонном центре в с.Уват".
Учитывая вышесказанное, Комиссия приходит к выводу, что в данной части довод заявителя не обоснован.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авангард" на действия заказчика Муниципального казенного учреждения "Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района" (заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Трибуна на биатлонном центре в с.Уват" (реестровый номер 0167300024518000001) обоснованной, в части установления заказчиком избыточных требований к товарам (материалам).
2. Признать заказчика нарушившим ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику и уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены протокола электронного аукциона (N0167300024518000001) от 02.02.2018 г., внесения изменений в аукционную документацию и проведения электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" (101000, г. Москва, Милютинский пер., д. 10, стр. 4, адрес в сети Интернет: www.sberbank-ast.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона N 0167300024518000001.
5. По факту выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_ |
Члены Комиссии |
_
_ |
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N ФКС 18/24 о нарушении законодательства о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
06 февраля 2018 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
_
на основании решения от 06.02.2018 г. по делу N ФКС 18/24 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы ООО "Авангард" на действия заказчика Муниципального казенного учреждения "Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: "Трибуна на биатлонном центре в с.Уват" (реестровый номер 0167300024518000001),
руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. Заказчику и уполномоченному органу - Муниципальному казенному учреждению "Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района" и Администрации Уватского муниципального района, устранить нарушения ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0167300024518000001) путем отмены протокола электронного аукциона от 02.02.2018 г., внесения изменений в документацию и проведения процедуры определения поставщика в соответствии с Законом о контрактной системе.
2. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" (101000, г. Москва, Милютинский пер., д. 10, стр. 4, адрес в сети Интернет: www.sberbank-ast.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона N 0167300024518000001.
3. Заказчику - Муниципальному казенному учреждению "Дирекция по управлению муниципальным хозяйством Уватского муниципального района", представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) сети Интернет срок до 08.03.2018 г.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания. Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
_ |
Члены Комиссии |
_
_ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 6 февраля 2018 г. N ФКС 18/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2018