Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
<_>. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ТехноСтрой" (далее - ООО "ТехноСтрой"): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Изидолг" (далее - ООО "Изидолг"): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Актив-Тендер" (далее - ООО "Актив-Тендер"): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Новострой" (далее - ООО "Новострой"): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от заявителя индивидуального предпринимателя Бабаджанян Ирины Аваговны (далее - ИП Бабаджанян И.А.): не явились, надлежащим образом уведомлены,
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Аллаиховская центральная районная больница" (далее - ГБУ РС(Я) "Аллаиховская ЦРБ", заказчик): не явились, надлежащим образом уведомлены;
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - уполномоченный орган, Госкомзакупок РС(Я)) - <_> (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобы ООО "Актив-Тендер", ООО "Технострой", ООО "Новострой", ООО "Изидолг", ИП Бабаджанян И.А. на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Аллаиховская ЦРБ", уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение строительных работ по объекту: "Строительство фельдшерско-акушерского пункта с помещением для отдыха персонала в с. Русское-Устье" (извещение N 0116200007917011222), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Актив-Тендер", ООО "Технострой", ООО "Новострой", ООО "Изидолг", ИП Бабаджанян И.А.
Из текста жалобы ООО "ТехноСтрой" следует, что заявителем обжалуется следующее:
1. В нарушение Закона о контрактной системе в плане графике не указан планируемый срок окончания выполнения работ.
2. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик установил в проекте контракта разные сроки для возврата денежных средств и банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта.
3. В нарушение Закона о контрактной системе в требованиях заказчика по материалу/товару "брусок" установлено значение по показателю "толщина" не в соответствии с ГОСТ 18288-87.
4. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик по материалу/товару "оконные блоки ПВХ профилей" установил показатель "звукоизоляция", значения которого не соответствует установленному заказчиком классу Г.
5. В нарушение Закона о контрактной системе в позиции 31 "Подпиточный насос" не установлены единицы измерения по показателю "напор насоса".
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Из текста жалобы ООО "Актив-Тендер" следует, что заказчик установил излишние требования к товарам/материалам по показателям, значения которых станут известно после проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Из текста жалобы ООО "Изидолг" следует, что заявителем обжалуется следующее:
1. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик не приложил к документации обязательный файл с внесенными изменениями от 16.01.2018 года.
2. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик указал некорректный срок окончания предоставления разъяснений участникам закупки.
3. В нарушение Закона о контрактной системе, заказчик установил излишние требования к товарам/материалам по показателям, значения которых станут известны после проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
4. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик установил показатели к товарам "утеплитель", "щит", которые не соответствуют требованию статьи 33 Закона о контрактной системе.
5. В нарушение Закона о контрактной системе проект контракта не содержит штрафы в случае нарушения подрядчиком обязательств, не имеющих стоимостного выражения.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Из текста жалобы ООО "Новострой" следует, что в аукционной документации установлено неправомерное требование к предоставлению в составе первой части заявок от участников закупки виды и объемы работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 570.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Из текста жалобы ИП Бабаджанян И.А. следует, что заказчик в аукционную документацию не включил все возможные виды работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц, из всех предусмотренных работ муниципальным контрактом.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа пояснил следующее по жалобам ООО "Актив-тендер", ООО "ТехноСтрой", ООО "Изидолг" в части обжалования положений Описания объекта закупки аукционной документации. В соответствии с требованием части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе заявители не приложили доказательства к своей жалобе, подтверждающие ее обоснованность. Кроме того, ООО "Актив-Тендер", ООО "ТехноСтрой", ООО "Изидолг" отсутствуют в Едином реестре членов СРО. Соответственно, заявители не являются потенциальными участниками закупки, их права и законные интересы установленными требованиями нарушены не могут быть.
Довод ООО "ТехноСтрой", в части отсутствия срока окончания выполнения работ в плане -графике, считают необоснованным, поскольку в план-графике указано, что срок исполнения по обязательства контракта - декабрь 2018 года. Пунктом 10 извещения о проведении электронного аукциона, а также в проекте контракта установлено, что срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг - с даты заключения государственного контракта до 10.12.2018 года.
Довод ООО "ТехноСтрой", в части установления неправомерного срока возврата денежных средств, внесенных в качестве исполнения контракта, считают необоснованным, поскольку пункт 5. 7 проекта контракта не противоречит положениям ГК РФ и Закону о контрактной системе.
Доводы ООО "Изидолг" в части отсутствия файла с внесенными изменениями от 16.01.2018 года. Последние изменения в закупку по извещению N 0116200007917011222 внесены 16.01.2018 года. А также 16.01.2018 года уполномоченным органом такие извещения о внесении изменений и измененная документация опубликовано в единой информационной системе, в части установления некорректного срока предоставления заказчиком разъяснений не согласны с доводом.
По доводам жалоб ООО "Новострой", ИП Бабаджанян И.А. не согласны с доводами заявителей.
Комиссия, заслушав лицо, участвовавшее в рассмотрении дела, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение N 0116200007917011222 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 30.11.2017 года;
2) внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона - 16.01.2018 года
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 12 894 333,00 руб.;
5) на участие в электронном аукционе поступило 5 заявок от участников закупки, 4 заявки участников закупки допущены к участию в электронном аукционе;
6) дата проведения электронного аукциона - 09.02.2018 года
7) на момент рассмотрения дела результаты проведения электронного аукциона неизвестны.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ТехноСтрой" обоснованной частично в силу следующего.
1. Довод в части отсутствия в плане графике планируемого срока окончания выполнения работ подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
В соответствии с пунктом 2 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация должны содержать сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Материалами дела установлено, что в общих сведениях позиции плана графика указан планируемый срок окончания исполнения контракта - декабрь 2018 года, в условиях закупки позиции плана графика планируемый срок выполнения работ не указан.
Пунктом 11 Информационной карты аукционной документации установлено, что срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг - с даты заключения государственного контракта до 10 декабря 2018 года.
Пунктом 10 Извещения о проведении аукциона в электронной форме установлено, что срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг - с даты заключения государственного контракта до 10 декабря 2018 года.
Пунктом 1.6 проекта контракта установлено, что "подрядчик обязуется выполнить Работы по Контракту в полном объеме в срок до "10" декабря 2018 г. со дня заключения Контракта".
Таким образом, план-график содержит планируемый срок окончания выполнения работ, довод не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
2. Довод в части установления в проекте контракта срока действия банковской гарантии, отличного от срока возврата денежных средств подрядчику (поставщику, исполнителю, подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Как следует из положений указанной нормы, требования к сроку действия обеспечения исполнения контракта установлены для обеспечения исполнения контракта только в виде банковской гарантии.
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также Гражданский кодекс РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе контрактом в контексте норм этого федерального закона именуется гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, заключаемый от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в определенных этим федеральным законом случаях.
Следовательно, при определении условий контракта его стороны основываются на положениях ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Одним из основополагающих в гражданском законодательстве является принцип свободы договора, исходя из которого, в силу части 1 статьи 1 ГК РФ участники гражданских правоотношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Частью 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, положения Закона о контрактной системе, а также гражданского законодательства не содержат ограничений в установлении заказчиком срока возврата денежных средств, вносимых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта, а также не связывает этот срок со сроком действия банковской гарантии, представляющей собой иной способ обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, действия заказчика, установившего в проекте контракта срок действия банковской гарантии, отличный от срока возврата денежных средств подрядчику (поставщику, исполнителю), внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Довод не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
3. Довод в части установления по позициям 99, 100 "Бруски" таблицы "Требования к основным используемым материалам" Технического задания аукционной документации показателей несоответствующих требованиям ГОСТ 18288-87, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Из толкования п. 1. ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик самостоятельно определяет перечень товаров и материалов, которые должны быть использованы подрядчиком для выполнения работ, предусмотренных предметом закупки. При этом Закон о контрактной системе устанавливает обязательные требования, которым должно удовлетворять описание объекта закупки в части установления заказчиком функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик товаров, используемых подрядчиком для выполнения работ.
Вместе с тем, из смысла указанной нормы, в том числе следует, что требования аукционной документации, предъявляемые к товарам, используемым при выполнении работ, должны быть однозначно определены, а допустимые значения показателей таких товаров, устанавливаемые заказчиком, должны быть однозначно заданы аукционной документацией.
Материалами дела установлено, что в таблице "Требования к основным используемым материалам" Описания объекта закупки аукционной документации установлены технические характеристики применяемых материалов, согласно которым установлены следующие требования к используемым товарам, в том числе:
13 |
Бруски обрезные хвойных пород |
Сорт |
I, II;III |
|
Длина |
в диапазоне от 4,0 до 6,5 |
м |
||
Толщина |
не менее 40 и не более 75, 150 |
мм |
||
Ширина |
не менее 75 и не более 150 |
мм |
||
Влажность |
должна быть не более 22 |
% |
||
Шероховатость поверхности пиломатериалов Rmmax |
не более 1250 |
мкм |
||
Порода древесины |
сосна или лиственница |
|
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" устанавливает термины и определения понятий в области лесопильного производства, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Пунктом 20 ГОСТа 18288-87 дано определение термину "Брусок".
Так, брусок - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Таким образом, заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку установленное требование по применяемому материалу/товару "брусок" не соответствует определению, установленному ГОСТ 18288-87.
Довод признан обоснованным.
4. Довод в части указания по материалу/товару "оконные блоки ПВХ профилей" показателя "звукоизоляция", значения которого не соответствует установленному классу Г, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Материалами дела установлено, что в таблице "Требования к основным используемым материалам" Описания объекта закупки аукционной документации установлены следующие требования:
16 |
Оконные блоки из ПВХ профилей |
Класс по показателю звукоизоляции |
не допускается менее класса Г |
|
Количество стекол в стеклопакетах, применяемых в конструкциях оконных блоков |
не менее 3 |
шт. |
||
Прочность при растяжении профиля |
Не менее 30,00 |
МПа |
||
Звукоизоляция стеклопакетов |
не менее 26,00 |
дБ |
Как установлено выше, из смысла указанной нормы в том числе следует, что требования аукционной документации, предъявляемые к товарам, используемым при выполнении работ, должны быть однозначно определены, а допустимые значения показателей таких товаров, устанавливаемые заказчиком, должны быть однозначно заданы аукционной документацией.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия" настоящий стандарт распространяется на оконные и балконные дверные блоки (далее - оконные блоки или изделия) из древесины, пластмасс и металлических сплавов для зданий и сооружений различного назначения.
Пунктом 4.7.3 ГОСТ 23166-99 установлено, что по показателю звукоизоляции изделия подразделяют на классы со снижением воздушного шума потока городского транспорта:
А - |
изделия со |
снижением |
воздушного |
шума |
свыше |
36 дБА; |
Б - |
" |
" |
" |
" |
34-36 |
дБА |
В - |
" |
" |
" |
" |
31-33 |
" |
Г - |
" |
" |
" |
" |
28-30 |
" |
Д - |
" |
" |
" |
" |
25-27 |
" |
Таким образом, заказчик нарушил положения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку согласно ГОСТ 23166-99 указанному заказчиком классу Г соответствует показатель в пределах 28-30 дБА, а показатель указанный заказчиком не менее 26 дБ, установлен некорректно.
Довод ООО "ТехноСтрой" признан обоснованным.
5. Довод в части отсутствия в позиции 31 "Подпиточный насос" единицы измерения по показателю "напор насоса" подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Материалами дела установлено, что в таблице "Требования к основным используемым материалам" Описания объекта закупки аукционной документации установлены следующие требования:
31 |
Подпиточный насос |
Область применения |
для водоснабжения, для отопления, для кондиционирования и охлаждения, для повышения давления |
|
Тип насоса |
циркуляционные |
м |
||
Напор насоса |
Не менее 5 |
|
||
Скорость вращения |
не менее 2850 |
Об/мин |
Между тем, из положений аукционной документации невозможно установить единицу измерения, которая требуется к показателю "напор насоса" к применяемому товару "подпиточный насос", следовательно, определить соответствие товара требованиям заказчика невозможно.
Заказчиком нарушены пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод ООО "ТехноСтрой" признан обоснованным.
Жалоба ООО "ТехноСтрой" признана частично обоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Актив-Тендер" обоснованной в силу следующего.
Из сути жалобы следует, что заказчик установил излишние требования к товарам/материалам по показателям, значения которых станут известны после проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Материалами дела установлено, что таблица "Требования к основным используемым товарам" Описания объекта закупки аукционной документации содержит следующее:
2-Раствор готовый кладочный -Марка по прочности-150, 200-
--Марка по морозоустойчивости-не менее F100-
--Марка по подвижности-или Пк2 или Пк3-
--Подвижность смеси по погружению конуса-от 4 до 12 вкючительно-см
--Водоудерживающая способность-не менее 90-%
--Содержание золы-уноса в растворной смеси-не более 20-% массы
5-Канаты пеньковые пропитанные
-диаметр окружности -не менее 16 -мм
--окружность -не более 50 -мм
--Разрывная нагрузка каната -Более 1450 -кгс
--Бухта -от 150 -м
11-Плиты из пенопласта полистирольного -Плотность-25, 40 -кг/м3
--Прочность на сжатие при 10 % линейной деформации -не менее 0,16-МПа
--Предел прочности при изгибе -не менее 0,25-МПа
--Теплопроводность в сухом состоянии при (255)°С-не более 0,037-Вт/(м·К)
--Время самостоятельного горения плит типа ПСБ-С-не более 4-с
--Влажность-не более 12-%
--Водопоглощение за 24 ч-не более 2,0-% по объему
16-Оконные блоки из ПВХ профилей-Класс по показателю звукоизоляции -
не допускается менее класса Г-
--Количество стекол в стеклопакетах, применяемых в конструкциях оконных блоков-не менее 3-шт.
--Прочность при растяжении профиля-Не менее 30,00-МПа
--Звукоизоляция стеклопакетов-не менее 26,00-дБ
23-Дверь противопожарная металлическая остекленная однопольная размером 900х1200 мм-Предел огнестойкости, -Не менее 30-минуты
--Инерционность срабатывания -не более 15-сек
--Усилие открывания двери в начальный период, -не более 30-кгс
--Тип привода закрывания -местный-
--Тип привода открывания -ручной-
29-Материалы теплоизоляционные из минеральных волокон - плотность -75, и 125 или 150 -кг/м
--теплопроводность при температуре 2985К -не более 0,049 -Вт/(м*К)
--сжимаемость -не более 12-%
--сжимаемость после сорбционного увлажнения -не более 16 -%
--группа горючести -НГ -
По позиции "Раствор готовый кладочный" Комиссия установила следующее.
Согласно официальному сайту Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" действует. Согласно ГОСТ 28013-98 настоящий стандарт распространяется на строительные растворы на минеральных вяжущих, применяемые для каменной кладки и монтажа строительных конструкций при возведении зданий и сооружений, крепления облицовочных изделий, штукатурки.
Согласно пункту 4.14.7 ГОСТ 28013-98 в качестве заполнителя следует применять: золы-уноса по ГОСТ 25818.
Согласно официальному сайту Росстандарта ГОСТ 25818-91 "Золы-уноса тепловых электростанций для бетонов" действует. Согласно пункту 2.2 ГОСТ 25818-91 предприятие-поставщик осуществляет контроль качества зол путем проведения их периодических испытаний.
По позиции "Канаты пеньковые пропитанные" Комиссия установила следующее.
Согласно официальному сайту Росстандарта ГОСТ 30055-93 "Канаты из полимерных материалов и комбинированные. Технические условия" действует.
Согласно пункту 7.4 раздела 7. Методы испытаний ГОСТ 30055-93 установлено, что определение разрывной нагрузки канатов. Разрывную нагрузку плетеных канатов, а также тросовой и кабельтовой свивки определяют в целом виде, по каболкам или по прядям; канатов "пенька-сталь", "сизаль-сталь" и "полипропилен-сталь" только в целом виде; канатов "сизаль-полиамид", "сизаль-полипропилен", "полиамид-полипропилен" - в целом виде или по прядям.
По позиции "Плиты из пенопласта полистирольного" Комиссия установила следующее.
Согласно официальному сайту Росстандарта ГОСТ 15588-2014 "Плиты пенополистирольные теплоизоляционные. Технические условия" действует.
Разделом 7 ГОСТ 15588-2014 установлены методы испытаний размеров и показателей внешнего вида, плотности, влажности, прочности на сжатие при 10%-ной линейной деформации, прочности при растяжении в направлении, перпендикулярном поверхностям, прочности при изгибе, водопоглощения, самостоятельного горения.
По позиции "Оконные блоки из ПВХ профилей" Комиссия установила следующее.
Согласно официальному сайту Росстандарта ГОСТ 30673-2013 "Профили поливинилхлоридные для оконных и дверных блоков. Технические условия" действует.
Пунктом 6.15 ГОСТ 30673-2013 установлено, что долговечность профилей определяют по ГОСТ 30973. При испытаниях по данному стандарту одновременно определяют значение показателей прочности при растяжении, ударной вязкости по Шарпи, изменения линейных размеров и цветовых колориметрических характеристик, а также подтверждают стойкость профилей к критическим знакопеременным температурам, УФ облучению и слабоагрессивному химическому воздействию.
По позиции "Дверь противопожарная металлическая остекленная однопольная размером 900х1200 мм" Комиссия установила следующее.
Согласно официальному сайту Росстандарта ГОСТ Р 57327-2016 "Двери металлические противопожарные. Общие технические требования и методы испытаний" действует.
Пунктом 7.6 раздела 7 Методы испытания и контроля ГОСТ Р 57327-2016 установлено, что контроль усилия открывания (см. 5.8) следует проводить по ГОСТ 13837 путем измерения динамометром усилия, приложенного к середине дверной ручки при открывании двери с зафиксированным в открытом положении устройством запирания. За усилие открывания принимают максимальное показание динамометра при перемещении свободной кромки полотна в интервале от 0 до 100 мм.
По позиции "Материалы теплоизоляционные из минеральных волокон" Комиссия установила следующее.
Согласно официальному сайту Росстандарта ГОСТ 31309-2005 "Материалы строительные теплоизоляционные на основе минеральных волокон. Общие технические условия" действует.
Пунктом 8.3 раздела 8 Методы испытаний ГОСТ 31309-2005 теплопроводность определяют по ГОСТ 7076.
Пунктом 8.2 раздела 8 Методы испытаний ГОСТ 31309-2005 размеры, сжимаемость, упругость, прочность на сжатие при 10%-ной деформации, предел прочности при растяжении, водопоглощение, предел прочности при изгибе определяют по ГОСТ 17177.
В соответствии с требованиями аукционной документации в первой части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен предоставить, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (пункт 1.2.3. Раздела 2 "Инструкции по заполнению заявки" аукционной документации).
Проанализировав вышеуказанные сведения, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу о том, что для того чтобы участникам закупки надлежащим образом составить свои аукционные заявки, необходимо проводить испытания товаров (материалов), указанных в техническом задании, а также иметь в наличии указанные товары (материалы).
В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 года N АКПИ16-1287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, действия заказчика, установившего излишние требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными в ходе испытаний, не соответствуют положениям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Актив-Тендер" признана необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Изидолг" обоснованной частично в силу следующего.
1. Довод в части отсутствия обязательного файла с внесенными изменениями от 16.01.2018 года в ЕИС подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 63 Закона о контрактной систем заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 913 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию" при изменении размещенной на официальном сайте информации сохраняются и остаются доступными для свободного ознакомления всеми пользователями официального сайта предыдущие редакции измененных документов, содержащих информацию.
Таким образом, в случае принятия заказчиком решения о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона и (или) о внесении изменений в аукционную документацию такие изменения вносятся непосредственно в извещение и (или) аукционную документацию с сохранением предыдущих редакций измененных документов.
16 января 2018 года уполномоченным органом внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона, аукционную документацию N ИИ3. Новая редакция аукционной документации была опубликована в единой информационной системе, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку довод жалобы о внесении изменений в аукционную документацию без размещения документа, содержащего перечень внесенных изменений предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участников закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Изидолг" действиями заказчика, уполномоченного органа, а также на нарушения положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Довод в части указания некорректного срока окончания предоставления разъяснений участникам закупки подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Материалами дела установлено, что пунктом 16 Информационной карты аукционной документации установлено, что дата начала и окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе - с 01.12.2017 года по 30.01.2018 года.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона срок окончания подачи заявок на участие в закупке установлены на 02.02.2018 года.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика, установившего дату окончания срока предоставления разъяснений документации об аукционе в электронной форме, не нарушают требованиям Закона о контрактной системе.
Довод не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
3. Довод в части установления излишних требований к товарам/материалам по показателям, значения которых станут известны после проведения испытаний определенной партии товара после его производства, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Материалами дела установлено, что таблица "Требования к основным используемым товарам" Описания объекта закупки аукционной документации содержит следующее:
Раствор готовый кладочный
Водоудерживающая способность не менее 90 %
Содержание золы-уноса в растворной смеси не более 20 % массы
Блоки дверные однопольные
Дверные полотна из массива сосны влажностью менее 10 %
Плиты из пенопласта полистирольного
Прочность на сжатие при 10 % линейной деформации не менее 0,16 МПа
Предел прочности при изгибе не менее 0,25 МПа
Влажность не более 12 %
Водопоглощение за 24 ч не более 2,0 % по объему
По позиции "раствор готовый кладочный", как указано выше в Решении в рамках жалобы ООО "Актив-Тендер" Комиссия установила наличие излишних требований по показателям, значения которых станут известны после проведения испытаний.
По позиции "Дверные полотна из массива сосны" Комиссия установила следующее.
Согласно официальному сайту Росстандарта ГОСТ 28786-90 "Двери деревянные. Метод определения сопротивления воздействию климатических факторов" действует.
Согласно ГОСТ 28786-90 настоящий стандарт распространяется на деревянные двери и устанавливает метод определения сопротивления дверей воздействию климатических факторов под влиянием переменной влажности и температуры воздуха.
По позиции "Плиты из пенопласта полистирольного", как указано выше в Решении в рамках жалобы ООО "Актив-Тендер" Комиссия установила наличие излишних требований по показателям, значения которых станет известно после проведения испытаний.
Таким образом, действия заказчика, установившего излишние требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными в ходе испытаний, не соответствуют положениям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод ООО "Изидолг" признан обоснованным.
4. Довод в части установления показателей к товарам "утеплитель", "щит", которые не соответствуют требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки исходя из собственных нужд.
Материалами дела установлено, что таблица "Требования к основным используемым товарам" Описания объекта закупки аукционной документации содержит следующее:
Утеплитель площадь 14.27/7.14 м.кв./уп.
Щит электрический: угол открытия двери 105°.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку довод жалобы о внесении изменений в аукционную документацию без размещения документа, содержащего перечень внесенных изменений предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участников закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Изидолг" действиями заказчика, уполномоченного органа, а также на нарушения положений Закона о контрактной системе.
Довод ООО "Изидолг" признан необоснованным.
5. Довод жалобы в части отсутствия в проекте контракта штрафов в случае нарушения подрядчиком обязательств, не имеющих стоимостного выражения, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Как установлено ранее, в соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 5, 7, и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, предусмотрена ответственность в виде неустоек (штрафов, пеней), при этом размер указанных неустоек (штрафов, пеней) должен быть определен в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что положения статьи 34 Закона о контрактной системе, определяющие обязательность включения не только условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, закрепление размера штрафа в виде фиксированной суммы, но и порядка его определения.
Согласно пункту 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 года N 1042 (далее - Правила) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Материалами дела установлено, что проект контракта не содержит обязательства, которое не имеет стоимостного выражения, следовательно, заказчик/уполномоченный орган правомерно не установили штрафы за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком таких обязательств.
Довод не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Новострой" необоснованной в силу следующего.
Суть жалобы в части установления требования к составу первой части заявки об указании видов работ, которые необходимо выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц, подлежит признанию необоснованным на следующем основании.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Правительством Российской Федерации 15.05.2017 г. принято постановление N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее также - Постановление N 570).
Постановлением N 570 установлен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено следующее:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Определения понятий "Объект капитального строительства", "Строительство", "Реконструкция", "Капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так пунктом 10 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Как следует из материалов дела, предметом данной закупки является выполнение строительных работ по объекту: "Строительство фельдшерско-акушерского пункта с помещением для отдыха персонала в с. Русское-Устье".
Следовательно, в данном случае заказчик должен включить в аукционную документацию условие, в соответствии с Постановлением N 570, об обязанности подрядчика выполнить работы, стоимость которых составляет не менее 15 процентов от цены государственного контракта самостоятельно, с указанием видов предлагаемых работ, поскольку предметом закупки является строительство объекта капитального строительства.
Как следует из материалов дела, аукционная документация содержит виды и объемы работ, которые подрядчик обязуется выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта согласно Постановлению Правительства РФ N 570.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
При этом, в составе аукционной документации присутствует часть N 5 "Предложение участника закупки" (рекомендуемая форма), согласно которой участник дает согласие на выполнение видов работ указанных в документации, самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта в соответствии с требованиями Постановления N 570.
Поскольку, данная форма имеет рекомендательный характер,
Комиссия Управления жалоба не нашла своего подтверждения и признана необоснованной.Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ИП Бабаджанян И.А. необоснованной в силу следующего.
Из сути жалобы следует, что заказчик в аукционную документацию не включил все возможные виды работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц, из всех предусмотренных работ государственным контрактом.
Как установлено выше, согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Правительством Российской Федерации 15.05.2017 г. принято постановление N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее также - Постановление N 570).
Постановлением N 570 установлен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено следующее:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Определения понятий "Объект капитального строительства", "Строительство", "Реконструкция", "Капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так пунктом 10 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Как следует из материалов дела, предметом данной закупки является выполнение строительных работ по объекту: "Строительство фельдшерско-акушерского пункта с помещением для отдыха персонала в с. Русское-Устье".
Материалами дела установлено, что аукционная документация содержит файл "Виды и объемы работ, которые подрядчик обязуется выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта", согласно которому подрядчик должен выполнить самостоятельно: устройство кровли, внутренние отделочные работы.
Между тем, жалоба признана необоснованной, поскольку в соответствии с требованием части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе аукционная документация содержит в соответствии с Постановлением Правительства РФ N570 перечень видов и объемов работ, которые подрядчику необходимо выполнить самостоятельно, без привлечения третьих лиц.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Технострой" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Аллаиховская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на выполнение строительных работ по объекту: "Строительство фельдшерско-акушерского пункта с помещением для отдыха персонала в с. Русское-Устье" (извещение N 0116200007917011222) частично обоснованной, в части установления по позициям 99, 100 "Бруски" таблицы "Требования к основным используемым материалам" Технического задания аукционной документации показателей несоответствующего требованиям ГОСТ 18288-87, в части указания по материалу/товару "оконные блоки ПВХ профилей" показателя "звукоизоляция", значения которого не соответствует установленному классу Г, в части отсутствия в позиции 31 "Подпиточный насос" единицы измерения по показателю "напор насоса".
2. Признать жалобу ООО "Актив-Тендер" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Аллаиховская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на выполнение строительных работ по объекту: "Строительство фельдшерско-акушерского пункта с помещением для отдыха персонала в с. Русское-Устье" (извещение N 0116200007917011222) обоснованной.
3. Признать жалобу ООО "Изидолг" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Аллаиховская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на выполнение строительных работ по объекту: "Строительство фельдшерско-акушерского пункта с помещением для отдыха персонала в с. Русское-Устье" (извещение N 0116200007917011222) частично обоснованной, в части установления излишних требований к товарам/материалам по показателям, значения которых станет известно после проведения испытаний
4. Признать жалобу ООО "Новострой" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Аллаиховская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на выполнение строительных работ по объекту: "Строительство фельдшерско-акушерского пункта с помещением для отдыха персонала в с. Русское-Устье" (извещение N 0116200007917011222) необоснованной.
5. Признать жалобу ИП Бабаджанян И.А. на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Аллаиховская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на выполнение строительных работ по объекту: "Строительство фельдшерско-акушерского пункта с помещением для отдыха персонала в с. Русское-Устье" (извещение N 0116200007917011222) необоснованной.
6. Признать заказчика ГБУ РС(Я) "Аллаиховская ЦРБ" нарушившим пункт 1, пункт 2 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
7. Выдать заказчику ГБУ РС(Я) "Аллаиховская ЦРБ" предписание об устранении допущенных нарушений.
8. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_> <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 февраля 2018 г. N 06-126/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2018