Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
<_>. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ТехноСтрой" (далее - ООО "ТехноСтрой", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика муниципального унитарного предприятия "Айхальское предприятие жилищного хозяйства" поселка Айхал Республики Саха (Якутия) (далее - МУП "Айхальское предприятие жилищного хозяйство" заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения;
рассмотрев жалобу ООО "ТехноСтрой" на действия заказчика МУП "Айхальское предприятие жилищного хозяйства" при проведении электронного аукциона на поставку пиломатериалов (извещение N 2016600000118000002), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ТехноСтрой".
Из текста жалобы ООО "ТехноСтрой" следует, что:
1. В нарушение Закона о контрактной системе заказчиком допущено разночтение информации в части установления срока выполнения работ в плане-графике, Информационной карте аукционной документации, проекте контракта.
2. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик сократил сроки предоставления разъяснений.
3. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик установил разночтения в части размера обеспечения исполнения контракта в Извещении о проведении электронного аукциона и проекта контракта.
4. В нарушение Закона о контрактной системе заказчик установил срок возврата денежных средств отличный от срока действия банковской гарантии.
5. В нарушение Закона о контрактной системе в извещении не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что:
1. В извещении о проведении закупки установлена планируемая дата поставки материала на 24.03.2018 года. В соответствии с требованием Постановления Правительства РФ N 554 в плане-графике указан планируемый срок (месяц, год) окончания исполнения контракта 04.2018 года, а срок поставки товара, в информационной карте, в информационной карте, размещенной в ЕИС: с момента заключения контракта до 24.03.2017 года.
2. Не согласны с доводом жалобы, поскольку считают, что срок для предоставления разъяснений установлен правомерно.
3. На данном этапе электронного аукциона был размещен проект контракта, который не несет никакой юридической силы, а соответственно ответственности.
4. При внесении обеспечения исполнения контракта в виде денежных средств срок возврата устанавливается заказчиком самостоятельно, а срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 (один) месяц.
5. Денежные средства перечисляются на счет электронной торговой площадки, а не заказчика. В связи с этим не целесообразно дважды ссылаться на нормы законодательства. Кроме того приложенный скриншот не относиться к данной закупке.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) Извещение N 2016600000118000002 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 26.01.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта 1 370 579, 91 руб.;
4) на участие в закупке подано 5 заявок от участников закупки, все участники допущены к участию в электронном аукционе;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 09.02.2018 года;
6) в ходе проведения электронного аукциона поступило 3 предложения о понижении цены контракта;
8) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу заявителя необоснованной на основании следующего.
1. Довод в части наличия разночтения в части установления срока выполнения работ в плане-графике, Информационной карте аукционной документации, проекте контракта подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
В соответствии с пунктом 2 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация должны содержать сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Материалами дела установлено, что в позиции плана графика указано планируемый срок окончания исполнения контракта - 01.04.2018 года.
Пунктом 20 Информационной карты аукционной документации установлено, что срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг - поставка товара осуществляется с момента заключения контракта и до 24.03.2018 года.
В извещении о проведении аукциона в электронной форме установлено, что срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг - 24.03.2018 года.
Пунктом 5.8 проекта контракта установлено, что "поставка товара осуществляется с момента заключения контракта и до 24.03.2018 года".
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Таким образом, заявитель не представил доказательств, каким образом нарушены его права и законные интересы. Довод признан необоснованным.
2. Довод в части установления некорректного срока предоставления разъяснений участникам закупки подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Материалами дела установлено, в пункте 35 Информационной карты аукционной документации установлены, что даты начала и окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе - с 26 февраля 2018 г. по 30 января 2018 г.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона срок окончания подачи заявок на участие в закупке - на 02.02.2018 года.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика, установившего указанную ранее дату окончания срока предоставления разъяснений документации об аукционе в электронной форме, не нарушают требованиям Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан необоснованным.
3. Довод о наличии разночтений в части установления размера обеспечения исполнения контракта в Извещении о проведении электронного аукциона и проекта контракта подлежит признанию обоснованной по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 8 статьи 42, части 5 статьи 63, част 1 статьи 64 Закона о контрактной системе размер. В извещении об осуществлении закупки, аукционной докментации должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Материалами дела установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона указано, что размер обеспечения исполнения контракта - 68529, 00 руб.
Пунктом 18 Информационной карты аукционной документации установлено, что размер обеспечения исполнения контракта, в форме банковской гарантии, либо перечисления денежных средств 5 (пять) % от начальной (максимальной) цены контракта который составляет 68 529 (шестьдесят восемь тысяч пятьсот двадцать девять) рублей 00 копеек.
Пунктом 11.1 проекта контракта установлено, что исполнитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в размере 36 800 (тридцать шесть тысяч восемьсот) рублей 32 копейки.
Заказчик в письменных пояснениях указал, что в проекте контракта указан неверный размер обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, нарушено положение части 4 статьи 64, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
4. Довод в части установления в проекте контракта срока действия банковской гарантии отличного от срока возврата денежных средств подрядчику (поставщику, исполнителю) подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Как следует из положений указанной нормы, требования к сроку действия обеспечения исполнения контракта установлено для обеспечения исполнения контракта только в виде банковской гарантии.
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также Гражданский кодекс РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе контрактом в контексте норм этого федерального закона именуется гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, заключаемый от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в определенных этим федеральным законом случаях.
Следовательно, при определении условий контракта его стороны основываются на положениях ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Одним из основополагающих в гражданском законодательстве является принцип свободы договора, исходя из которого, в силу части 1 статьи 1 ГК РФ участники гражданских правоотношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Частью 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, положения Закона о контрактной системе, а также гражданского законодательства не содержат ограничений в установлении заказчиком срока возврата денежных средств, вносимых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта, а также не связывает этот срок со сроком действия банковской гарантии, представляющей собой иной способ обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, действия заказчика, установившего в проекте контракта срок действия банковской гарантии отличного от срока возврата денежных средств подрядчику (поставщику, исполнителю), внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан необоснованным.
5. Довод заявителя в части не установления в извещении о проведении электронного аукциона порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информации о банковском сопровождении контракта подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона, среди прочего, указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
Пунктами 7 и 8 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом);
- размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что в извещении о проведении закупки N 2016600000118000002 указано следующее: "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок - Обеспечение заявки", "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта - Обеспечение контракта".
При этом, извещение о проведении электронного аукциона содержит все необходимые платежные реквизиты для внесения обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, заказчик указал порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информации о банковском сопровождении контракта в извещении о проведении электронного аукциона.
Следовательно довод жалобы не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ТехноСтрой" на действия заказчика МУП "Айхальское предприятие жилищного хозяйства" при проведении электронного аукциона на поставку пиломатериалов (извещение N 2016600000118000002) частично обоснованной, в части допущения разночтения при указании в части размера обеспечения исполнения контракта в извещении о проведении электронного аукциона и проекта контракта.
2. Признать заказчика МУП "Айхальское предприятие жилищного хозяйства" нарушившим часть 4 статьи 64, часть 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику МУП "Айхальское предприятие жилищного хозяйства" предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесении.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 февраля 2018 г. N 06-131/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2018