На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ЗАО "Фирма ЕВРОСЕРВИС" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях аукционной комиссии ОБУЗ "Курский городской клинический родильный дом" (далее - Аукционная комиссия), при проведении Аукционной комиссией, ОБУЗ "Курский городской клинический родильный дом" (далее - Заказчик), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственных средств (номер извещения 0344300034217000273) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии, при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение о допуске участника закупки с порядковым N 5, что повлекло снижение цены контракта на 15 % от цены, предложенной победителем (Заявителем) Аукциона в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155).
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.12.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 145 376 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 22.01.2018;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признан Заявитель с минимальным предложением о цене контракта 143 922,24 рубля.
По мнению Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно принято решение о допуске участника закупки с порядковым N 5, что повлекло снижение цены контракта на 15 % от цены, предложенной победителем (Заявителем) Аукциона в соответствии с Приказом N 155, поскольку на территории государств - членов Евразийского экономического союза не зарегистрировано ни одного лекарственного препарата, соответствующего требованиям документации об Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа N 155, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Приказ N 155 определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, в том числе для закупки средств лекарственных и материалов, применяемых в медицинских целях, входящих в общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД 2) "21".
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является поставка лекарственных средств, а именно "Бупивакаин". Код ОКПД 2 - 21.20.10.231 "Анестетики".
На заседании Комиссии установлено, что на участие в Аукционе подана заявка с порядковым номером "5", в которой представлен товар, страной происхождения которого является Россия, в то время как Заявитель (победитель), а также участник закупки с порядковым номером "2" в заявках на участие в Аукционе представили лекарственный препарат "Бупивакаин", страной происхождения которых является Франция.
Учитывая положения Приказа N 155, Заказчиком опубликован протокол подведения итогов электронного аукциона от 26.01.2018 N 0344300034217000273-3, в соответствии с которым предложение цены контракта Заявителя (победителя), а также предложение участника закупки с порядковым номером "2" АО "Р-Фарм", занявшем второе место по результатам проведения Аукциона (далее - АО "Р-Фарм), снижены на 15 процентов от предложенных Заявителем, АО "Р-Фарм" цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон о лекарственных средствах) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Положения Закона о лекарственных средствах предусматривают проведение Министерством здравоохранения Российской Федерации государственной регистрации лекарственных препаратов в целях подтверждения их эффективности, безопасности и качества.
Таким образом, в целях подтверждения безопасности и качества поставляемой продукции (лекарственных препаратов), а также предотвращения попадания на российский рынок лекарственных препаратов и средств, не прошедших государственную регистрацию, документация об Аукционе должна содержать требование о предоставлении в составе заявки в соответствии пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации о регистрационном удостоверении на лекарственный препарат.
Кроме того, применение постановления Правительства Российской Федерации N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289) невозможно без наличия информации, которая указывается в регистрационном удостоверении, в том числе информации о производителе лекарственного препарата.
На заседании Комиссии установлено, что подпунктами 1,2 пункта 37 документации об Аукционе установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, а именно в соответствии с Приказом N 155, а также Постановлением N 1289.
Подпунктом 3 пункта 38 документации об Аукционе установлено следующее требование к содержанию, составу заявки, а именно: "копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром".
Приложением N 2 к документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Поставщиком предоставляется сертификат соответствия и/или декларация о соответствии, регистрационное удостоверение. Поставщик отвечает за качество поставляемого товара в течение всего срока годности. Транспортировка и перемещение Товара, осуществляемая Поставщиком, должна обеспечивать сохранность его качества, эффективности и безопасности, исключать возможность контаминации микроорганизмами и другими веществами".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком надлежащим образом не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки копий регистрационных удостоверений на лекарственные препараты, являющиеся предметом закупки или информации о реквизитах такого регистрационного удостоверения, позволяющих однозначным образом идентифицировать предлагаемый к поставке лекарственный препарат.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В приложении N 2 к документации об Аукционе "Описание объекта закупки" установлены, в том числе следующие требования к лекарственному препарату с международным непатентованным наименованием "Бупивакаин": "активное вещество: Бупивакаина гидрохлорид моногидрат для инъекций 5,28 мг, соответствующий 5,0 мг бупивакаина гидрохлорида; вспомогательные вещества: декстрозы моногидрат для инъекций 80,0 мг, что соответствует 72,7 мг декстрозы безводной, натрия гидроксид и/или хлористоводородная кислота для доведения рН до 4,0-6,0, вода для инъекций до 1 мл; гипербарический раствор: соответствие; Лекарственная форма: раствор для инъекций; Форма выпуска: ампула 4 мл".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что в Государственном реестре лекарственных средств зарегистрированы лекарственные препараты в рамках одного международного непатентованного наименования или группировочного (химического) наименования "Бупивакаин", в том числе произведенных на территории России. Вместе с тем, представитель Заявителя представил сведения из Государственного реестра лекарственных средств, согласно которым на территории государств - членов Евразийского экономического союза не зарегистрировано ни одного лекарственного препарата "Бупивакаин" с характеристиками, соответствующими Приложению N 2 к документации об Аукционе, в том числе, соответствующим требованиям в отношении вспомогательных веществ (декстрозы моногидрат), а также в отношении гипербарического раствора, в связи с чем заявка участника закупки с порядковым номером "5" подлежала отклонению, в связи с предоставлением недостоверных сведений в отношении наименования страны происхождения товара или предоставлением конкретных показателей, не соответствующих требованиям, установленным в Приложении N 2 к документации об Аукционе. Таким образом, в связи с тем, что заявка участника закупки с порядковым номером "5" подлежала отклонению, положения Приказа N 155 не применяются.
Изучив заявку участника закупки с порядковым номером "5" (далее - Участник N 5), представленную Оператором электронной площадки, Комиссия установила, что первая часть заявки Участника N 5 содержит следующую информацию в отношении страны происхождения товара, а именно: "Россия", при этом сведения в отношении торгового наименования лекарственного средства отсутствуют. Вместе с тем, в составе второй части заявки Участника N 5 не приложена копия регистрационного удостоверения на лекарственный препарат, а также отсутствует информация о реквизитах такого регистрационного удостоверения, позволяющих однозначным образом идентифицировать предлагаемый к поставке лекарственный препарат.
Кроме того, Заказчик на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, в письменных возражениях не представил доказательств, подтверждающих, что заявка Участника N 5 соответствует требованиям, установленным в документации об Аукционе, а также содержит сведения, позволяющие однозначным образом идентифицировать предлагаемый к поставке лекарственный препарат "Бупивакаин" со страной происхождения "Россия".
С учетом вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что Участником N 5 представлены недостоверные сведения в отношении поставляемого лекарственного препарата "Бупивакаин", в связи с чем Заказчиком неправомерно применены положения Приказа N 155 в отношении Заявителя, а также АО "Р-Фарм".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о допуске Участника N 5, что повлекло снижение цены контракта на 15 % от цены, предложенной победителем (Заявителем) Аукциона в соответствии с Приказом N 155, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать в Курское УФАС России материалы дела от 14.02.2018 N 18/44/99/63 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 февраля 2018 г. N 18/44/99/63
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2018