На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение Маслова Д.А. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГУП города Москвы "Мосгортранс" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку городских электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет для нужд ГУП "Мосгортранс" (номер извещения 0173200001417001533) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, необоснованно установивших в документации об Аукционе требование в отношении типа зарядной станции электробусов, а именно "ультрабыстрая зарядная станция", в связи с тем, что такое требование приводит к увеличению стоимости электробусов, а также противоречит системе электротранспорта города Москвы.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.12.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 549 114 581,49 рубль;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.02.2018.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом необоснованно установлено в документации об Аукционе требование в отношении типа зарядной станции электробусов, а именно "ультрабыстрая зарядная станция", в связи с тем, что такое требование приводит к увеличению стоимости электробусов, а также противоречит системе электротранспорта города Москвы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе объектом закупки является поставка городских электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет.
По мнению Заявителя, наиболее подходящим видом электробуса является электробус с динамической подзарядкой от имеющейся контактной сети, которому не требуются зарядные станции, при этом в рамках проведения второго этапа общественных обсуждений Заказчиком не учтены факты о "худших характеристиках" электробусов с ультрабыстрыми зарядными станциями.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что закупка 300 электробусов и 98 ультрабыстрых зарядных станций к ним позволит начать формирование инфраструктуры для максимального замещения ими автобусов с двигателями внутреннего сгорания и троллейбусов, где их использование не эффективно. Заказчиком разработано техническое задание документации об Аукционе с учетом рациональных предложений ведущих отечественных и зарубежных экспертов отрасли, в связи с чем проведен Технический совет, протокол проведения которого, а также доклады участников опубликованы в открытом доступе сети "Интернет" по адресу: http://www.mosgortans.ru/about/projects/electrobus, кроме того, Заказчиком принимались и рассматривались конструктивные обращения граждан. По результатам обсуждений и учета всех факторов подтверждена выбранная концепция использования ультрабыстрых зарядных станций, поскольку данный способ восполнения энергии бортовых источников питания признан наиболее оптимальным для города Москвы с учетом запланированных условий эксплуатации.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что сравнение электробусов для города Москвы с троллейбусами города Санкт-Петербурга нецелесообразно, поскольку срок службы закупаемых Заказчиком электробусов с ультрабыстрыми зарядными станциями к ним в течение 15 лет превышает ресурс электробусов с динамической подзарядкой (7 лет), что потребует повторных капитальных вложений в течение запланированного периода эксплуатации в Москве.
Также представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что поставка ультрабыстрых зарядных станций является потребностью Заказчика, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, и, кроме того, данный тип организации транспортной системы широко применяется в мире при внедрении данного типа подвижного состава как наиболее оптимального с точки зрения сохранения баланса между начальной стоимостью, массово-весовыми характеристиками и общей пассажировместимостью. При возможном незначительном увеличении времени простоя в течение смены на подзарядку электробуса, общая транспортная работа, совершаемая транспортным средством, будет увеличена в сравнении с электробусами с динамической подзарядкой за счет более высокого коэффициента технической готовности техники, закладываемого производителем, а также временем общего оперирования на маршруте и средней маршрутной скорости сообщения благодаря повышению маневренности и возможности объезда препятствий без выполнения сопутствующих операций по опусканию и подъему токоприемников.
Кроме того, системы зарядки через токоприемник троллейбусного типа позволяют осуществлять зарядку блока тяговых аккумуляторов на троллейбусах с увеличенным автономным ходом и электробусах с динамической подзарядкой как в движении, так и в статическом положении электробуса от контактной сети напряжением 600 В постоянного тока, однако такой тип зарядки требует размещения на электробусе дополнительного оборудования в виде блока управления зарядом, поскольку регулирование тока через контактную сеть технически невозможно ввиду того, что не исключает нахождения на одном участке нескольких транспортных средств, в связи с чем выбранная концепция ультрабыстрой зарядной станции и начальная (максимальная) цена контракта являются оптимальными и взвешенными.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил и не представил доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Решением комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 30.01.2018 N 18/44/105/84 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона выявлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановлении в документации об Аукционе надлежащим образом требования к содержанию первой части заявки на участие в Аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать довод Заявителя, изложенный в обращении, не нашедшим своего подтверждения.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 30.01.2018 N 18/44/105/84, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 30.01.2018 N 18/44/105/84 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 февраля 2018 г. N 18/44/99/62
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2018