Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу АО "БТК-Групп" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия) при проведении Генеральной прокуратурой Российской Федерации (далее - Заказчик), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Аукционной комиссией электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку форменного обмундирования (номер извещения - 0173100014117000171) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Для всесторонннего изучения доводов жалобы Комиссией объявлено о переносе рассмотрения жалобы Заявителя на 14.02.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.12.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 88 048 317,54 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 09.01.2018;
5) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
6) до участия в Аукционе допущено 2 участника Аукциона;
7) дата проведения Аукциона - 05.02.2018;
8) победителем Аукциона признано АО "Меридиан" с минимальным предложением о цене контракта 86 727 592,77 рублей.
Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 02.02.2018 N 0173100014117000171-4 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки N 10 (Заявитель) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям: "Участником закупки по пункту 1.2.3 "Брюки синего цвета облегченные" технического задания документации об Аукционе указано "Части пояса будут притачаны к верхнему срезу половинок брюк швом шириной 1,0 см с одновременным закреплением нижних концов шлевок, верхние концы которых настрачиваются на пояс накладным швом зигзагообразной закрепкой, по линии верхнего края пояса", что не соответствует способу крепления шлевок, представленному в документации об Аукционе, а также удален абзац, содержащий описание обработки мешковины бокового кармана, который должен содержать информацию о способе стачивания подкладки бокового кармана брюк или её частей".
Пунктом 1.2.3 "Брюки синего цвета облегченные" к товару установлены, в том числе, следующие требования: "Верхние концы шлевок должны быть зафиксированы зигзагообразной закрепкой. Части пояса должны быть притачаны к верхнему срезу половинок брюк швом шириной 1,0 см с одновременным закреплением нижних концов шлевок, верхние концы которых при настрачивании на пояс накладным швом тремя-четырьмя строчками должны быть расположены по линии верхнего края пояса".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что способ крепления шлевок вышеуказанного товара, представленный в заявке Заявителя, а именно зигзагообразной закрепкой, не соответствует способу, представленному в документации об Аукционе, а именно швом тремя-четырьмя строчками, в связи с чем Аукционной комиссией принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Кроме того, пунктом 1.2.3 "Брюки синего цвета облегченные" к товару установлены, в том числе, следующее требование: "Срез обтачки кармана обрабатывается в подгибку с закрытым или обметанным открытым срезом. Отрезная часть передних половинок брюк должна быть настрочена на мешковину карманов с открытым обметанным или с закрытым срезом, подгибая срез внутрь на 0,7-1,0 см и прокладывая строчку на расстоянии не более 0,1-0,2 см от подгиба. Для стачивания подкладки бокового кармана брюк или её частей, должен быть применен двойной шов, первая строчка должна быть проложена по внутренней стороне на расстоянии 0,5 см от среза и вторая -по лицевой стороне на расстоянии 0,7 см от сгиба вывернутой детали. Допускается стачивать подкладку двумя строчками челночного стежка или одной строчкой цепного стежка швом шириной 1,0 см, расстояние между строчками 0,2 см. Клапан заднего кармана должен быть обтачан нижней деталью клапана из подкладки, вывернут на лицевую сторону и по краю детали должна быть проложена отделочная строчка".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заявителем удален абзац технического задания документации об Аукционе, содержащий описание обработки мешковины бокового кармана, который должен содержать информацию о способе стачивания подкладки бокового кармана брюк или её частей, что не соответствует требованиям пункта 1.2.3 "Брюки синего цвета облегченные" технического задания документации об Аукционе.
На основании изложенного и учитывая, что, согласно Протоколу, в заявках иных участников Аукциона сведения в отношении вышеуказанного показателя по пункту 1.2.3 "Брюки синего цвета облегченные" технического задания документации об Аукционе, по мнению Аукционной комиссии, представлены надлежащим образом, а также, что Заявителем не представлено, доказательств в подтверждение довода жалобы, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе, участникам в составе заявки на участие в Аукционе надлежит помимо конкретных показателей товаров, предоставлять сведения в отношении технологии и способа производства поставляемых товаров, при этом в соответствии подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели поставляемых товаров.
Вместе с тем, по мнению Комиссии, исходя из положений Инструкции участникам закупки не представляется возможным определить какие показатели товаров, представленных в техническом задании документации об Аукционе, являются конкретными и указываются в соответствии с Инструкцией, а какие являются описанием технологии и способа производства товаров, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе.
Кроме того, решением Комиссии ФАС России от 15.01.2018 N 18/44/105/24 установлено, в том числе, что Инструкция не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в Аукционе, поскольку позволяет участникам закупки в составе заявки описывать несколько способов технологии производства товаров, которые, согласно пояснениям Заказчика, являются взаимоисключающими.
На основании изложенного, и учитывая, что по данным положениям Инструкции заявки на участие в Аукционе отклонялись Аукционной комиссией, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссией установлено, что участнику закупки с порядковым номером заявки N 5 отказано в допуске до участия по следующему основанию: "Участником закупки по пункту N 1.2.5 "Рубашка голубого цвета с короткими рукавами, типа Б" указано: "Направление нити основы в надставках должно соответствовать принятому в целой детали за исключением клапанов карманов, кокетки и подкладки кокетки спины, выкраиваемых в поперечном направлении", то есть не конкретизировано направление нити основы в надставках".
По мнению Комиссии вышеуказанное требование по пункту N 1.2.5 "Рубашка голубого цвета с короткими рукавами, типа Б" технического задания документации об Аукционе относится к технологии и способу изготовления товара, имеет описательный характер и не является конкретным показателем, в связи с чем, учитывая установление Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащей Инструкции, действия Аукционной комиссии, выразившиеся в отказе участнику с порядковым номером заявки N 5 не соответствуют Закону о контрактной системе.
Согласно Протоколу, участнику закупки с порядковым номером заявки N 8 отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "Участником закупки по пункту 1.2.6 "Блуза форменная голубого цвета с короткими рукавами, тип Б" технического задания документации об Аукционе указано, в том числе, "Учитывая рост изделия, на планке потайной застежки правой полочки на расстоянии 1,5 см от края борта будут обметаны 5 или 6 вертикальными петлями", то есть участником закупки не указано конкретное значение количества петель товара".
Пунктом 1.5 технического задания документации об Аукционе установлен размерный ряд поставляемых товаров, в том числе, блуз форменных, при этом установлены требования в отношении разных ростов поставляемых блуз.
По мнению Комиссии требование по пункту 1.2.6 "Блуза форменная голубого цвета с короткими рукавами, тип Б" "будут обметаны 5 или 6 вертикальными петлями" является требованием к изготовлению товара, при этом одновременно требование "Учитывая рост изделия" и необходимость поставки форменных блуз нескольких ростов не позволяют участнику закупки определить конкретное количество вертикальных петель изделия, поскольку, исходя из положений технического задания об Аукционе, количество вертикальных петель изделия зависит от роста соответствующего изделия, в связи с чем действия Аукционной комиссии, выразившиеся в отказе участнику с порядковым номером заявки N 8 не соответствуют Закону о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в отказе в допуске до участия участникам закупки с порядковыми номерами заявок N 5 и N 8 нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса, указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии со статьей 19 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним день. В части 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Комиссией установлено, что извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 22.12.2017, при этом дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе, установленная Заказчиком в документации об Аукционе и ЕИС - 09.01.2018 в 10:00.
Учитывая, что первым рабочим днем в 2018 году является 09.01.2018, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком фактически сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе дата окончания срока предоставления участниками Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе - 05.01.2018.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком также сокращен срок предоставления разъяснений положений документации об Аукционе, что не соответствует части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки, а также поскольку участниками закупки подано 4 запроса на разъяснения положений документации об Аукционе, при этом Заказчиком даны ответы на соответствующие запросы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "БТК-Групп" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 14.02.2018 по делу N 18/44/105/123, по данному делу предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 февраля 2018 г. N 18/44/105/124
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2018