Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ТрансЛидер" (далее - Заявитель) на действия ГУП города Москвы "Мосгортранс" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку городских электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет для нужд ГУП "Мосгортранс" (номер извещения 0173200001417001534) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединены поставка электробусов, поставка зарядных станций к ним, оказание услуг по техническому обслуживанию электробусов и зарядных станций к ним, а также объект закупки не соответствует техническому заданию документации об Аукционе.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом нарушен порядок проведения первого этапа обязательного общественного обсуждения закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.12.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 548 862 788,64 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -07.03.2018.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что зарядные станции, требования к которым установлены в Техническом задании документации об Аукционе, на момент подготовки документации об Аукционе в Российской Федерации промышленно не производились не только производителями электробусов, но и также другими предприятиями, в связи с чем для обеспечения гарантии увязки программного обеспечения транспортных средств и самих зарядных станций между собой, в объект закупки включены поставка городских электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа представили запросы о коммерческих предложениях в адрес ООО "Намибус" (от 05.12.2017 N 99-38-71), ООО ПК "Транспортные системы" (от 05.12.2017 N 99-38-67), ОАО "Управляющая компания "Белкоммунмаш" (от 05.12.2017 N 99-38-68), ООО "Русские Автобусы - Группа ГАЗ" (от 05.12.2017 N 99-38-70), ПАО "КАМАЗ" (от 05.12.2017 N 99-38-69), в ответ на которые получены ответы от ООО "Намибус" (от 07.12.2017 N 11/12/17), ОАО "Управляющая компания "Белкоммунмаш" (от 11.12.2017 N 16-6/832), ООО "Русские Автобусы - Группа ГАЗ" (от 06.12.2017 N 1378/РА/12/2017), ПАО "КАМАЗ" (от 06.12.2017 N 06-25) о намерении организовать их производство для обеспечения гарантии увязки программного обеспечения транспортных средств и самих зарядных станций между собой.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что объектом закупки является поставка городских электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет для нужд ГУП "Мосгортранс".
В рамках государственного контракта необходимо осуществить поставку электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним, а также оказать услуги по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту, поскольку указанные услуги функционально и неразрывно связаны между собой.
При этом, Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обоснованности рассматриваемых доводов.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
Кроме того, по мнению Заявителя при проведении Аукциона имеются признаки наличия сговора между Заказчиком, Уполномоченным органом и потенциальным участником закупки, а также указание Заявителем на признаки нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Вместе с тем, у Комиссии отсутствуют полномочия по рассмотрению указанного довода, в связи с чем, довод Заявителя о наличии сговора между Заказчиком, Уполномоченным органом и потенциальным участником закупки, а также указание на признаки нарушений Закона о защите конкуренции не подлежит рассмотрению Комиссией.
2. В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 835), обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 7 Постановления Правительства N 835, обязательное общественное обсуждение проводится в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в виде очных публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 31 Постановления Правительства N 835 протокол первого этапа обязательного общественного обсуждения после размещения в специализированном разделе автоматически направляется с помощью средств программно-аппаратного комплекса единой информационной системы в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Вместе с тем, первый этап обязательного общественного обсуждения закупки начинается с даты размещения в ЕИС плана-графика закупок, и ранее даты публикации извещения о проведении закупки, в связи с чем, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом нарушен порядок первого этапа обязательного общественного обсуждения закупки не подлежит рассмотрению Комиссией.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с приложением N 2 к техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие технические характеристики и параметры электробусов и зарядных станций:
"п. 11 Автоматизированная система диспетчерского управления наземного городского пассажирского транспорта. Оборудование АСКП должно быть российского производства и серийно выпускаться на территории РФ".
Вместе с тем, представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено сведений и документов, подтверждающих, что требование о производстве оборудования АСКП исключительно на территории Российской Федерации установлено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно положениям инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов) установлено, в том числе следующее: "Участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме (далее - аукционная документация) и подлежащих проверке заказчиком при приемке товара, выполненных работ, оказанных услуг, а также сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патенте (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименовании страны происхождения товара".
В приложении приложение N 2 к техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требования, например, такие как:
"п. 8.11 Пассажирские сидения. Материал должен обладать следующими характеристиками: должен выдерживать разрывные нагрузки в продольном направлении не менее 820 Н; должен выдерживать разрывные нагрузки в поперечном направлении не менее 1300 Н; износостойкий слой - полиакрил 85%, полиэфир 15%; устойчивость к истиранию до разрушения не менее 100000 циклов; прочность связей в продольном направлении должна быть не менее 0,16 кН/м; прочность связей в поперечном направлении должна быть не менее 0,16 кН/м.
п. 8.3 Настил пола. Тест на вдавливание 50 daN/cm2 - 150 mm. Остаточная деформация NF EN 433 < 0,2 mm. Сопротивление стираемости ISO 9352 не более 250 + 50 mg (потеря веса при 1000 циклах). Размеростабильность 6ч при 80°C: NF EN 434 DIN 51942 < 0,4%." и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Решением комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 30.01.2018 N 18/44/105/85 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона выявлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в не установлении в документации об Аукционе надлежащим образом требования к содержанию первой части заявки на участие в Аукционе, в связи с чем, комиссией ФАС России по контролю сфере закупок выдано предписание не учитывать указанные требования при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ТрансЛидер" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения по делу от 15.02.2018 N 18/44/105/129, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе указанных в пунктах 3, 4 мотивировочный части настоящего решения не выдавать.
4. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению выдано на основании решения по делу от 30.01.2018 N 18/44/105/85, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе указанному в пункте 5 мотивировочный части настоящего решения не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанных в пункте 3, 4 мотивировочный части настоящего решения, переданы на основании решения по делу от 15.02.2018 N 18/44/105/129 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
6. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению, указанному в пункте 5 мотивировочный части настоящего решения, переданы на основании решения по делу от 30.01.2018 N 18/44/105/85 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 февраля 2018 г. N 18/44/105/128 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был