Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Мизеркина С.В. (далее - Заявитель) на действия ГУП города Москвы "Мосгортранс" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку городских электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет для нужд ГУП "Мосгортранс" (номер извещения 0173200001417001532) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено в документации об Аукционе требование к описанию участниками закупки конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят сиденья пассажирские и пол электробусов, а также результатов испытаний.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании документации об Аукционе установлены требования в отношении системы заряда и зарядного устройства, ограничивающее количество участников закупки, и в совокупности требований, установленных в Техническом задании документации об Аукционе, соответствуют продукции только одного производителя электробусов с зарядным пантографом "SHUNG", а также в отношении медиасистемы, ограничивающее количество участников закупки, и в совокупности требований, установленных в Техническом задании документации об Аукционе, соответствуют продукции только одного производителя "Транстелематика".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.12.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 787 039 085,72 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -07.03.2018.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно положениям инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов) установлено, в том числе следующее: "Участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме (далее - аукционная документация) и подлежащих проверке заказчиком при приемке товара, выполненных работ, оказанных услуг, а также сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патенте (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименовании страны происхождения товара".
В приложении приложение N 2 к техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требования, например, такие как:
"п. 8.11 Пассажирские сидения. Материал должен обладать следующими характеристиками: должен выдерживать разрывные нагрузки в продольном направлении не менее 820 Н; должен выдерживать разрывные нагрузки в поперечном направлении не менее 1300 Н; износостойкий слой - полиакрил 85%, полиэфир 15%; устойчивость к истиранию до разрушения не менее 100000 циклов; прочность связей в продольном направлении должна быть не менее 0,16 кН/м; прочность связей в поперечном направлении должна быть не менее 0,16 кН/м.
п. 8.3 Настил пола. Тест на вдавливание 50 daN/cm2 - 150 mm. Остаточная деформация NF EN 433 < 0,2 mm. Сопротивление стираемости ISO 9352 не более 250 + 50 mg (потеря веса при 1000 циклах). Размеростабильность 6ч при 80°C: NF EN 434 DIN 51942 < 0,4%." и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является поставка городских электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет.
Пунктом 1.3 Приложения N 4 к Техническому заданию "Технические требования на поставку ультрабыстрых зарядных станций" документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к размещению коннектора (токопередающего устройства между зарядной станцией и электробусом), конфигурации токопередающего устройства и контактной группы коннектора: "На крышевом постаменте электробуса, в передней части. Коннектор должен иметь не менее 2-х ступеней изоляции от кузова электробуса. Тип привода коннектора - полупантограф с электрическим приводом. Контактная группа купольного типа, состоит из 4-ех изолированных шин: шина заземления - PE, силовых шин +DC, -DC, информационно-управляющей шины (Control Pilot) с направляющим устройством для стыковки с коннектором. Однонаправленное".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что поставка ультрабыстрых зарядных станций является потребностью Заказчика, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, при этом представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что зарядные станции, в том числе токопередающие устройства, требования к которым установлены в техническом задании документации об Аукционе, сформированы с учетом климатических особенностей и позволяют использовать поставщикам электробусов элементы серийно выпускаемых изделий различных производителей после проведения соответствующей доработки конструкции и интеграции в общую компоновку транспортного средства.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в рамках разработки технического задания документации об Аукционе проводились консультации со специалистами различных профильных предприятий, таких как "АВВ", "Siemens", "MEDCOM", "Schunk", "Mitsubishi" и другие. При этом техническим заданием документации об Аукционе установлен ряд требований к диапазону рабочих температур, системе противообледенения и проводимым токам, которые не соответствуют требованиям производителя "Schunk".
Также представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что техническим заданием документации об Аукционе допускается установка как электропортального ведущего моста с тяговыми двигателями, встроенными в бортовые редукторы, так и традиционных компоновочных схем с электрическим двигателем, связанным с колесными редукторами через карданный вал при обеспечении заданных параметров доли низкого уровня пола и компоновки салона, которые регламентируются международными нормативными документами и техническими регламентами, действующими на территории Российской Федерации в отношении транспортных средств категории M3, используемых для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии также дополнительно сообщили, что серийное производство обычных портальных мостов, в том числе на выпускаемых отечественными производителями моделях автобусов и троллейбусов, в Российской Федерации в настоящее время промышленностью не освоено, при этом применение импортных компонентов не является нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Подпунктом 12 пункта 11 Приложения N 3 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к медиасистеме: "Ширина от 720 до 740 мм; Высота до 220 до 240 мм; Глубина (вдоль салона) до 100 мм; Размер диагонали экрана - от 28 до 30 дюймов; Обработка поверхности стекла - антибликовая; Вес одной видеопанели, не более 4 кг; Разрешение пикселей, не ниже 1920*540; Углы обзора (град.) не менее 178 (по вертикали), 178 (по горизонтали). Характеристики защитного антивандального кожуха видеопанелей салона ТС: Ширина до 760 мм; Высота до 300 мм; Глубина (вдоль салона) до 120 мм; Вес, не более: 15 кг; Наличие защитного стекла с устойчивостью к ударам и химическим агрессивным средствам Нижняя кромка и нижние углы должны быть травмобезопасными" и другие.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что требования к медиасистеме являются потребностью Заказчика, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, а также прописаны в соответствии с современными требованиями к данному оборудованию, в том числе, потребительским характеристикам, и состоит из ряда компонентов. Каждый из типов компонента отдельно является электронным устройством с определенным набором основных характеристик, выпускаемым целым рядом производителей по всему миру. Подробное описание характеристик необходимо для их гарантированной интеграции в единую систему с обеспечением надежной работы в рамках полного заложенного функционала.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа в рамках рассмотрения дела от 30.01.2018 N 18/44/99/32 представили запросы о коммерческих предложениях в адрес ООО "Намибус" (от 05.12.2017 N 99-38-71), ООО ПК "Транспортные системы" (от 05.12.2017 N 99-38-67), ОАО "Управляющая компания "Белкоммунмаш" (от 05.12.2017 N 99-38-68), ООО "Русские Автобусы - Группа ГАЗ" (от 05.12.2017 N 99-38-70), ПАО "КАМАЗ" (от 05.12.2017 N 99-38-69), в ответ на которые получены ответы от ООО "Намибус" (от 07.12.2017 N 11/12/17), ОАО "Управляющая компания "Белкоммунмаш" (от 11.12.2017 N 16-6/832), ООО "Русские Автобусы - Группа ГАЗ" (от 06.12.2017 N 1378/РА/12/2017), ПАО "КАМАЗ" (от 06.12.2017 N 06-25) о готовности к поставке городских электробусов М3 и зарядных станций на условиях, предусмотренных Техническим заданием документации об Аукционе.
При этом, Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обоснованности рассматриваемого довода.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
3. Решением комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 15.02.2018 N 18/44/105/131 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном установлении в документации об Аукционе требования о производстве оборудования АСКП исключительно на территории Российской Федерации, в связи с чем, комиссией ФАС России по контролю сфере закупок выдано предписание не учитывать указанное требование при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе.
4. Решением комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 30.01.2018 N 18/44/105/86 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона выявлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в не установлении в документации об Аукционе надлежащим образом требования к содержанию первой части заявки на участие в Аукционе, в связи с чем, комиссией ФАС России по контролю сфере закупок выдано предписание не учитывать указанные требования при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Мизеркина С.В. обоснованной в части установления Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе излишних требований к составу заявки на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписания по выявленным нарушениям выданы на основании решений от 15.02.2018 по делу N 18/44/105/131, от 30.01.2018 по делу N 18/44/105/86 предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решений от 15.02.2018 по делу N 18/44/105/131, от 30.01.2018 по делу N 18/44/105/86 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 февраля 2018 г. N 18/44/105/136 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был