Резолютивная часть решения объявлена 19.02.2018.
Решение в полном объеме изготовлено 21.02.2018.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области,рассмотрев жалобу ООО "Дали Медикал" на положения документации об электронном аукционе на поставку медицинских изделий - ангиографический комплекс с интегрированным модулем для измерения гемодинамических показателей (электрокардиограмма, инвазивное и неинвазивное давление, пульсоксиметрия), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер 0346200002818000001) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 13.02.2018 поступила жалоба ООО "Дали Медикал" на положения документации об электронном аукционе (заказчик - государственное учреждение здравоохранения "Липецкая областная клиническая больница).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
На заседании комиссии велась аудиозапись.
В жалобе ООО "Дали Медикал" указано, что согласно документации об электронном аукционе описание объекта закупки составлено в соответствии с ГОСТ Р 55718-2013 "Изделия медицинские электрические. Аппараты ангиографические. Технические требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ Р 55718-2013; ГОСТ). Однако, заказчик, в нарушение требований ст. 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки не указал все характеристики, указанные в ГОСТе Р 55718-2013. Кроме этого, в описание объекта закупки без обоснования включены дополнительные параметры, не указанные в данном ГОСТе, что ограничивает количество участников и нарушает принцип, закрепленный в ст. 8 Закона о контрактной системе. Дополнительно представитель общества пояснил, что указанные в жалобе нарушения Закона о контрактной системе, помешали предложить заказчику предполагаемый ООО "Дали Медикал" к поставке товар.
Представители заказчика не согласны с доводами жалобы и пояснили, что при описании объекта закупки заказчик руководствовался законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и основывал требования к объекту закупки, исходя из профиля и целей своей деятельности.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе и на основании Приказа Липецкого УФАС России от 14.02.2018 N33, Комиссия установила следующее.
Документация об электронном аукционе и извещение N0346200002818000001 размещены 26.01.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 55410801,20 рублей.
Из части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Объектом рассматриваемого электронного аукциона является поставка ангиографического комплекса с интегрированным модулем для измерения гемодинамических показателей (электрокардиограмма, инвазивное и неинвазивное давление, пульсоксиметрия), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Описание объекта закупки приведено заказчиком в пункте 2.1 документации об электронном аукционе (техническая часть).
Установлено, что данный пункт имеет сноску следующего содержания:
"Описание объекта закупки составлено в соответствии с ГОСТ Р 55718-2013, характеристики, отсутствующие в ГОСТ Р 55718-2013 указаны на основании п. 7.2 данного ГОСТа и продиктованы клиническими потребностями заказчика".
Из анализа ГОСТ Р 55718-2013 следует, что настоящий стандарт устанавливает общие требования к подготовке технических заданий и их оформлению при проведении государственных закупок медицинского оборудования - аппаратов ангиографических, и имеет цель упорядочить сложившуюся практику подготовки технических требований для государственных закупок.
Пункт 6 указанного ГОСТа содержит основные технические характеристики, указываемые в техническом задании.
При этом, п. 7.2 рассматриваемого ГОСТа предусмотрена возможность включения дополнительных требований, обоснованных заказчиком с позиции проведения необходимых исследований в соответствии с профилем лечебного учреждения.
Из анализа технической части документации об электронном аукционе установлено, что заказчиком предъявлены требования к некоторым из характеристик, приведенных в п. 6 указанного ГОСТа. Также установлено, что описание объекта закупки содержит требования к иным характеристикам товара, непоименованным в ГОСТе Р 55718-2013.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок. Следовательно, обязанности указывать все характеристики товара, указанные в ГОСТе, у заказчика нет.
Более того, в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуги должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. (Данное требование также закреплено в документации об электронном аукционе).
Следовательно, участнику закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо указать только те показатели товара, которые установлены аукционной документации. Таким образом, отсутствие в описании объекта закупки некоторых характеристик, обозначенных в ГОСТе, не может является препятствием для подачи заявки.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что лечебное учреждение оказывает медицинскую помощь в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 N918н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями", где в приложении N19 изложен обязательный перечень медицинского оборудования для регионального сосудистого медицинского центра на базе ГУЗ "Липецкая областная клиническая больница", в том числе, отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения, а именно ангиографический комплекс с интегрированным модулем для измерения гемодинамических показателей (электрокардиограмма, инвазивное и неинвазивное давление, пульсоксиметрия), что не вполне соответствует ГОСТ Р 55718-2013, так как является более широким понятием.
Таким образом, объектом закупки является единый медицинский комплекс, непосредственно на который действие какого-либо государственного стандарта не распространяется.
Из вышеизложенного следует, что заказчиком, при разработке документации об электронном аукционе (технической части), были использованы характеристики и значения, предъявляемые к техническим характеристикам подлежащего к поставке товара, в соответствии с ГОСТом Р 55718-2013, а также показатели, которые определялись исходя из потребностей заказчика для оказания медицинской помощи, о чем было указано в документации об электронном аукционе.
Закон о контрактной системе предусматривает правила описания объекта закупки. При этом, указанные правила не предусматривают указание в документации об электронном аукционе обоснования значимости для заказчика каждой характеристики товара, а также обязанности указывать все без исключения характеристики товара, установленные ГОСТом.
Также из представленных в материалы дела сведений Комиссией установлено, что при проработке рынка и формирования начальной (максимальной) цены контракта, заказчиком было проанализировано 18 исполненных контрактов, принимая во внимание стоимость конкретных моделей, отвечающих задачам лечебного учреждения. Кроме этого, в целях объективного формирования объекта закупки, заказчик вел официальную переписку с представительствами и дилерами 6 различных производителей.
Более того, из представленного в материалы дела протокола рассмотрения первых частей заявок от 16.02.218 установлено, что на участие в электронном аукционе подано 5 заявок (все заявки допущены до участия в электронном аукционе), в которых участниками закупки к поставке предложен товар, как российского так и иностранного производства 4 различных производителей.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что приведенное заказчиком описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о контрактной системе, отвечает потребностям заказчика и не ограничивает потенциальное число участников закупки.
Статьей 105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
При этом, положения Закона о контрактной системе не запрещают заявителю представить документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы, непосредственно на заседании Комиссии.
В составе жалобы, а также на заседании Комиссии заявителем не представлено документов, подтверждающих факт того, что требования к характеристикам товара, указанные заказчиком в технической части, являются невыполнимыми, ограничивают количество участников закупки.
Также присутствующий при рассмотрении жалобы представитель заявителя не смог назвать модель (производителя) медицинского оборудования, предполагаемого обществом к поставке, и не пояснил значения каких показателей, установленных в документации об электронном аукционе, не совпадают с показателями товара, предполагаемого обществом к поставке.
Комиссией разъяснено, что в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14) у заявителя имеется право ходатайствовать об объявлении перерыва в заседании Комиссии для предоставления доказательств заявленных доводов жалобы. Однако, заявитель пояснил, что иные документы и сведения, кроме приложенных к жалобе, представлены не будут.
На основании изложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что заявителем не представлено доказательств нарушения его права и законных интересов.
Руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Дали Медикал" на положения документации об электронном аукционе на поставку медицинских изделий - ангиографический комплекс с интегрированным модулем для измерения гемодинамических показателей (электрокардиограмма, инвазивное и неинвазивное давление, пульсоксиметрия), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер 0346200002818000001) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 19 февраля 2018 г. N 39с/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2018