Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 3508-ЭП/18 от 12.02.2018) на действия аукционной комиссии при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексной эксплуатации, техническому обслуживанию и содержанию зданий, прилегающей территории Комитета по строительству по адресу: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76 / пер. Пирогова, д. 5 в 2018 году (извещение номер 0172200002617000037) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 26.12.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002617000037. Начальная (максимальная) цена контракта - 15 937 500, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части необоснованного отказа
ООО "СК" "Строй-Индустрия" в допуске к участию в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.02.2018 N0172200002617000037-1-2, Заявителю (заявка N 11) отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: "Основание отклонения:
- п. 1 и п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона;
- пп. 5.4.1. и пп. 5.4.2 п. 5.4 Раздела 5 Части I Документации;
Обоснование решения:
1) В нарушение требований, установленных п. 19 Части II Документации и Раздела 4 Части III Документации в заявке участника не представлены конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и/или максимальные значения. В соответствии с Разделом 4 Части III Документации "по первому виду показателей участник аукциона указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения". Согласно графы N 4 участник предоставил требования заказчика без конкретных показателей. Конкретные показатели товаров, используемые для оказания услуги, должны быть сформулированы чётко, точно и подробно с учетом требований, соответствующих государственных стандартов, технических регламентов и санитарных норм, а также требований к товарам, используемым для оказании услуги, установленных в Техническом задании и не должны допускать двусмысленных толкований.
Следовательно, конкретные значения показателей отсутствуют".
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком на основании пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе в приложении N 7 к Техническому заданию документации о закупке.
Так, в отношении товарной позиции N 1 "Противогололедный материал" Заказчиком определены, в том числе, следующие значения показателей характеристики товара:
- Гарантийный срок хранения (показатель (характеристика) товара):
не менее 18 (Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя) месяцы (единицы измерения).
Анализ заявки Заявителя показал следующее. Участником размещения заказа - ООО "СК" "Строй-Индустрия" скопирована табличная форма Заказчика "Показатели (характеристики) товара или эквивалента предлагаемого товара используемого для оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требований", с сохранением графы 4 в виде, установленном Заказчиком "Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя".
Согласно п. 2. ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Разделе 4. части III "Техническое задние" документации Заказчиком установлен Порядок заполнения формы "Сведения о функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при оказании услуг" (далее - Форма), рекомендуемой участнику закупки, для представления в I части заявки на участие в аукционе, согласно которому "в описании товаров, в соответствии с Приложением N 7 к части III "Техническое задание", содержащем требования к значениям товарам, используемых при оказании услуг, указаны следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
2) показатели, для которых указаны варианты значений;
3) показатели, значения которых не могут изменяться;
4) показатели, которые определяются диапазоном значений.
Порядок описания характеристик товара, предлагаемого к использованию при оказании услуг участником аукциона:
по первому виду показателей участник аукциона указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения;
по второму виду показателей участник аукциона выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений;
по третьему виду показателей участник аукциона указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона;
по четвертому виду показателей участник аукциона участник размещения заказа указывает значение, установленное заказчиком.
Предоставляемые сведения о конкретных значениях показателей (за исключением названия показателя) не должны содержать следующие слова или словосочетания "не более", "не менее", "или", "менее", "более", "не выше", "не ниже", "выше", "ниже", "должен", "может", "эквивалент" и их производные и т.п. и не должны допускать двусмысленных толкований.
Конкретные показатели товаров, используемые для оказания услуги, должны быть сформулированы чётко, точно и подробно с учетом требований, соответствующих государственных стандартов, технических регламентов и санитарных норм, а также требований к товарам, используемым для оказании услуги, установленных в Техническом задании.
По позиции N 1 "Противогололедный иатериал" участником указаны следующие значения показателей: "Гарантийный срок хранения (показатель (характеристика) товара): 18 (Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя) месяцы (единицы измерения).
При этом, в нарушении установленного Заказчиком Порядка заполнения формы "Сведения о функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при оказании услуг", для представления в I части заявки на участие в аукционе, участник размещения заказа в графе 4 конкретных показателей не указал. Графа 4 заявки Заявителя включает только указание на порядок описания показателей, скопированное из документации: "Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя", указание на конкретные значения показателей товара отсутствует. Более того, согласно описанию графы 4, содержащиеся в ней цифры могу выступать как минимальным значением, так и максимальным.
Таким образом, у аукционной комиссии имелись достаточные основания для принятия решения об отказе ООО "СК" "Строй-Индустрия" в допуске к участию в рассматриваемом аукционе. В связи с чем, Комиссия УФАС
не усматривает в действиях аукционной комиссии нарушений Закона о контрактной системе.
2. В результате внеплановой проверки обстоятельств проведения рассматриваемой закупки Комиссия УФАС также усматривает следующее.
Согласно п. 2. ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Анализ содержащейся в документации об аукционе инструкции позволяет сделать вывод о том, что Заказчиком установлены требования к заполнению заявок, которые содержат неопределённые и допускающие двусмысленность требования, в частности, установлено, что предоставляемые сведения о конкретных значениях показателей (за исключением названия показателя) не должны содержать следующие слова или словосочетания "не более", "не менее", "или", "менее", "более", "не выше", "не ниже", "выше", "ниже", "должен", "может", "эквивалент" и их производные и т.п. и не должны допускать двусмысленных толкований.
Вместе с тем, инструкция не содержит закрытый перечень слов и знаков, не допустимых к употреблению в составе заявки (применена аббревиатура "и т.п.").
При указанных обстоятельствах, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, что не позволяет участникам закупки подать заявку в соответствии с фактическими требованиями Заказчика, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Так, из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.02.2018 N0172200002617000037-1-2 следует, что на участие в рассматриваемом аукционе было подано 8 заявок, 7 из которых были отклонены аукционной комиссией.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК" "Строй-Индустрия" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с ранее выданным предписанием в рамках дела N 44-831/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 февраля 2018 г. N 44-856/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2018