Резолютивная часть решения оглашена 16.02.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
<__..>
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Тракресурс-регион" (далее - заявитель, общество) на положения документации об электронном аукционе на закупку погрузчика универсального (N0128200000118000027), в присутствии представителей заказчика - ГУП ВО "Владимирское карьероуправление":
<_.> (доверенность от 13.02.2018 N379),
<_.> (доверенность от 13.02.2018 N 380)
Заявитель, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя не обеспечил.
13.02.2018 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 16.02.2018.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 109-04/2018 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Тракресурс-регион" на положения документации об электронном аукционе на закупку погрузчика универсального (N0128200000118000027).
По мнению заявителя, документация указанного электронного аукциона составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
1. Заказчиком неверно указан код ОКПД2 28.22.15.120 Закупка погрузчика универсального и не применено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N656 "Об установлении запрета отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N656).
2.Технические характеристики прописаны таким образом, что возможна поставка лишь погрузчика марки SDLG968F производства Китайской Народной Республики, завода- изготовителя Shandong Lingong Construction Machinery Co (SDLG).
Заказчик (ГУП "ВКУ") с доводами, изложенными в жалобе, не согласен.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе в сфере закупок к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (собственных средств) обеспечение его экономии, исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ГУП ВО "Владимирское карьероуправление" имеет потребность в приобретении именно универсального погрузчика, а не фронтального одноковшового.
Основу модельного ряда у многих производителей составляют погрузчики с непосредственным пальцевым соединением ковша и стрелы - то есть одноковшовые. Как правило, ковш, купленный в составе погрузчика, не снимается и не меняется в течение всего срока эксплуатации.
Универсальный же погрузчик может комплектоваться ковшами разными по вместимости и применению, а так же дополнительным оборудованием - крановой безбалочной стрелой, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, поворотным отвалом для снега, грузовыми вилами, лаповым захватом, погрузочным оборудованием с удлиненной стрелой.
Универсальные погрузчики (многофункциональные) не могут быть классифицированы как одноковшовые - фронтальные, и соответственно относятся к Прочим погрузчикам с кодом по ОКПД 2 - 28.22.15.120 и не входят в перечень товаров в соответствии с Постановление N656.
В приложении N 2 к информационной карте аукционной документации Заказчик указал функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки - погрузчика универсального с указанием максимальных и минимальных значений таких показателей, значение которых не могут изменяться в соответствии со своими потребностями. При этом указание на фирменные наименования, наименования конкретных производителей документация о Закупке не содержит.
Установление заказчиком значимых технических характеристик товара (высота, масса, рабочий объем двигателя, расход топлива, высота выгрузки по ковшу) обусловлены потребностью Заказчика, и является его правом.
Например, указание заказчиком требований в отношении высоты выгрузки по ковшу (не менее 3200 мм) обусловлено необходимостью осуществлять погрузку карьерных самосвалов с минимальной высотой борта кузова - от 3,2 м до 3,6 м.
Закон о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, и не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара, исходя из своих потребностей, в документации о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Предметом закупки является поставка погрузчика универсального, а не его производство.
Потенциальные участники закупки не ограничены в правах на заключение договора поставки. Возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого -либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить Товар, соответствующий запрашиваемым характеристикам, не свидетельствует о нарушении ГУП ВО "Владимирское карьероуправление" прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников торгов.
По мнению представителя заказчика, заявителем не предоставлены доказательства, свидетельствующие о том, что содержащиеся в документации аукциона требования к поставляемому товару, создали одному участнику закупки преимущество перед другим, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а действия заказчика направлены на ограничение количества участников закупки.
С учетом вышеизложенного, заказчик просит признать жалобу ООО "Тракресурс-регион" необоснованной.
Изучив представленные во Владимирское УФАС документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. На основании части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок содержит исчерпывающий перечень информации, которая должна содержаться в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона.
Вышеуказанные положения Закона о контрактной системе в сфере закупок, устанавливающие требования к извещению о проведении электронного аукциона, не предусматривают обязанность заказчика указывать код ОКПД2 и заказчик вправе самостоятельно определить код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки.
Заказчиком в документации указан код ОКПД2 28.22.15.120.
Данный код не входит в перечень товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N656.
Таким образом, заказчиком правомерно не применено ограничение в соответствии с Постановлением N656.
Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2.В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок предполагает использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, гласит о том, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла данных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Как следует из изложенного, заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, поскольку в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
На заседании Комиссии Владимирского УФАС России, представитель заказчика пояснил, что указанные в Приложении N 2 (Техническое задание) к информационной карте аукционной документации требования к поставляемому товару обусловлены потребностями заказчика.
Предметом данного электронного аукциона является поставка товара, а не изготовление объекта закупки.
Участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что рассматриваемое техническое задание составлено на основании потребности заказчика, не содержит товаров, функционально либо технологически не связанных между собой, а так же не способствует ограничению числа участников закупки. Требования к описанию объекта закупки, установленные статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, соблюдены заказчиком.
Документарных доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов, заявителем жалобы в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями пунктом 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, исходя из потребностей заказчика.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Тракресурс-регион" на положения документации об электронном аукционе на закупку погрузчика универсального (N0128200000118000027), по доводам изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии <_.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 16 февраля 2018 г. N Г 109-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2018