Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Дезинфекционный отдел" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на проведение противоклещевой обработки в городских лесах (изв. N 0356300019218000004),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300019218000004 Заказчиком проводился электронный аукцион на проведение противоклещевой обработки в городских лесах.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.02.2018 г. подателю жалобы отказано в допуске к участию в закупке на основании п. 1 ч. 4 ст. 67, п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона 44-ФЗ.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках обозначено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аукционная документация содержит положения, аналогичные обозначенным выше (п. 2 раздела 5 аукционной документации).
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно с ч. 3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно положениям инструкции по заполнению заявки (п. 5 раздела 5 аукционной документации):
- в случае если объектом закупки является выполнение работ или оказание услуг, для выполнения (оказания) которых используется товар, заявка на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе (Приложение N 1.1 к документации об аукционе);
- использование при указании участником в составе заявки на участие в аукционе конкретных показателей (значений) слов "не более", "не менее", "выше", "ниже", "от", "до", знака тире и т.п. возможно исключительно в случае, если указать такой показатель (значение) без использования указанных слов, знака тире невозможно (например, применительно к щебню показатель "фракция "св.20 до 40").
Заказчиком в п. 1 Приложения N 1.1 установлены, в том числе, следующие значения показателей "Гарантийный срок препарата" и "класс токсичности" (соответственно):
- Не менее 30 дней;
- III или IV класса токсичности*
Податель жалобы в составе заявки указал следующие значения спорных показателей соответственно:
- не менее 30 дней (Остаточное действие препарата 1-1,5 месяца) (максимальный срок действия препарата не устанавливается);
- по степени воздействия на организм теплокровных при введении в желудок относится к III-му, а при однократном воздействии на кожные покровы к IV-му классу опасности*.
Как следует из совокупного толкования норм законодательства, требований аукционной документации, Законом о закупках не ограничивается возможность предоставления дополнительных сведений о товаре, вместе с тем, предоставление сведений о товарах, требования к которым установлены аукционной документацией, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки является обязательным для участника.
Заявка подателя жалобы не соответствовала требованиям аукционной документации. При указанных обстоятельствах, а также вследствие того, что Аукционная комиссия рассматривает заявки исключительно на соответствие требованиям аукционной документации, нарушений в действиях Аукционной комиссии не может быть установлено.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Подателем жалобы по п. 1 Приложения N 1.1 к аукционной документации предлагается к поставке инсектоакарицидное средство "Альфа 10" производства "Мегмани Органикс Лимитед", Индия.
Кроме того, Заявителем в материалы жалобы представлена инструкция по применению средства "Альфа 10", а также инструкции по применению препаратов для дезинсекции, предлагаемых остальными участниками закупки (за исключением заявки N 4, в которой не представлены конкретные показатели товара) в первой части заявки, а именно: "Альфатрин" пр-ва ЗАО "Научно-коммерческая фирма "РЭТ", г. Москва, "Акаритокс" пр-ва "Сульфур миллс лимитед", Индия.
В содержании данных инструкций отсутствует такой показатель, как "гарантийный срок препарата", установленный в Приложении N 1.1 к аукционной документации. При этом, представитель Заказчика не смог пояснить значение показателя "гарантийный срок"; пояснил, что Заказчику требуется сохранение действия препарата (после обработки) в течение срока, составляющего не менее, чем 30 дней. Представленные инструкции, в свою очередь, содержат только показатель "остаточное действие", значение которого определено производителями не конкретным, а диапазонным значением, либо с использованием слова "более".
Кроме того, согласно представленным инструкциям, а также в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.007-76 дезинсекционные средства относятся к различным классам опасности в зависимости от степени и характера воздействия на организм. Представитель Заказчика указанное обстоятельство не оспаривал. Как следствие, указание конкретного класса опасности (III или IV класс) товара не представляется возможным. Представитель Заказчика с указанным доводом согласился.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком спорные требования к товару (наименования и значения показателей) отсутствуют в вышеуказанных инструкциях. Как следствие, такие требования не позволили допустить к участию в аукционе участников закупки, товар которых соответствовал потребности Заказчика.
Следовательно, Заказчик, необоснованно включивший в описание объекта закупки вышеуказанные требования к товару, ввел участников закупки в заблуждение. Как следствие, Заказчиком нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Комиссия также отмечает, что допущенные Заказчиком нарушения привели к отклонению других заявок участников закупок по аналогичным основаниям.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. ООО "Дезинфекционный отдел" на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на проведение противоклещевой обработки в городских лесах (изв. N 0356300019218000004) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
3. В целях устранений выявленных нарушений выдать предписание Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2018