Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "НикоФарм" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских для лаборатории для нужд ГБУЗ ПК "КККВД" (изв. N 0356500000217000299),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500000217000299 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку перчаток медицинских для лаборатории для нужд ГБУЗ ПК "КККВД".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п/п 7, п. 3 раздела 8 аукционной документации, показатели, характеризующие поставляемый товар, должны соответствовать показателям, установленным в пункте 1"Требования к товару" Главы V "Техническое задание".
Заявитель полагает, что Заказчик в допустил необъективное описание объекта закупки.
В частности, Заказчик в п/п 1, 3 Главы V "Техническое задание" установил следующие требования к укладке перчаток виниловых и перчаток нитриловых: подача перчаток, манжетой вперед вниз по одной с нижней стороны блока.
Представитель Заказчика, в свою очередь, пояснил, что данное требование обусловлено спецификой работы лечебного учреждения. Такая укладка снижает риск контаминации рабочей поверхности перчаток внутри блока в процессе извлечения и надевания перчаток на руки. Снижение уровня контаминации перчаток приводит к снижению уровня внутрибольничной инфекции.
Заказчиком в п/п 2 Главы V "Техническое задание" установлены следующие требования к перчаткам нитриловым: внутренняя поверхности перчаток обработана веществом с компонентом натурального происхождения, информация о наличии компонента натурального происхождения обязательно должна быть в техническом паспорте.
Представитель Заказчика пояснил, что данное требование установлено с целью полного исключения возникновения аллергических реакций, в то время как синтетические компоненты могут вызывать аллергию.
Заказчиком в п/п 4 Главы V "Техническое задание" установлены следующие требования к материалу перчаток смотровых латексных нестерильных: латекс, с внутренним нитриловым покрытием; трехслойные: латекс/смесь латекс-нитрил/нитрил.
Заявитель полагает, что стандарт не предполагает изготовление перчаток из смеси материалов, что совокупности характеристик соответствует товар единственного производителя.
Представитель Заказчика пояснил, что требования к составу необходимы для того, чтобы обеспечить стойкость перчаток к дезинфектантам на спиртовой основе. Синтетический материал обеспечивает стойкость перчаток. При этом, свойства натурального латекса сохраняются.
Заказчиком в п/п 6 Главы V "Техническое задание" установил объектом закупки перчатки из хлоропрена.
Заявитель полагает, что данное требование незаконно, т.к. Заказчик не использует национальную систему стандартизации, что совокупности характеристик соответствует товар единственного производителя.
Представитель Заказчика пояснил, что данный материал является универсальным, что перчатки из такого материала подходят для использования медицинскими работниками с аллергией на протеины натурального латекса. Кроме того, хлоропрен предпочтителен для манипуляций требующих особой тактильной чувствительности. Также данный материал не проводит электрический ток, обеспечивает наилучшую защиту от бактерий, агрессивных химических веществ и т.д.
Комиссия отмечает, что в соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки. Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки исходя из собственных нужд.
Кроме того, Комиссия отмечает, что подателем жалобы не представлены доказательства в подтверждение доводов, изложенных в жалобе в данной части, не указан товар, возможность поставки которого имеется у Заявителя, а также его технические характеристики, в том числе, не соответствующие требованиям, установленным Заказчиком в Техническом задании.
Как следствие, нарушений в действиях Заказчика в данной части Комиссия не усматривает. Иного не доказано.
Заказчиком в п/п 2, 3 п. 1 Главы V "Техническое задание" установлены следующие требования к перчаткам:
N |
Наименование товара |
Наименование показателя, характеризующего товар |
Значение показателей |
22 |
Перчатки нитриловые |
Текстурный рисунок нанесен по всей наружной поверхности перчатки. |
Наличие |
Длина перчатки, мм |
Не менее 270 мм. |
||
Соответствовать ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2002). |
Наличие |
||
33 |
Перчатки нитриловые |
Поверхность кончиков пальцев |
текстурированная |
Поверхность ладони и манжеты |
текстурированная |
||
Толщина: ладонь |
не менее 0,08 мм не более 0,10 мм |
||
Толщина: манжета |
не менее 0,06 мм не более 0,09 мм |
||
Длина перчатки, мм. |
Не менее 295 мм |
Заявитель полагает, что указанные характеристики не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52239-2004.
Согласно положениям вышеуказанного ГОСТа:
- длина перчаток, подлежащих поставке по рассматриваемой закупке, должна составлять не менее 230 мм.
- толщина текстурированных участков перчаток должна составлять не менее 0,11 мм.
Как следствие, в действиях Заказчика, установившего завышенные по сравнению с ГОСТом требования к товарам, имеется нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупах.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НикоФарм" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских для лаборатории для нужд ГБУЗ ПК "КККВД" (изв. N 0356500000217000299) обоснованной в части установления завышенных по сравнению с ГОСТ Р 52239-2004 требований к товарам (п/п 2, 3 п. 1 Главы V "Техническое задание").
2. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
3. В целях устранений выявленных нарушений выдать предписание Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2018