Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Ларькина Е.А. (далее - Заявитель) на действия Министерства строительства и архитектуры Пермского края (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на приобретение жилых помещений в многоквартирном доме для формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Чусовского района Пермского края (изв. N 0156200009917000656),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009917000656 Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее- Уполномоченный орган) проводился электронный аукцион на приобретение жилых помещений в многоквартирном доме для формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Чусовского района Пермского края.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно ч.2 ст.8 Закона о закупках, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
В соответствии с п.2 раздела 4 аукционной документации, описание объекта закупки приведено Заказчиком, Уполномоченным органом в главе 5 аукционной документации "Техническое задание".
В п.2 главы 5 аукционной документации установлено, что количество приобретаемых жилых помещений - 5 жилых помещений. Жилые помещения должны находиться в многоквартирном доме на территории Чусовского района Пермского края.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды, которая заключается в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках реализации государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", а также в целях исполнения судебных решений, предметом которых выступает возложение на Правительство Пермского края обязанности по обеспечению упомянутой социально-значимой категории граждан жилыми помещениями.
Комиссия также принимает во внимание, что требования к жилым помещениям, закупаемым Заказчиком в рамках рассматриваемого электронного аукциона не противоречат действующему законодательству, а также не содержат каких-либо исключительных требований (в частности относительно площади закупаемых жилых помещений установлено только минимальное значение требуемой площади помещений). Более того, все жилые помещения должны быть расположены в границах одного муниципального образования, а именно на территории Чусовского района Пермского края.
При этом, Комиссия отмечает, что как следует из смысла ст.8, ст.33 Закона о закупках, ограничение количества участников закупки, в частности установление требований, препятствующих подаче заявки на участие в закупке, противоречит требованиям законодательства.
Однако, тот факт, что на дату рассмотрения жалобы индивидуальный предприниматель, как потенциальный участник закупки готов предложить к поставке только две квартиры (исходя из предоставленных доверенностей на продажу недвижимого имущества), не препятствует непосредственно подаче заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
В п.2 главы 5 аукционной документации установлены условия передачи жилых помещений в государственную собственность, в том числе требование о том, что жилые помещения должны принадлежать Продавцу на праве собственности и должны быть зарегистрированы в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество.
По мнению подателя жалобы данное требование ограничивает количество участников закупки, противоречит положениям Закона о закупках.
В соответствии с ч.2 ст.209 Гражданского Кодекса РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В ч.1 ст.131 Гражданского Кодекса РФ также установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Комиссия отмечает, что наличие квартир на праве собственности необходимо непосредственно при исполнении контракта.
Исходя из требований к составу заявки на участие в электронном аукционе, установленных в разделе 8 аукционной документации, документы, подтверждающие наличие упомянутого права у участника закупки на момент подачи заявки, не требуются.
Таким образом, нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика, Уполномоченного органа в данной части не установлено.
Помимо прочего, в п.2 главы 5 аукционной документации установлено требование о том, что в день обследования жилого помещения Продавец передает Покупателю заключение о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Однако, из текста технического задания не предоставляется возможным установить, кем именно должно быть выдано требуемое заключение, а также каким именно требованиям должно подтверждать соответствие квартир данное заключение.
Воспользовавшись правом, предоставленным ч.3 ст.65 Закона о закупках, участником в адрес Заказчика, Уполномоченного органа направлен запрос на предоставление разъяснений положений аукционной документации, относительно оспариваемого требования.
При этом, Заказчиком, Уполномоченным органом предоставлен ответ, согласно которому упомянутое требование установлено в соответствии с положениями ч.3 ст.55 Градостроительного Кодекса РФ. Однако, Комиссия отмечает, что положения данной статьи устанавливают перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что не коррелирует с объектом рассматриваемого электронного аукциона.
Иных пояснений относительно установленного требования в материалы жалобы не предоставлено.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что описание объекта закупки в данной части носит необъективный характер, следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Ларькина Е.А. на действия Министерства строительства и архитектуры Пермского края, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона на приобретение жилых помещений в многоквартирном доме для формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Чусовского района Пермского края (изв. N 0156200009917000656) обоснованной в части довода N3.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленного нарушения Аукционной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2018