Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобуООО "Акрополь-М" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии МУ "Отдел капитального строительства" Ординского муниципального района (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на строительство детского сада на 90 мест вс. Ашап Ординского муниципального района Пермского края (изв. N 0356300066717000004) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300066717000004, Заказчиком проводился электронный аукцион на строительство детского сада на 90 мест вс. Ашап Ординского муниципального района Пермского края.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.12.2017 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 64 282 795,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 13.01.2018 г.
Согласно протоколу рассмотрения заявокот 06.02.2018 г. заявка ООО "Акрополь-М" (номер заявки 3) признана не соответствующей требованиям аукционной документации в связи с не предоставлением информации в пунктах 45,46,47,48,49, 50,51, 52 заявки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пп. "б" п.3 ч.3 ст.66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в п.1 Раздела 7информационной карты аукционной документации установлены требования, аналогичные обозначенным.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно с ч.3 ст.67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия установила, что показатели, характеризующие товар, используемый при выполнении работы, должны соответствовать показателям, установленным в Приложении 1.1 к Техническому заданию аукционной документации (далее - Техническое задание, ТЗ).
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в ТЗ.
Так, в п.45 ТЗ указано, что предельные отклонения от номинальных размеров: по ширине должны быть не более 3,0 мм.
В п.45 заявки Заявителя указано, что предельные отклонения от номинальных размеров: по ширине будут не более 3,0 мм.
Согласно инструкции по заполнению заявок слова "не более"-означают что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему.
Представитель Аукционной комиссии пояснил, что руководствуясь указанным выше положением инструкции по заполнению заявок, в п.45 необходимо было указать конкретное числовое значение предельного отклонения от номинальных размеров по ширине без использования слов "не более".
Таким образом, с учетом инструкции по заполнению заявок, Комиссия пришла к выводу, что в п.45 заявки Заявителя не указано конкретное значение спорного показателя, что не соответствует требованиям аукционной документации.
Аналогичным образом, с нарушением требований аукционной документации, представлены значения показателей в пунктах 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52 заявки.
На основании указанного выше, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Аукционной комиссии нарушений Закона о закупках не имеется.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявок если наименование параметра (показателя) заканчивается знаком ":", то значение параметра (показателя) изменению не подлежит вне зависимости от слов, символов и словосочетаний, которые указаны в требуемом значении.
Представитель Заявителя пояснил, что при заполнении заявки в оспариваемой части пользовался именно указанным выше положением инструкции по заполнению заявок.
При этом, как указано выше, слова "не более" - означают что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему.
В п.45 ТЗ показатели и значения представлены следующим образом:
N п.п. |
Наименование материала (товара, оборудования) |
Наименование показателей (параметров) материала (товара, оборудования) |
Требуемое значение показателей (параметров) материала (товара, оборудования) |
Ед. изм. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
45 |
Бруски обрезные хвойных пород. |
Соответствие |
|
|
Длина |
4-6,5 |
м |
||
Ширина |
75-150 |
мм |
||
Толщина |
40-75 |
мм |
||
Сорт |
I/II/III |
|
||
Предельные отклонения от номинальных размеров: по длине по толщине по ширине |
+ 50 и - 25 _ 2,0 не более _ 3,0 |
мм мм мм |
Аналогичным образом указаны показатели предельных отклонение (с использованием знака ":") в пунктах 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52 ТЗ.
Исходя из указанного выше, с учетом того, что Техническое задание не содержит каких либо иных показателей, при описании которых используется знак ":" (помимо предельных отклонений в пунктах 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52 ТЗ), что было подтверждено представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае невозможно достоверно установить,как необходимо указать значения предельных отклонений: с использованием слов "не более", либо без использования таких слов, что ввело участника закупки в заблуждение.
Комиссия отмечает, что формулировки инструкции по заполнению заявки должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, поскольку Заказчик должен быть заинтересованы в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений аукционной документации,чтообусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок на участие в аукционеАукционной комиссией, чего в данном случае не прослеживается.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия установила, что 19.02.2018 г. между Заказчиком и ООО "РеалСтрой" заключен контракт.
С учетом п.3.35 Административного регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Акрополь-М"на действияАукционной комиссиипри проведении электронного аукциона на строительство детского сада на 90 мест вс. Ашап Ординского муниципального района Пермского края (изв. N 0356300066717000004)необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки, нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку заключен контракт.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчикак административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2018