Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В., заместителя руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Уваровой В.В., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Оносовой О.С., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России;
рассмотрев поступившую 12.02.2018 жалобу ФГБОУ ВО "Уральский государственный лесотехнический университет" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком - ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края" при проведении открытого конкурса "Оказание образовательных услуг по повышению квалификации и профессиональной переподготовки специалистов для нужд ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края" (реестровый N 0891200000618000072),
в присутствии представителя заказчика Алмазовой З.А. (доверенность N 298 от 15.02.2018).
в присутствии представителей уполномоченного учреждения - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" Здорова А.В. (доверенность от 18.10.2017 N 33),
В отсутствии представителя заявителя (о времени и месте уведомлен надлежащим образом).
УСТАНОВИЛА:
12.02.2018 в Забайкальское УФАС России поступила жалоба ФГБОУ ВО "Уральский государственный лесотехнический университет" на нарушение требований Закона о контрактной системе заказчиком - ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края" при проведении открытого конкурса "Оказание образовательных услуг по повышению квалификации и профессиональной переподготовки специалистов для нужд ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края"и (реестровый N 0891200000618000072),
В соответствии с жалобой нарушение выразилось в следующем:
Конкурсная документация содержит неправомерное требование заказчика к поставщику об обязательном привлечении к исполнению контракта соисполнителя из числа федеральных органов исполнительной власти, с указанием конкретного юридического лица, которое должно быть привлечено в качестве соисполнителя (а именно, Федерального агентства лесного хозяйства).
Так, в Приложении 1 к конкурсной документации (проект Государственного контракта) в пункте 3 Технического задании (приложение 1 к Государственному контракту) при описании дополнительных профессиональных программ повышения квалификации "Организация использования лесов на землях лесного фонда" (очно-заочная форма обучения, срок освоения 112 часов) и "Организация и обеспечение воспроизводства лесов, расположенных на землях лесного фонда" (очно-заочная форма обучения, срок освоения 112 часов) соответственно указано: "при проведении очной части обучения Исполнитель должен организовать и провести видеоконференцию с представителями Федерального агентства лесного хозяйства по вопросам использования лесов" и "при проведении очной части обучения Исполнитель должен организовать и провести видеоконференцию с представителями Федерального агентства лесного хозяйства по вопросам воспроизводства лесов".
Заявитель считает, что заказчиком нарушены требования части 5 статьи 30, части 1 статьи 8, части 1-2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит: приостановить процедуру закупки в части заключения контракта; провести внеплановую проверку действий заказчика; признать нарушения положений законодательства о контрактной системе; выдать предписание об устранении нарушений.
Представитель заказчика считает жалобу ФГБОУ ВО "Уральский государственный лесотехнический университет" необоснованной.
Представитель заказчика считает, довод заявителя о нарушении части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе необоснованным.
Включение в образовательный процесс видеоконференции с представителями Федерального агентства лесного хозяйства (далее по тексту - Рослесхоз) является правом заказчика, что полностью соответствует правилам статьи 33 Закона о контрактной системе и не влечет за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" образовательная организация может привлечь к педагогической работе высококвалифицированных специалистов (в нашем случае представителей Рослесхоза, как физических лиц) с согласия работодателя на условиях совместительства путем заключения трудового договора или почасовой оплаты труда.
Привлечение к образовательной деятельности (оказание услуг в рамках контракта на оказание образовательных услуг) представителей Рослесхоза, может осуществить любой Исполнитель и это никоим образом не создает определенных преимуществ для подведомственных организаций Рослесхоза и не создает неравные условия для потенциальных участников.
Привлечение к образовательной деятельности представителей Рослесхоза в конкурсной документации заказчиком установлено в связи с тем, что Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а основной целью деятельности ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края" является обеспечение реализации полномочий Минприроды Забайкальского края в сфере лесных отношений, переданных Российской Федерацией. В связи с этим существует необходимость в привлечении именно представителей Рослесхоза.
ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края" не является подведомственным учреждением Федерального агентства лесного хозяйства, а находится в ведении Министерства природных ресурсов Забайкальского края (органа исполнительной власти Забайкальского края), которое в свою очередь также не является подведомственным Рослесхозу учреждением.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Организация использования лесов на землях лесного фонда" включает очную часть обучения по вопросам использования лесов, как наиболее актуальную для Забайкальского края. В данной части обучения важное значение для Заказчика имеет привлечение к образовательному процессу специалистов, имеющих опыт практической работы в области лесного хозяйства, так как представляет большую ценность для слушателей.
Включение в образовательный процесс видеоконференции с представителями Федерального агентства лесного хозяйства по вопросам использования лесов позволит определить основные приоритеты в работе по изучаемому направлению, расставить акценты, задать вопросы квалифицированным специалистам с практической точки зрения для получения наиболее полного результата - оказание качественных образовательных услуг и получение специалистов с необходимыми умениями и навыками, что в последующем повлияет на результаты работы ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края".
Представитель заказчика считает жалобу необоснованной.
Представитель уполномоченного учреждения поддержали доводы Заказчика и пояснил следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.2. Постановления Правительств Забайкальского края от 17.12.2013 N 544 (ред. от 11.04.2017) "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" не наделено полномочиями на определение поставщиков в части описания объекта закупки и определений условий контракта.
Заявитель указывает на нарушение Заказчиком требований части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе. Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установит: в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства ил социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Закупка на оказание образовательных услуг по повышению квалификации профессиональной переподготовки специалистов ГКУ "Управление лесничествам Забайкальского края" проводится на общих основаниях, закупкой не установлено требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Контрактом также не предусмотрены обязательные в этом случае требования, предусмотренные частью 6 и 7 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя о нарушении Заказчиком требований части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, представитель уполномоченного учреждения считает несостоятельным.
Документацией и проектом контракта не предусмотрено привлечение к исполнению контракта соисполнителя Федерального агентства лесного хозяйства.
Техническим заданием предусмотрено, что при проведении очной части повышения квалификации по специальностям "организация использования лесов на землях лесного фонда" и "организация и обеспечение воспроизводства лесов, расположенных на землях лесного фонда" Исполнителю необходимо организовать и провести видеоконференцию с представителями Федерального агентства лесного хозяйства по вопросам воспроизводства лесов. Организация и проведение видеоконференции с представителями Федерального агентства лесного хозяйства является потребностью Заказчика при профессиональной переподготовки специалистов ПСУ "Управление лесничествами Забайкальского края" и не может создавать неравных условий для участников закупки, так как любой исполнитель при исполнении контракта может организовать данную видеоконференцию с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Представитель уполномоченного учреждения считает жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки. В ходе проверки установлено следующее.
30 января 2018 года уполномоченным учреждением на официальном сайте ЕИС размещены извещение и документация на проведение открытого конкурса "Оказание образовательных услуг по повышению квалификации и профессиональной переподготовки специалистов для нужд ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края" (реестровый N 0891200000618000072.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1086180.00 руб.
Дата и время окончания подачи заявок 20.02.2018 09:30.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Ограничений к привлечению соисполнителей к исполнению контракта документацией не установлено. По рассматриваемой закупке ограничение по привлечению СМП не установлено.
Таким образом, довод заявителя о нарушении части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе является необоснованным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контракта системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контракта системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку в соответствии с требованиями указанного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками, довести до сведения участников закупки сведения о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссией Забайкальского УФАС России установлено, что заказчиком в проекте контракта установлено, что исполнитель должен организовать и провести видеоконференцию с представителями Федерального агентства лесного хозяйства (Приложении 1 к проекту государственного контракта).
Проект государственного контракта является частью конкурсной документации.
Установление данного требования неправомерно, так как данное требование ставит в неравные условия участников закупки и ограничивает количество участников.
Комиссия Забайкальского УФАС России считает, что не все участники закупки смогут организовать и провести видеоконференцию, именно, с представителями Федерального агентства лесного хозяйства.
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность на основании Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства". Согласно данному Положению в полномочия Рослесхоза не входит участие и представительство Федерального агентства лесного хозяйства в видеоконференциях каких-либо органов и организаций.
Согласно Протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 20.02.2018 N ПВК1 на участие в конкурсе была подана одна заявка - Федеральное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников лесного хозяйства" (ФАУ ДПО ИПКЛХ), функции учредителя которого выполняет Рослесхоз.
Указанный факт предоставляет конкурентное преимущество в привлечении специалистов Рослесхоза в проведении обучающих видеоконференций.
Также Комиссия Забайкальского УФАС России установила, что заказчиком последние несколько лет контракты на оказание образовательных услуг по повышению квалификации специалистов заключается с одним и тем же единственным исполнителем - ФАУ ДПО ИПКЛХ (ИНН 2446000650) по начальной (максимальной) цена контракта (государственный контракт N 11 от 16.08.2017, государственный контракт N 14 от 02.09.2016), вследствие признания открытых конкурсов несостоявшимися (часть 1 и 7 статьи 55 Закона о контрактной системе).
Таким образом, вопреки мнению представителя заказчика и представителя уполномоченного учреждения Комиссия Забайкальского УФАС России пришла к выводу, что заказчиком нарушены требования части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе и установлено требование, которое лишает потенциальных участников закупки участвовать в конкурсе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14) комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ФГБОУ ВО "Уральский государственный лесотехнический университет" признать обоснованной.
2. Заказчика - ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края" признать нарушившим часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: В.В. Уварова
О.С. Оносова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 19 февраля 2018 г. N 42
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2018