Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
от заявителя - Горских О.В., доверенность от 12.02.2018;
от заказчика - Кашпура С.Ю., доверенность от 14.02.2018 N 31/8,
рассмотрев жалобу ООО "Сахалинская торгово-промышленная компания" на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Сахалинский областной онкологический диспансер" при проведении запроса котировок по объекту: "Поставка мягкого инвентаря (полотенца)" (извещение N 0361200001218000001) (далее - запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
08.02.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области через ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия заказчика нарушившего положения пункта 1, 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, в Приложении N 1 к извещению в технической части заказчиком установлены технические характеристики "бордюр пестротканый с графическим орнаментом" "Массовая доля волокна в пряжке бамбук от 30 до 70 %".
По мнению Общества, вышеуказанная характеристика никак не влияет на технические свойства и качество при эксплуатации. Более того, такая характеристика установлена не в соответствии с требованием ГОСТ и ведет к ограничению конкуренции.
Уведомлением-требованием от 12.02.2018 N 05-463 рассмотрение жалобы по существу назначено на 14.02.2018 15 часов 45 минут.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии поддержал доводы, изложенные в жалобе, в связи с чем, просил выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
Представитель заказчика на заседании Комиссии представил устные пояснения по доводам жалобы, согласно которым, считает, что действия заказчика не нарушают норма действующего законодательства, в связи с чем, просил признать жалобу необоснованной.
Комиссия, заслушав представителей заявителя и заказчика, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
29.01.2018 в 17 часов 05 минут на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликовано извещение о проведении запроса котировок по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Поставка мягкого инвентаря (полотенца)" (извещение N 0361200001218000001).
Начальная (максимальная) цена контракта - 278 662 руб. 00 коп.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 09.02.2018 в 10 часов 30 минут.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 09.02.2018 N П1 на участие в запросе котировок подано 14 (четырнадцать) заявок, по результатам рассмотрения которые признаны соответствующими требований извещению о проведении запроса котировок, а также требованиям Закона о контрактной системе.
В пункте 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе указано, что в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 указанного закона.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно техническому заданию заказчику необходимо поставить:
- полотенца махровые в количестве 200 штук. Размер: ширина не менее 500 мм, длина не менее 900 мм. Ткань махровая, крашение прочное, плотность не менее 420 г/кв.м, петля двойная крученая, бордюр пестротканый с графическим орнаментом, края полотенец тканные. Массовая доля волокна в пряже: хлопок - от 30 до 70%, бамбук от 30 до 70%. Расцветка: не менее 5 цветов. Каждого цвета не менее 20% от общего объема закупки. Этикетка тканая, вшивается в край изделия. Цвет товара - по согласованию с Заказчиком.
- полотенца вафельные в количестве 1000 штук, размера 45х150 см. Полотенце должно вырабатываться из ткани отбеленной хлопчатобумажной полотенечной вафельного переплетения. Поверхностная плотность, не менее - 230 г/м2; Линейная плотность: основа - 60 текс, уток - 60 текс; Массовая доля волокна в пряже: хлопок - 100%; Стойкость к истиранию по плоскости, не менее - 2000 циклов; Белизна, не менее - 90%. Цвет товара - белый.
Комиссия, проанализировав Техническое задание, не установила нарушений правил описание объекта закупки, предусмотренные статьей 33 Закона о контрактной системе.
Основные доводы Заявителя сводятся к тому, что Заказчик нарушил правила описания объекта закупки, предусмотренные статьей 33 Закона о контрактной системе. Однако Заявитель не представил доказательств того, каким образом описание объекта закупки ограничило участие общества в запросе котировок.
Общество было ограничено в участии запроса котировок.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Предметом запроса котировок является право на заключение контракта на поставку лодочных моторов, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый поставить товар, отвечающий требованиям извещения о запросе котировок и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
В данном случае в рамках формирования закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение необходимым товаром, который необходим для осуществления профессиональной деятельности заказчика.
Комиссией установлено, что на момент окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок подано четырнадцать заявок, которые соответствуют требованиям извещению о запросе котировок и Закону о контрактной системе, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.
Вместе с тем, Комиссией учитывается снижение цены заключаемого контракта, составляющая более 40 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что установив необходимое требование к товару, а также к техническим и качественным характеристикам такого товара, заказчик не ограничил свободный доступ на участие в закупке потенциальных участников и не нарушил положения Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Сахалинская торгово-промышленная компания" на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Сахалинский областной онкологический диспансер" при проведении запроса котировок по объекту: "Поставка мягкого инвентаря (полотенца)" (извещение N 0361200001218000001) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии К.В. Солонин
Н.А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 февраля 2018 г. N 21/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2018