Резолютивная часть решения оглашена 08 февраля 2018 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 145 от 13.11.2017 (далее - Комиссия), в составе: ..., при участии представителей: ГБУ РО "Областная клиническая больница" ..., ГКУ РО "Центр закупок Рязанской области" ..., ООО "ПРОМФАРМ" ..., генерального директора ООО "СофитСтрой" ..., в отсутствии представителей ООО "ТД Электротех", уведомленных надлежащим образом (исх. N 390 от 06.02.2018), ЗАО "Сбербанк - АСТ", уведомленных надлежащим образом (исх. N 389 от 06.02.2018), рассмотрев жалобу ООО "ТД Электротех" б/н б/д (вх. N 444 от 05.02.2018) на действия Заказчика - Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная клиническая больница" Блок 1 (3-6 этажи) (извещение N 0859200001117011224 от 29.12.2017) и проведя внеплановую проверку представленных документов,
у с т а н о в и л а:
ГБУ РО "Областная клиническая больница" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная клиническая больница" Блок 1 (3-6 этажи) (далее - электронный аукцион).
29 декабря 2017 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 57 429 900,00 руб.
Уполномоченным учреждением выступило ГКУ РО "Центр закупок Рязанской области".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС) в части установления требований, влекущих за собой ограничение количества участников закукпи.
В отзыве на жалобу N 01-03/550 от 07.02.2018 Заказчик сообщил, что при формировании объекта закупки соблюдены все требования Закона о ФКС, в удовлетворении жалобы просит отказать. Кроме того, Заказчик поясняет, что все позиции, обжалуемые Заявителем, были разъяснены Заказчиком и опубликованы на официальном сайте с соблюдением сроков в Единой информационной системе.
В отзыве на жалобу N75 от 08.02.2018 Уполномоченное учреждение сообщило, что аукционная документация Заказчика составлена в соответствии с Законом о ФКС и просит считать жалобу необоснованной.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзывах на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, в Разделе 13 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчиком установлены не соответствующие действующему законодательству требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности товара, используемого для выполнения работ по капитальному ремонту помещений Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная клиническая больница" Блок 1 (3-6 этажи).
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 33 Закона о ФКС Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Так, например, в документации об электронном аукционе в позиции 4 "Бетон тяжелый" в таблице "Требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная клиническая больница". Блок 1 (3-6 этажи)" Технического задания аукционной документации указано:
4. |
бетон тяжелый |
марка бетона: М 200*** |
Класс бетона по прочности на сжатие: В15 или В20 или В25 | ||
Диапазон истинной плотности мелкого заполнителя: от 2000 до 2800 кг/м3 | ||
Марка по морозостойкости крупного заполнителя при среднемесячной температуре наиболее холодного месяца ( -10С до -20С): не менее F100 | ||
В ходе заседания Комиссией установлено, что согласно "ГОСТ 26633-2015. Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 17.03.2016 N 165-ст) к марке морозостойкости установлены следующие требования:
Среднемесячная температура наиболее холодного месяца, °C |
От 0 °C до минус 10 °C |
От минус 10 °C до минус 20 °C |
Ниже минус 20 °C |
Марка по морозостойкости щебня и гравия |
F100 |
F200 |
F300 |
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными значениями "ГОСТ 26633-2015. Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" при среднемесячной температуре от -10С до -20С предусмотрено использование марки F200.
Следовательно, установив в техническом задании документации об электронном аукционе такой показатель как "Марка по морозостойкости крупного заполнителя при среднемесячной температуре наиболее холодного месяца ( -10С до -20С)" не менее F100, Заказчик установил характеристики товара противоречащие "ГОСТ 26633-2015. Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", так как согласно инструкции по заполнению заявки участники закупки должны в данном конкретном случае указать конкретный показатель, например, F100, F200, F300.
В случае если участник аукциона укажет в заявке на участие в электронном аукционе показатель F100, то данное значение будет противоречить "ГОСТ 26633-2015. Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", но, в свою очередь, соответствовать требованиям документации об электронном аукционе, что повлечет за собой отклонение участника закупки.
Следовательно, Заказчиком установлено требование к марке по морозостойкости крупного заполнителя при среднемесячной температуре от -10С до -20С, несоответствующее действующему "ГОСТ 26633-2015. Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
Так же, например, в позиции 26 "Кабель силовой" Заказчиком установлены следующие технические характеристики:
26. |
кабель силовой |
Условное обозначение марки кабеля: ВВГнг-LS 3х2,5*** |
Номинальное переменное напряжение U: не более 1 кВ | ||
Номинальная толщина изоляции: не более 0,7 мм | ||
Изолированные жилы многожильных кабелей имеют отличительную расцветку. Изоляция нулевых жил синего цвета. Изоляция жил заземления выполняется двухцветной (зелено-желтой расцветки)*** | ||
Внутренняя экструдированная оболочка круглых кабелей: накладывается по скрученным изолированным жилам из ПВХ композиции пониженной пожароопасности, которая заполняет промежутки между жилами, не сваривается с изоляцией и при разделке кабеля отделяется без повреждения изоляции.*** | ||
Количество жил: 2 или 3 | ||
Допустимая токовая нагрузка на переменном токе при прокладке на воздухе: не менее 21 А | ||
Минимальный радиус изгиба кабелей при прокладке не менее 7,5 наружных диаметров | ||
Допустимая токовая нагрузка на переменном токе при прокладке в земле: не менее 27 А | ||
Согласно "ГОСТ 31996-2012. Межгосударственный стандарт. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1414-ст) марка кабеля с добавлением группы цифр (через знак умножения) обозначают число и номинальное сечение основных токопроводящих жил, следовательно, Заказчику, установившему в аукционной документации условное обозначение марки кабеля: "ВВГнг-LS 3х2,5***" требуется кабель с 3 жилами по 2,5 мм2 номинальным сечением жилы. Согласно инструкции по заполнению заявки, если показатель сопровождается знаком "***", то значение такого показателя не изменяется. Таким образом, установление требований Заказчиком о количестве жил (2 или 3), с учетом положений инструкции по заполнению заявки, противоречит требованиям вышеуказанного стандарта.
Следовательно, установив в техническом задании документации об электронном аукционе условное обозначение марки кабеля: "ВВГнг-LS 3х2,5***", а в аукционной документации требование о количестве жил (2 или 3), Заказчик установил характеристики товара противоречащие "ГОСТ 31996-2012. Межгосударственный стандарт. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия", так как согласно инструкции по заполнению заявки участники закупки должны в данном конкретном случае условное обозначение марки кабеля оставить неизменным, то и параметр "количество жил" должен быть равен 3.
В случае если участник аукциона укажет в заявке на участие в электронном аукционе количество жил равное 2, то данное значение будет противоречить "ГОСТ 31996-2012. Межгосударственный стандарт. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия", но, в свою очередь, соответствовать требованиям документации об электронном аукционе, что повлечет за собой отклонение участника закупки.
По той же позиции, Заказчиком установлен такой показатель как "номинальное переменное напряжение U: не более 1 кВ", "Номинальная толщина изоляции: не более 0,7 мм".
Согласно "ГОСТ 31996-2012. Межгосударственный стандарт. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" при номинальной толщине изоляции 0,7 мм номинальное переменное напряжение U может быть равным только 0,66 кВ. В тоже время, в соответствии с вышеуказанным стандартом, значение номинальной толщины изоляции при напряжении 0,66 кВ должно быть 0,6 мм, а при напряжении 1 кВ (как указывает Заказчик) соответственно 0,8 мм. Заказчиком же установлено "Номинальная толщина изоляции: не более 0,7 мм".
Следовательно, Заказчиком установлено требования к позиции 26 "Кабель силовой" несоответствующее действующему ГОСТ 31996-2012. Межгосударственный стандарт. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия". Аналогичные ситуация складывается по позиции 27 "Кабель силовой".
Таким образом, на основании вышеизложенного (не ограничиваясь приведенными примерами) Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст. 33 Закона о ФКС.
Относительно части довода Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о ФКС в части неустановления по некоторым позициям товаров места их применения, Комиссией установлено, что положения Закона о ФКС не обязывают Заказчика указывать место применения товаров. Кроме того, по спорным позициям Заказчиком даны разъяснения, в которых разъясняется место применения товаров.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к описанию объекта закупки о предоставлении в первой части заявки показателей, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о ФКС документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о ФКС, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о ФКС первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком, в соответствии с данной нормой закона, данное требование установлено в разделе 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об электронном аукционе.
В требованиях к товарам, используемым для выполнения работ Технического задания аукционной документации Заказчиком установлены требования к товарам, используемым для выполнения работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров.
Например, в пункте 4 таблицы "Требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная клиническая больница". Блок 1 (3-6 этажи)" Технического задания аукционной документации установлены, как отмечено ранее, следующие требования к позиции "Бетон тяжелый":
4. |
бетон тяжелый |
марка бетона: М 200*** |
Класс бетона по прочности на сжатие: В15 или В20 или В25 | ||
Диапазон истинной плотности мелкого заполнителя: от 2000 до 2800 кг/м3 | ||
Марка по морозостойкости крупного заполнителя при среднемесячной температуре наиболее холодного месяца ( -10С до -20С): не менее F100 | ||
В соответствии с "ГОСТ 12730.1-78. Бетоны. Методы определения плотности" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 22.12.1978 N 242) показатель "Диапазон истинной плотности мелкого заполнителя" определяется методом испытания.
Следовательно, представить конкретное значение некоторых показателей по позиции "Бетон тяжелый" участникам электронного аукциона не представляется возможным, так как данное значение показателя становится известным только после испытания определенной партии товара.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в документации об электронном аукционе, установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в электронном аукционе помимо конкретных показателей товаров используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о ФКС конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров (не ограничиваясь приведенными примерами). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о ФКС не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС и пунктом 3.1.2 приказа ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ТД Электротех" обоснованной.
2. Признать Заказчика (ГБУ РО "Областная клиническая больница") нарушившим п.2 ч.1 ст.64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание Заказчику (ГБУ РО "Областная клиническая больница"), Уполномоченному учреждению (ГКУ РО "Центр закупок Рязанской области"), Оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ") об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
...
ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ N 49-03-2/2018
09 февраля 2018 года г. Рязань
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 145 от 13.11.2017 (далее - Комиссия), в составе: ... на основании своего решения от 09.02.2018 N 49-03-2/2018, предписывает:
1. Оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ"):
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
2. Заказчику (Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Областная клиническая больница") и Уполномоченному учреждению (Государственное казенное
учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"):
- привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 09.02.2018 N 49-03-2/2018, разместить соответствующую документацию в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона, а также разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения на Официальном сайте соответствующей документации об аукционе.
3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 2 настоящего предписания:
- назначить время проведения аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дате и времени проведения аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в аукционе.
4. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии и Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 09.02.2018 N 49-03-2/2018.
5. Заказчику, Уполномоченному учреждению и Оператору электронной площадки в срок до 01.03.2018 исполнить настоящее предписание и представить в Рязанское УФАС подтверждение исполнения настоящего предписания.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 9 февраля 2018 г. N 49-03-3/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2018