Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок - А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
при участии представителей Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа N 843,
в отсутствие представителей ООО "ПР-СТРОЙ", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/4399/18 от 30.01.2018,
рассмотрев жалобу ООО "ПР-СТРОЙ", (далее - Заявитель) на действия Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа N 843" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по проведению текущего ремонта зданий и (или) сооружений (Закупка N 0873500000817001045) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/4399/18 от 30.01.2018), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам, так например:
- по п. 7 "Краски масляные, готовые к применению тип2": "Назначение: для наружных и внутренних работ"; "Марка: [MA-22H] белила цинковые", что, по мнению Заявителя, противоречит требованиям ГОСТ 10503-71, согласно которому белила марки [MA-22H] предназначены только для внутренних работ, при этом Заказчик требует, чтобы данная марка подходила для наружных и внутренних работ, что вводит участников закупки в заблуждение;
- по п. 40 "Плитки керамические глазурованные для полов, гладкие многоцветные под мрамор" Заказчиком установлены требования: "Цвет: Цветные (под мрамор)"; "Завал: С завалом или без завала"; "По лицевой поверхности плитки: Глазурованная, гладкая"; "Глазурь может быть матовой или блестящей, прозрачной и заглушенной". По мнению Заявителя, вышеуказанные требования не соответствуют положениям ГОСТ 6787-2001, согласно которому глазурь может быть прозрачной или заглушенной;
- п. 59 "Доводчики дверные": "Класс по показателю общего коэффициента пропускания света: А; Б"; "Цвет оконного блока: Белые; цветные"; "Масса полотен: 80"; "Долговечность ПВХ профилей, стеклопакетов и уплотняющих прокладок
10", что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение, так как вышеуказанные требования не относятся к товару "дверные доводчики";
- п. 74 "Шурупы тип 1": "Диаметр резьбы (d) - 6,8"; "Шаг резьбы (P) - 3,5, 4,5", что противоречит требованиям ГОСТ 4028-63, согласно которому для диаметра резьбы (d) - 6, 8 шаг резьбы равен 2,5 и 3,5.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель ссылается на то, что в аукционной документации к товарам используемым при выполнении работ установлено требование о соответствии положениям ГОСТ, при этом, нормативные документы не регламентируются для данных товаров, так например: по п. 65 "Плита акустическая на основе массивного твердого минераловолокна квадратная плита окрашенная с наружной плоскости краской" - 65. ГОСТ 30674-99 "БЛОКИ ОКОННЫЕ ИЗ ПОЛИВИНИЛХЛОРИДНЫХ ПРОФИЛЕЙ", ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия (с Изменением N 1, с Поправкой)"; по п. 67 "Сталь арматурная" - п.67 ГОСТ 7338-90 "Пластины резиновые и резинотканевые. Технические условия (с Изменением N 1)"; по п.69 "Сталь круглая и квадратная общего назначения" - п.69 ГОСТ 3826-82 "Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3)" и т. д.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы и пояснил, что при формировании аукционной документации была допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что Заказчиком 26.01.2018 устранены нарушения путем внесения изменений в аукционную документацию.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам, так например:
- по п. 8 "Краски масляные, готовые к применению тип 3 МА-15": "Назначение: Для наружных или внутренних работ", что, по мнению Заказчика, противоречит требованиям ГОСТ 10503-71, согласно которому краска МА-15 подходит для внутренних и наружных работ.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что Заказчиком установлено требование "Назначение: Для наружных или внутренних работ", что подразумевает выбор между назначением краски, что не противоречит требования ГОСТ 10503-71.
- по п.58 "Наличники": "Материал детали: Древесина хвойных или лиственных пород"; "Тип наличника [Н-1]; [Н-2]", что, согласно доводам жалобы, противоречит требованиям ГОСТ, согласно которому марки Н-1 включают в себя как хвойные так и лиственные породы.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что из жалобы однозначно не следует на какой именно государственный стандарт ссылается Заявитель, а также в аукционной документации Заказчиком установлено требование к материалу на выбор: древесина хвойных или лиственных пород, а на выбор: древесина хвойных или лиственных пород, а на выбор тип наличника.
- по п.60 "Блоки балконные поливинилхлоридные, одностворчатые, распашные, одинарной конструкции со стеклопакетом тип 1" установлено требование: "Количество камер в стеклопакете 1", "Класс по приведенному сопротивлению теплопередаче: А1; А2; Б1; Б2", что, по мнению Заявителя, противоречит ГОСТ 30674-99 и ГОСТ 23166-99, согласно которым количество камер в размере "1" или "2" - заведомо не может подходить к классам, указанным Заказчиком.
Комиссией Управления установлено, что согласно Таблице 2 ГОСТ 30674-99 приведенное сопротивление теплопередаче, м2°С/Вт, не менее: с однокамерным стеклопакетом; с двухкамерным стеклопакетом с теплоотражающим покрытием.
Кроме того, согласно доводам жалобы, Заказчиком во многих пунктах установлены параметры в самом названии пункта, что влияет на параметры указанные в требуемых значениях, а также вводит участников закупки в заблуждение, так например, по п. "Плита акустическая на основе массивного твердого минераловолокна квадратная плита окрашенная с наружной плоскости краской": "Длина 1200 мм"; "Ширина
600"; п. "Трубы стальные водогазопроводные, обыкновенные": "Толщина стенки труб от 2,8*мм".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих, что вышеуказанные требования к товарам ограничивают количество участников закупки и не позволяют заполнить заявку на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
3. Согласно доводам жалобы, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а именно к таким товарам как: п. "Блоки дверные металлические противопожарные, однопольные": "Наличие остекления: Огнеупорное стекло до 20,0% от площади дверной коробки".
По мнению Заявителя, вышеперечисленные значения товаров являются требованиями к результатам испытаний, что делает невозможным для участников закупки подготовить заявку без приобретения товаров еще до проведения закупки и без проведения соответствующих испытаний.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, содержащих указание на соответствующие стандарты, регламенты или иные нормативные документы, на основании которых Заявитель сделал вывод о невозможности представления конкретных значений по характеристикам оспариваемых товаров.
Также, в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПР-СТРОЙ" на действия Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа N 843" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместителя Председатель Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: И.С. Максимов
А.В. Кочетков
Исп. Кочетков А.В. (495) 784-75-05 доб. 143
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 января 2018 г. N 2-57-1276/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.02.2018