Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок М.Г. Жуковой,
Членов комиссии:
главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя ГБУЗ города Москвы "Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии" Департамента здравоохранения города Москвы: В.Н. Степаненко,
при участии представителя ИП Смирнова Сергея Владимировича: Н.Г. Паниной,
рассмотрев жалобу ИП Смирнова Сергея Владимировича (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии" Департамента здравоохранения города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию холодильного оборудования и сплит-систем НИИ НДХиТ в 2018 году (Закупка N 0373200244018000007) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 08.02.2018 N МГ/6177/18 документы и сведения.
1. Заявитель обжалует установление Заказчиком в п. 9 технического задания следующего положения: "Все товары, используемые при оказании услуг, должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество, дезинфицирующее средство должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке и иметь свидетельство о государственной регистрации, в соответствии с законодательством РФ. Указанные оригиналы документов (или заверенные копии) передаются для проверки не позднее 1 дня с момента заключения контракта", поскольку требование о предоставлении указанных документов не позднее 1 дня с момента заключения контракта обязывает участников закупки закупить конкретные партии товаров до заключения контракта и до возникновения необходимости использования данных товаров.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления в документации о закупке требования о предоставлении товаросопроводительных документов в отношении всех применяемых при оказании услуг по техническому обслуживанию холодильного оборудования товаров не позднее 1 дня с момента заключения контракта, при том, что ряд товаров, которые применяются при оказании данных услуг и требования к которым установлены Заказчиком в Приложении N 3 к техническому заданию используются в отдельных случаях, а именно, например олифа, ацетилен, кислород технический, краска.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а также нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель обжалует установление Заказчиком в п. 15.1, 17.2 информационной карты аукционной документации неправомерных требований к участникам закупки о наличии у участников закупки лицензий и сертификатов, поскольку предметом закупки является оказание услуг не требующих наличия у участников закупки лицензий, допусков или сертификатов в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.1 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в частности документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 и ч.2 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.3 - 9 ч. 1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Заказчиком в п. 15.1 информационной карты установлено следующее требование к участникам закупки: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: Не требуется", а также в пп. 2 п. 17.2 информационной карты аукционной документации установлено следующее требование к составу второй части заявки: "Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ".
Таким образом, в аукционной документации Заказчика не содержится требований к участникам закупки о наличии у участников закупки каких-либо документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, оказывающим услуги, предусмотренные предметом закупки.
Вместе с тем, п.2 ч.1 ст.66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в частности документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 и ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе только при наличии таких требований.
Согласно пояснениям представителя Заказчика при формировании второй части заявки участникам закупки в соответствии с положениями документации об аукционе не требуется представлять какие-либо документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся предметом закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
3. Заказчиком в п. 10 "Общие требования к выполнению работ" технического задания установлены следующие требования:
- Наличие у Подрядчика персонала, прошедшего обучение и имеющего право выполнять работы с оборудованием Заказчика (Приложение 1), подтвержденное соответствующими сертификатами;
- Соответствие предмету конкурса основных видов деятельности участника размещения заказа (определенных на основании его учредительных документов);
- На момент подписания Акта приема-передачи оборудования для технического обслуживания и эксплуатации, Подрядчик предоставляет Заказчику сведения, подтвержденные соответствующими документами (штатное расписание, дипломы, сертификаты и др.) по количественному, квалификационному составу и стажу работы квалифицированных специалистов.
По мнению Заявителя указанные требования аукционной документации установлены Заказчиком в нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, по мнению Заявителя, установление Заказчиком вышеуказанных требований к участникам закупки не предусмотрено ст. 31 Закона о контрактной системе, а также ч. 6, 7 ст. 69 Закона о контрактной системе не предусмотрено оснований признания вторых частей заявок участников закупки не соответствующими требованиям документации о закупке в связи с отсутствием у участников закупки права оказывать услуги, являющиеся предметом закупки в соответствии с учредительными документами организации.
Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования являются требованиями, установленными не к участникам закупки, а к организациям непосредственно оказывающим услуги, предусмотренные техническим заданием.
При этом, в соответствии с п. 5.3.3 проекта контракта исполнитель контракта вправе привлечь к исполнению своих обязательств по контракту других лиц соисполнителей, обладающих специальными знаниями, навыками, специальным оборудованием и т.п., по видам (содержанию) услуг, предусмотренных в техническом задании.
Согласно пояснениям представителя Заказчика требования "Наличие у Подрядчика персонала, прошедшего обучение и имеющего право выполнять работы с оборудованием Заказчика (Приложение 1), подтвержденное соответствующими сертификатами", "На момент подписания Акта приема-передачи оборудования для технического обслуживания и эксплуатации, Подрядчик предоставляет Заказчику сведения, подтвержденные соответствующими документами (штатное расписание, дипломы, сертификаты и др.) по количественному, квалификационному составу и стажу работы квалифицированных специалистов" установлены в п. 10 технического задания во избежание допуска к работе с оборудованием Заказчика неквалифицированного персонала, который может повлечь возникновение неисправностей в работе обслуживаемого оборудования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанных доводов жалобы Заявителя.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления в техническом задании требования "Соответствие предмету конкурса основных видов деятельности участника размещения заказа (определенных на основании его учредительных документов)", при том, что вышеуказанный аукцион является закупкой, проводимой в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, а также поскольку указанное требование является требованием к именно к участникам аукциона.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товару п. 98 "Болты. Тип 24": "Длина резьбы (b) 59; 54 мм", "Номинальный диаметр резьбы (d): 16; 20 мм", поскольку, в соответствии с ГОСТ 7798-70 "Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры" длина болтов с номинальными диаметрами резьбы 16 и 20 мм должна быть 38 и 46 мм соответственно.
Представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1, 2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 16 заявок на участие в закупке, при этом аукционной комиссией Заказчика не принималось решений о признании заявок не соответствующими вышеуказанным требованиям документации о закупке, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Смирнова Сергея Владимировича на действия ГБУЗ города Москвы "Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии" Департамента здравоохранения города Москвы обоснованной в части установления неправомерных требований к товару "Болты. Тип 24", а также установления неправомерного требования в п. 9, 10 технического задания.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1, 2 ст. 33, ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: М.Г. Жукова
Члены Комиссии: Д.С. Грешнева
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 февраля 2018 г. N 2-57-1795/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2018