Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей ГБУЗ "ГКБ ИМ. Д.Д. ПЛЕТНЁВА ДЗМ": Грачева Н.М.,
ООО "СтройСервис": Сеоезневой Н.В.,
рассмотрев жалобу ООО "СтройСервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ ИМ. Д.Д. ПЛЕТНЁВА ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по очистке и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха для ГБУЗ "ГКБ им. Д.Д. Плетнёва ДЗМ" (Закупка N 0373200010817000429) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 25.01.2018 NМГ/3808/18 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к используемым при оказании услуг товарам, так например:
- по п.71 "Лист гипсокартонный тип 3" установлены следующие требования: "Толщина листа гипсокартонного с полукруглой и утоненной с лицевой стороны кромкой: 9.5; 12.5; не применяется"; "Ширина листа гипсокартонного толщиной 15.0 мм: 1500; 1200; не применяется"; "Толщина листа гипсокартонного с утоненной с лицевой стороны кромкой: 12.5; 8.0; не применяется"; "Ширина листа гипсокартонного толщиной 18.0 мм: 1200; 800; не применяется"; "Ширина листа гипсокартонного толщиной 20.0 мм: 600; 1200; не применяется"; "Ширина листа гипсокартонного толщиной 16.0 мм: 1000; 1200; не применяется"; "Толщина листа гипсокартонного с полукруглой с лицевой стороны кромкой: 14.0; 9.5; не применяется", что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение, так как Заказчик установил требования к 19 показателям с нестандартной формулировкой требуемых параметров, при этом по 17 из показателей участник закукупки может поставить "не применяется". Согласно доводам жалобы, в совокупности установленные требования не дают участнику четкого понимания о потребностях Заказчика.
- по п. 19 "Крепежный элемент: болты тип 2" установлены следующие требования: "Длина болта без отверстий с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком: 50, 32, 75; 60, 38, 65; не применяется"; "Длина болта с лункой на торцовой части шестигранной уменьшенной головки и направляющим подголовком: 70, 35, 55; 45, 70, 55; не применяется"; "Длина болта с отверстием в стержне с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком: 60, 45, 30; 60, 45, 40; не применяется", а также установлено требование о соответствие ГОСТ 7795 "Болты с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком класса точности В. Конструкция и размеры". По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к товарам являются очевидными исходя из значения исполнения болта, в связи с чем участник закупки не делает свое предложение в отклонении вышеуказанных характеристик, а переписывает значения из ГОСТ.
- по п. 2 Товара "Шурупы тип 5" установлены следующие требования: "Материал изготовления шурупа углеродистая сталь; латунь"; "Длина шурупа из коррозионностойкой стали 35, 40; 7, 20; 50, 45; 22, 18; не применяется", что согласно доводам жалобы вводит участников в заблуждение, так как коррозионная сталь не относится к параметру "длина шурупа".
- по п. 16 товара "Крепежный элемент: шайбы тип 2" Заказчиком установлены следующие требования "Класс точности шайбы из коррозионностойкой стали: А; С; не применяется"; "Материал изготовления шайбы из коррозионностойкой стали; из углеродистой стали"; "Класс точности шайбы из стали С; не применяется", что вводит участников закупки в заблуждение, так как "сталь" не относится к классу точности шайбы.
Согласно доводам жалоб, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, в том числе, такие как: п.16 "Крепежный элемент: шайбы тип 2" установлены требования: "Условное обозначение марки (группы) материала изготовления шайбы 01; 22; 04"; "Марка стали шайбы: 20Х13; 20; 10".
Кроме того, на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно ГОСТ 18123 "Шайбы. Общие технические условия" такой параметр как "Условное обозначение марки" установлен в зависимости от марки стали. Таким образом, при указании участником закупки марки стали, а также с учетом выраженного согласия участника закупки на использование товара на условиях аукционной документации и соответствующего требованиям ГОСТ 18123, Заказчику заведомо известен показатель характеристики "Условное обозначение марки".
В силу ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеописанные требования установлены подобным образом вследствие технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при вормировании требований к товарам по п.71, 19, 2 16.
2. Согласно доводам жалобы Заказчик намеренно вводит участников закупки в заблуждение, так как обязывает соотносить неизменяемые значения из Технического задания с минимальными и максимальными значениями в Приложении "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме".
Заявитель пояснил, что на стр.6 Технического задания, Заказчиком установлены требования к материалам (товарам), подлежащим поставке в рамках заключаемого контракта. Также, на стр. 9 Технического Задания установлено, что Максимальные и (или) минимальные значения показателей определяющие соответствие закупаемых товара, работы, услуги установлены заказчиком в приложение "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме".
Так например: п.1 "Дюбель тип 3" Назначение дюбеля: Применяется при креплении материала в бетон, кирпич (не пустотелый), камень. п. "Шуруп тип 6", который длиннее на 5 мм дюбеля, вкручивается в него и происходит трехстороннее расширение, которое создает распор дюбеля в отверстии. п. 1 "Дюбель тип 3": Цвет дюбеля красный. п. 1 "Дюбель тип 3": "Тип дюбеля трехраспорный". п. 24 "Крепежный элемент: болты тип 1; Вид болта Крепежный элемент: болты с шестигранной головкой используется для соединения и крепления деталей и конструкций вместе с крепежным элементом: гайки тип 3 и с крепежным элементом: шайбы тип 2 подходящих размеров, изготовленных из такого же материала изготовления. п. 64 "Крепежный элемент": шайбы тип 1 Применение шайбы применяется для соединения и крепления деталей и конструкций вместе с крепежным элементом: болты тип 3 и с крепежным элементом: гайки тип 2 подходящих размеров, изготовленных из такого же вида материала изготовления. п.72 "Крепежный элемент": гайки тип 1 Вид гайки шестигранная с покрытием, используется для соединения и крепления деталей и конструкций вместе с крепежным элементом: болты тип 2 и с крепежным элементом: шайбы тип 3 подходящих размеров, изготовленных из такого же вида материала изготовления.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при заполнении Формы 2, участник не ограничен в выборе предлагаемых значений характеристик, поскольку значения, которые участнику необходимо предоставить исходя из требований Формы 2, не противоречит требованиям в Техническом задании. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что в Техническом задании указан перечень товаров, который совпадает с товарами, представленными в файле "Требования к товарам". Данные файлы дополняют друг друга, так например: в п.7 "Фильтр тип 1" установлено применение фильтра: применяется с воздуховодом тип, имеющим такаю же ворму сечения воздушного канала, то есть, из данного положения следует, что Заказчику необходимо, чтобы фильтр тип 1 применялся с воздуховодом тип 3 и по своему сечению был конструктивно пригоден для совместного использования.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о том, что вышеуказанные требования к товарам повлекли ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам жалобы Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к используемым при оказании услуг товарам, так например:
- по п. 7 "Фильтр тип 1" установлены требования, при этом, по мнению Заявителя, такой параметр как "Длина фильтра" невозможно определить, так как условное обозначение данного показателя отсутствует на схематическом изображении, представленном в аукционной документации. Также аналогичные требования установлены по п.60 "Фильтр тип 2", п.56 "Фильтр 4".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что параметр "длина" является общепринятым и без указания его на рисунке позволяет понять что он обозначает в отличии от размеров обозначенных буквами W, B, H и d. Под длиной фильтра понимается общая длина фильтра, т.е. указано какой длины допустим фильтр для применения.
Кроме того, по параметру данного довода Заказчиком опубликованы разъяснения NРД6 от 22.01.2018 г.
- по п.3 "Средство жидкое тип 1" установлено следующее требование: "Содержание ПАВ в составе средства 5%"; "Минимальная концентрация препарата в рабочем растворе от 1:200; не применяется", что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение, так как из установленного значения с применением частицы "от" однозначно не следует, какое значение будет удовлетворять потребностям Заказчика: 1:300 или 1:100.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что если участник представляет средство которое будет применяться в виде концентрата, то для параметра "Минимальная концентрация препарата в рабочем растворе" участнику следует указать "не применяется".
- по п. 16 "Крепежный элемент: шайбы тип 2" указано требование "Толщина стальной шайбы от 3.0 до 4.5"; "Диаметр резьбы крепежной детали шайбы класса точности С: 20, 10, 12; не применяется"; "Диаметр резьбы крепежной детали шайбы класса точности А: 16, 18, 14; не применяется", что по мнению Заявителя противоречит требованиям ГОСТ 10450 "Шайбы уменьшенные. Классы точности А и С. Технические условия", так как согласно данному ГОСТ для диаметров 10, 12, 14, 16, 18, 20 мм (в зависимости от выбранного класса точности шайбы) толщина может быть 1,6 или 2,0, или 2,5 или 3,0 мм, что не входит в диапазон, установленный в аукционной документации. Кроме того, представитель Заявителя пояснил, что аналогичные требования к товарам установлены по позициям п.63 "Крепежный элемент: шайбы тип 3", п. 64 "Крепежный элемент: шайбы тип 1".
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно п.1.2 ГОСТ 10450 по согласованию между изготовителем и потребителем допускается: изготовлять шайбы с другими толщинами; изготовлять шайбы с внутренними диаметрами 12,5; 14,5 и 16,5 мм.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении требований к вышеуказанным товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
4. Согласно доводам жалобы Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к используемым при оказании услуг товарам, так например:
- по п.19 "Крепежный элемент: болты тип 2" Заказчиком установлены следующие требования: "Длина болта без отверстий с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком: 50, 32, 75; 60, 38, 65; не применяется"; "Исполнение латунного болта с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком 1, 3; не применяется"; "Исполнение стального болта с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком 2, 4; не применяется"; "Длина болта с лункой на торцовой части шестигранной уменьшенной головки и направляющим подголовком 70, 35, 55; 45, 70, 55; не применяется"; "Номинальный диаметр резьбы d болта с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком 12, 8, 14; 16, 6, 10"; "Длина болта с отверстием в стержне с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком 60, 45, 30; 60, 45, 40; не применяется".
По мнению Заявителя, согласно аукционной документации, участник должен выбрать исполнение болта либо 1, 3, либо 2, 4 (в зависимости от материала болта). А также выбрать длину болта, которая описывается 4 требуемыми параметрами:
- Длина болта без отверстий с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком
- Длина болта с отверстием в шестигранной уменьшенной головке и направляющим подголовком
- Длина болта с лункой на торцовой части шестигранной уменьшенной головки и направляющим подголовком
- Длина болта с отверстием в стержне с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком
Однако, данное описание длин болта вводит в заблуждение потенциальных участников, т.к. при выборе стального болта и исполнения 2, 4 участник должен представить 2 или 3 длины болта:
- Длина болта без отверстий с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком
- Длина болта с лункой на торцовой части шестигранной уменьшенной головки и направляющим подголовком (соответствующее 4 исполнению)
- Длина болта с отверстием в стержне с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком (соответствующее 2 исполнению).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при выборе стального болта и исполнения 2 и 4 участник должен представить длины болта для двух параметров, а именно: длина болта с лункой на торцовой части шестигранной уменьшенной головки и направляющим подголовком (соответствующее 4 исполнению) и длина болта с отверстием в стержне с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком (соответствующее 2 исполнению).
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что для параметра "Длина болта без отверстий с шестигранной уменьшенной головкой и направляющим подголовком" участник мог указать "не применяется", так как данный параметр характеризует 1 исполнение, в котором отсутствуют какие-либо отверстия.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. Согласно доводам жалобы, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а именно к таким товарам как: п. "Лист гипсокартонный тип 2"; п. "Лист гипсокартонный тип 1"; п. "Лист гипсокартонный тип 3"; п. "Средство жидкое тип 2"; п. "Средство жидкое тип 3"; п. "Средство жидкое для дезинфекции".
По мнению Заявителя, вышеперечисленные значения товаров являются требованиями к результатам испытаний, что делает невозможным для участников закупки подготовить заявку без приобретения товаров еще до проведения закупки и без проведения соответствующих испытаний.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, содержащих указание на соответствующие стандарты, регламенты или иные нормативные документы, на основании которых Заявитель сделал вывод о невозможности представления конкретных значений по характеристикам оспариваемых товаров.
Также, в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СтройСервис" на действия ГБУЗ "ГКБ ИМ. Д.Д. ПЛЕТНЁВА ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товара.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч. 1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии А.В. Кочетков
А.С. Спирякова
Исп. Кочетков (495) 784-75-05 (143)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 января 2018 г. N 2-57-1072/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2018