Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ГБУ "Жилищник района Тропарево-Никулино": С.Т. Садян,
ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ НЭКСИМ": А.Ю. Чумаченко,
рассмотрев жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ НЭКСИМ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Жилищник района Тропарево-Никулино" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку горюче-смазочных материалов для нужд ГБУ "Жилищник района Тропарево-Никулино" (Закупка N 0373200014218000063) (далее - электронный аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 20.02.2018 NТФ/8295/18.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в технической части аукционной документации установлены неправомерные требования к характеристикам поставляемых товаров, в частности:
- "Температура застывания (замерзания)" - определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 20287-91 "Нефтепродукты. Методы определения температур текучести и застывания";
- "Температура вспышки/ Температура возгорания (открытый тигель/ закрытый тигель)" - определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 4333-87 "Нефтепродукты. Методы определения температур вспышки и воспламенения в открытом тигле";
- "Плотность" - определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 3900-85 "ГОСТ 3900-85. Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности (с Изменением N 1)";
- "Вязкость кинематическая" - определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) "Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости";
- "Индекс вязкости" - определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 25371-97 (ИСО 2909-81) "Нефтепродукты. Расчет индекса вязкости по кинематической вязкости" (Докипедия: Межгосударственный стандарт ГОСТ 25371-97 (ИСО 2909-81) "Нефтепродукты. Расчет индекса вязкости по кинематической вязкости";
- "Зольность сульфатная (Зольность)" - определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 12417-94 (ИСО 3987-80) "ГОСТ 12417-94 (ИСО 3987-80) Нефтепродукты. Метод определения сульфатной золы";
- "Щелочность (Запас щелочи/ Общее щелочное число)" - определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ ISO 3771-2013 "Нефтепродукты. Определение щелочного числа методом потенциометрического титрования хлорной кислотой";
- "Коэффициент вязкости" - определяется методом испытаний;
- "Стабильность к сдвигу, % потери вязкости" - определяется двумя методами - ASTM D 6278, ASTM D 5119;
- "Кислотное число" - определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 5985-79 "Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотного числа (с Изменениями N 1, 2, с Поправкой)";
- "Температура каплепадения" - определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 6793-74 "Нефтепродукты. Метод определения температуры каплепадения (с Изменениями N 1, 2, 3)";
- "Коллоидная стабильность" - определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 7142-74 "Смазки пластичные. Методы определения коллоидной стабильности (с Изменениями N 1, 2, 3, 4)";
- "Предел прочности" - определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 7143-73 Смазки пластичные. Метод определения предела прочности и термоупрочнения (с Изменениями N 1, 2, 3)";
- "Испаряемость" - определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 9566-74 "Смазки пластичные. Метод определения испаряемости (с Изменениями N 1, 2)" и по ГОСТ 32330-2013 "Масла смазочные";
- "Массовая доля механических примесей" - определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 6370-83 (СТ СЭВ 2876-81) "Нефть, нефтепродукты и присадки. Метод определения механических примесей (с Изменением N 1)";
- "Стабильность" - определяется методом испытаний.
Так например, согласно п.3.5 ГОСТ 6370-83 (СТ СЭВ 2876-81) "Нефть, нефтепродукты и присадки. Метод определения механических примесей (с Изменением N 1)", при определении механических примесей в нефтях, темных нефтепродуктах и смазочных маслах с присадками и в присадках фильтр с осадком промывают толуолом, подогретым до температуры не более 80 °С.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к вышеуказанным характеристикам поставляюмых товаров.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров и характеристиками предельных отклонений, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1,2 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам.
2. В своей жалобе Заявитель указывает на то, что в аукционной документации Заказчиком неправомерно установлены требования к таре (объему упаковки) поставляемых товаров, что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки и препятсвует формированию заявки на участие в аукционе.
Согласно п.3 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы, Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что вышеуказанное требование вводит участников закупки в заблуждение, а также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что довод жалобы не нашел подтверждения и является необоснованным.
3. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации неправомерного требования к цвету жидкости поставляемых горюче-смазочных материалов, что, по мнению Заявителя, препятсвует формированию заявки на участие в аукционе.
Вместе с тем, в силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подвердающих неправомерность установленных Заказчиком требований к цвету жидкости, а также свидетельствующих о том, что данное требование может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что довод жалобы не нашел подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ НЭКСИМ" на действия ГБУ "Жилищник района Тропарево-Никулино" обоснованной в части установления неправомерных требований к характеристикам товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1,2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Д.А. Орехов
Е.А. Миронова
\
исп. Е.А. Миронова, тел. 8-495-784-75-05, доб.192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 февраля 2018 г. N 2-57-2228/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2018