Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "ТД "ВИАЛ" на действия аукционной комиссии Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая детская клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств для нужд ГБУЗ "КДКБ N1" (Имипенем+[Циластатин]) (извещение N 0320300101317000377) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя, Аукционная комиссия допустила нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как неправомерно отклонила заявку Заявителя.
Также заявитель считает, что документация об аукционе не соответствует требованиям Закона N 33-ФЗ.
Вместе с тем, Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона N 44-ФЗ жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика осуществляется только в судебном порядке.
Следовательно, обжаловать положения документации об аукционе заявитель может только в судебном порядке.
Заказчик не согласился с доводами жалобы, считает, что аукционная комиссия правомерно приняла решение об отказе в допуске к участию в аукционе заявителя.
Огласив жалобу, заслушав объяснения стороны, участвующей в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Согласно части 3 статьи 67 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации, а также, в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске участника закупки ООО "ТД "ВИАЛ".
Комиссия Приморского УФАС России рассмотрев заявку ООО "ТД "ВИАЛ" установлила, что заявка не соответствует заявленным техническим характеристикам. В заявке предоставлена информация о конкретных показателях лекарственного препарата, не соответствующего конкретным показателям, предусмотренным в Документации об электронном аукционе, а именно: Отсутствие в разделе побочные действия препарата со стороны ЦНС: эпилептические припадки; побочные действия со стороны скелетно-мышечной и соединительной ткани: полиартралгия (очень редко), что не соответствует требованиям документации об аукционе: Отсутствие в разделе побочные действия препарата со стороны ЦНС: эпилептические припадки; со стороны скелетно-мышечной и соединительной ткани: полиартралгия.
Также участником закупки представлена недостоверная информация, т. к. Согласно инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата - у предлагаемого Участником N 4 лекарственного препарата с торговым наименованием Имипенем и Циластатин Джодас [grls.rosminzdrav.ru] отсутствует возможность использования в качестве растворителя 5% и 10% раствора маннитола. В разделе побочные действия препарата со стороны ЦНС: присутствуют эпилептические припадки, что не соответствует техническим характеристикам, заявляемым Заказчиком в Документации об электронном аукционе.
Тем самым аукционная комиссия приняв решение об отказе в допуске к участию в аукционе ООО "ТД "ВИАЛ", не допустила нарушение Закона N 44-ФЗ.
Статьей 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер.
При этом, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия Приморского УФАС России, рассмотрев документацию об аукционе установила, что заказчик описал объект закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих государственных функций.
Согласно пояснениям заказчика Закупка лекарственного препарата МНН: Имипенем + Циластатин выделена в отдельный лот. что позволяет Заказчику в техническом задании устанавливать важнейшие и терапевтические значимые характеристики.
Так, например, наличие характеристики о возможности использования в качестве растворителя 5% и 10% раствора маннитола является крайне важным для Заказчика.
Необходимость указания в техническом задании на возможность применения в качестве растворителя 5% и 10% раствор маннитола, обусловлена спецификой применения лекарственного препарата Имипенем + Циластатин. Так, Маннитол - наиболее сильный из существующих осмотических диуретиков. Препарат резко повышает осмотическое давление в плазме крови, что приводит к притоку жидкости из тканей в кровь и увеличению 0ЦК. Хорошо фильтруется через мембрану клубочков и создает высокое осмотическое давление в моче, не подвергаясь реабсорбции в канальцах. Не сопровождается гипокалиемией и изменением кислотно-основного состояния.
Применяется при отеке мозга и внутричерепной гипертензии, олигурии при острой почечной н/нли печеночной недостаточности, посттрансфузионных осложнениях после введения крови. Возможность использования маннитола в качестве растворителя лекарственного препарата имипенем + циластатин позволит ограничить объем вводимой в организм ребенка жидкости, а это жизненно необходимо при указанных патологических состояниях. Указанные Заказчиком характеристики необходимы для оказания медицинской помощи детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями, учитывая, что данный препарат входит в протоколы лечения фебрильной нейтроненни, возникающей на фоне проведения химиотерапии.
"Отсутствие в разделе побочные действия препарата со стороны ЦНС эпилептических припадков" в свою очередь также обусловлено терапевтическими требованиями, исходя из интересов пациентов, имеющих в качестве сопутствующих заболеваний патологию центральной нервной системы. Инициация эпилептического припадка у пациента с жизнеугрожающей инфекционной патологией может резко ухудшить его состояние и привести к летальному исходу. Наиболее высокий риск появления судорог характерен для детей с онкологическими заболеваниями на фоне проведения химиотерапии, у новорожденных с тяжелым перинатальным поражением центральной нервной системы и у детей с острыми нарушениями мозгового кровообращения (инсультами). Присутствие в разделе побочные действия информации о возможности развития эпилептического припадка на фоне использования препарата сузит терапевтический коридор назначения препарата и ограничит возможность применения имипенема/циластатина у указанных категорий пациентов.
Статьей 4 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья определен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. В связи с тем, что лекарственные препараты оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, то при установлении конкретных требований к предмету торгов при размещении государственных заказов на поставку лекарственных средств, приоритетным должно быть не достижение максимального количества участников торгов, а достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций. При этом, размещая заказ на закупку МНИ Имипенем + Циластатин, Заказчик не ограничивал количество участников размещения заказа, согласно Закона о контрактной системе.
Выбор препарата определяет Заказчик, следовательно, Заказчик должен иметь информацию о характеристиках препарата, необходимых для выбора. Информация, необходимая лечащему врачу для выбора препарата в зависимости от клинической ситуации отражена в Инструкции по применению лекарственного средства. Руководствоваться иными документами, в процессе выбора препарата врач не имеет права, поскольку в соответствии с Федеральным законом N323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", применение лекарственных средств, зарегистрированных на территории РФ, осуществляется в соответствии с инструкцией по применению.
В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 26.0э.2001 N 88 "О введении в действие отраслевого стандарта "Государственный информационный стандарт лекарственного средства. Основные положения", "Инструкция по применению лекарственного препарата для специалистов это официальный документ, содержащий информацию о лекарственном препарате, необходимую и достаточную для его эффективного и безопасного медицинского применения. Инструкция по применению лекарственного препарата, является неотъемлемой частью регистрационного досье на лекарственный препарат и основополагающим документом для медицинского работника.
Заказчик, являясь лечебным учреждением, оказывает медицинскую помощь гражданам в соответствии со схемами лечения конкретными лекарственными препаратами, назначенными врачами. Согласно ч.2 ст. 98 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Участником аукциона может стать любое лицо, предлагающее к поставке лекарственные средства, соответствующие требованиям аукционной документации, установленным исходя из потребностей заказчиков. Количество таких участников не ограничено.
Согласно принципу обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности закупок, установленному ст.8 Федерального закона 44-ФЗ, Заказчик, строго соблюдая нормы действующего законодательства, установил терапевтически значимые и необходимые ему характеристики исходя из потребностей стационара.
Дополнительно сообщаем, что закупаемый препарат с указанными Заказчиком характеристиками необходим для профилактики и лечения жизнеугрожающих инфекций детям с сопутствующей патологией центральной нервной системы и детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями на фоне нейтропении. Решение о закупке для указанных категорий пациентов было принято решением лекарственной подкомиссией Врачебной комиссией ГБУЗ "КДКБ N1".
Для нужд остальных пациентов в 2017 г. состоялся аукцион (Протокол подведения итогов электронного аукциона N 242А/17-1 N 0320300101317000236 от 23.10.2017 г.) на поставку 2000 флаконов лекарственного препарата Имипенем + циластатин без установления каких либо дополнительных характеристик.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Таким образом, заявленные требования к лекарственному средству для нужд заказчика установлены, исходя из потребностей заказчика, и необходимы для качественного оказания заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
Законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию об открытом аукционе как требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, а так же требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Доказательств невозможности поставить товар, указанный в документации, заявителем не представлены.
При таких обстоятельствах, Комиссия Приморского УФАС России не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Следовательно, заказчик, описав объект закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТД "ВИАЛ" на действия аукционной комиссии Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая детская клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств для нужд ГБУЗ "КДКБ N1" (Имипенем+[Циластатин]) (извещение N 0320300101317000377) необоснованной.
2. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона N 44-ФЗ не рассматривать доводы заявителя о том, что положения документации об аукционе не соответствуют требованиям Закона N 44-ФЗ, т. к. положения документации заявитель вправе обжаловать только до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 6 февраля 2018 г. N 57/04-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2018