Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ИП Черняк Г.Е. на действия Заказчика - Прокуратуры Приморского края при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений, расположенных на 1-2 этажах (N19-23;50-67) в здании по адресу: Приморский край, с. Хороль, ул. Максима Пугача, 2 (извещение N 0120100009718000001) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как документация об аукционе не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, а именно:
- описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Огласив жалобу, заслушав пояснения стороны, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Статьей 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия Приморского УФАС России, рассмотрев документацию установила, что заказчик описал объект закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Заказчиком заданы требования к товарам, которые используются при производстве работ. Часть этих товаров описаны с учетом их состава, который соответствует ГОСТ и влияет на потребительские свойства данного товара.
Также документация об аукционе содержит показатели связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие работы, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих государственных функций.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Таким образом, заявленные требования к работам и используемым товарам для нужд заказчика установлены, исходя из потребностей заказчика, и необходимы для качественного оказания заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
Законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию как требований к работам и используемым товарам, которые являются значимыми для заказчика, а так же требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к выполняемым работам. При этом заказчик не имеет возможности установить требования к работам и используемым товарам, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Доказательств невозможности выполнить работы и использовать товар, указанный в документации, заявителем не представлены.
Следовательно, заказчик не допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, т. к. документация об аукционе содержит описание объекта закупки в соответствии с требованиями части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, по результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
В электронной форме извещения указано, что срок подачи заявок - до 9 февраля 2018 года.
При этом, соглсно документации об аукционе срок подачи заявок - до 7 февраля 2018 года.
Заказчик пояснил, что в документации об аукционе допущена техническая ошибка.
Комиссия Приморского УФАС России установила, что данная техническая ошибка не повлияла на результаты закупки, т.к. на участие в аукционе подано 9 заявок.
Частью 4 статьи 27 Закона N 44-ФЗ установлено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Закона N 44-ФЗ предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно документации об аукционе заказчик установил преимущества в соответствии со статьей 30 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В извещении о проведении аукциона заказчик установил ограничения в соответствии со статьей 30 Закона N 44-ФЗ, и тем самым установленные заказчиком преимущества в соответствии со статьей 30 Закона N 44-ФЗ противоречат требованиям части 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия Приморского УФАС России установила, что допущенное нарушение не повлияло на результаты закупки, т. к. согласно документации об аукционе в составе второй части заявки на участие в аукционе участникам закупки необходимо декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия Заказчика - Прокуратуры Приморского края при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений, расположенных на 1-2 этажах (N19-23;50-67) в здании по адресу: Приморский край, с. Хороль, ул. Максима Пугача, 2 (извещение N 0120100009718000001) необоснованной.
2. Признать, что заказчик допустил:
- нарушение части 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, т. к. неправомерно установил преимущества в соответствии со статьей 30 Закона N 44-ФЗ;
- техническую ошибку при указании срока подачи заявок на участие в аукционе.
3. Не выдавать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении открытого аукциона, в связи с тем, что нарушение не повлияло на результаты закупки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 19 февраля 2018 г. N 83/04-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2018