Резолютивная часть решения объявлена 15.02.2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20.02.2018 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: \\\;
Члены Комиссии: \\\;
при участии представителей Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства" (далее - заказчик) - \\\,
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", заявитель),
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок в порядке, предусмотренном ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" на положения документации об аукционе в электронной форме "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск км 1197+000 - км 1207+800 (в т.ч. транспортная развязка обход г. Тайшет) в Иркутской области".
В соответствии с доводами жалобы включение в контракт условия об осуществлении заказчиком платежей подрядчику "при наличии средств" не подлежит признанию надлежащим исполнением заказчиком обязанности, установленной ч. 13 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ. Также заявитель утверждает, что заказчик устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта. Устанавливая такие противоречивые требования, заказчик вводит в заблуждение участников закупки.
Заказчиком представлены возражения, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными.
Из материалов жалобы установлено, что заказчиком 24.01.2018 г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334100007518000002 и документация об аукционе в электронной форме на право заключения контракта по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск км 1197+000 - км 1207+800 (в т.ч. транспортная развязка обход г. Тайшет) в Иркутской области" (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 587 903 219 рублей 00 копеек.
В соответствии с ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 63, п. 2 ст. 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе должны содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (ч. 4 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ).
Требования к содержанию контракта установлены в ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с ч. 13 ст. 34 которой в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При этом, ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с пунктом 4.5 проекта контракта "Заказчик при наличии средств осуществляет текущий платеж в течение 30 дней с момента подписания актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, утвержденных Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100 (далее - акт по форме КС-2, справка по форме КС-3)".
Согласно Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных .
Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья 21 Федерального закона N 44-ФЗ закрепляет, что планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок (ч. 1); планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок (ч. 2).
Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика.
Учитывая изложенное, указание в контракте в качестве срока оплаты товара, работы, услуги таких условий, как "при условии финансирования", "при наличии средств в бюджете", противоречит положениям, предусмотренным ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, ч. 7 ст. 17, Федерального закона N 44-ФЗ.
В случае уменьшения ранее доведенных лимитов до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств Федеральным законом предусмотрена возможность изменения существенных условий контракта в ходе исполнения контракта с обеспечением согласования таких условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом (п. 6 ч. 1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч.ч. 13, 13.1 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в , установленном Правительством Российской Федерации.
Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (ч. 9 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
В пункте 16.1 проекта контракта заказчиком установлено, что "Любая из Сторон освобождается от ответственности за частичное или полное неисполнение/ненадлежащее исполнение своих обязательств по Контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Контракта в результате событий чрезвычайного характера, которые Стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами. К обстоятельствам непреодолимой силы Стороны Контракта отнесли следующие обстоятельства: явления стихийного характера (землетрясение, наводнение, удар молнии, оползень, ураган и т.п.); эпидемии; блокада; пожары, техногенные катастрофы, произошедшие не по вине Сторон; нормативные и ненормативные акты органов государственной власти, в том числе контрольно-надзорных, а также их действия или бездействие, препятствующие выполнению Сторонами условий Контракта; забастовки, организованные в установленном законом порядке; восстание; гражданские беспорядки; военные действия любого характера, террористические акты и другие обстоятельства, которые выходят за рамки разумного контроля Сторон и делают невозможным надлежащее исполнение обязательств по Контракту.
При этом по взаимному согласию Стороны установили, что изменение (сокращение) лимитов капитальных вложений (лимитов бюджетных обязательств) либо несвоевременное их доведение до Заказчика являются обстоятельствами непреодолимой силы, безусловно подтверждающими отсутствие вины Заказчика в части обязательств по оплате стоимости работ в установленном настоящим Контрактом порядке и сроки, а также исполнения других денежных обязательств по Контракту, что освобождает его от предусмотренной настоящим Контрактом ответственности".
В соответствии с ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие , то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Изменение (сокращение) лимитов бюджетных обязательств не является обстоятельством непреодолимой силой, так не носит чрезвычайный и непредотвратимый характер.
Абзац 2 пункта 16.1 проекта контракта не соответствует положениям ч.ч. 5,9 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ, которые закрепляют ответственность заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта, в том числе по оплате поставленного по Контракту товара (выполненной работы, оказанной услуги), а также основание от освобождения от ответственности. При этом, как указывалось выше, из положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что изменение (уменьшение) ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств является лишь основанием для изменения условий контракта, а не основанием для освобождения заказчика от ответственности за неиспонение/ненадлежащее исполнение условий контракта по оплате товара (работы, услуги).
Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч. ч. 5, 9 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
Довод заявителя о противоречивости сроков действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа такого обеспечения в ходе рассмотрения жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч.ч. 5, 9, 13, 13.1 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений требований Федерального закона N 44-ФЗ путем внесения изменений в проект контракта при направлении победителю электронного аукциона.
4. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
5. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления определения поставщика в части заключения контракта.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: \\\;
Члены Комиссии: \\\;
при участии представителей Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства" (далее - заказчик) - \\\,
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива",
на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N 129/18 от 20.02.2018 г., руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику при направлении по итогам электронного аукциона N 0334100007518000002 победителю электронного аукциона проекта контракта устранить допущенные нарушения ч.ч. 5, 9, 13, 13.1 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ путем приведения п.п. 4.5, 16.1 проекта контракта в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
2. Заказчику в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта по итогам электронного аукциона N 0334100007518000002 представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение п. 1 предписания, в частности, копию заключенного заказчиком с победителем электронного аукциона контракта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 20 февраля 2018 г. N 141/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2018