Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*
при участии представителей:
*
рассмотрев жалобуООО "ПСК Стройэффект"(614068, г. Пермь, ул. Луначарского, 131) о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (620026, Свердловская обл., г.Екатеринбург, ул. Луначарского, 203), уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области(620095, г.Екатеринбург, ул. Малышева,101), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по горизонтальной разметке автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области (Блок N2) (извещениеN0162200011818000013), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалобаООО "ПСК Стройэффект" (вх. N01-2521 от 13.02.2018 г.) о нарушении заказчиком в лицеГосударственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссиейпри осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по горизонтальной разметке автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области (Блок N2) (извещениеN0162200011818000013) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что документация о проведении электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
31.01.2018на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0162200011818000013 и документация на выполнение работ по горизонтальной разметке автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области (Блок N2).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 127 583 865,00 рублей.
В соответствии с ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе:соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог установлена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ Минтранса N 402).
Согласно пп. б п. 4 ч. 6 Приказа Минтранса N 402 в состав работ по содержанию автомобильных дорог, в том числе, по элементам обустройства автомобильных дорог входят, в том числе, работы по уходу за разметкой, по нанесению вновь и восстановлению изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки.
Таким образом, Комиссией установлено, что исполнителю в рамках закупки необходимо выполнить работы, которые в соответствии с положениями Приказа Минтранса N 402 относятся к работам по содержанию автомобильных дорог (пп. б п. 4 ч. 6 Приказа Минтранса N 402).
Пункты 9, 10, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплены следующие определения:
9) реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;
10) капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
12) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, Комиссией установлено, что содержание автомобильных дорог отнесено к отдельной группе работ, не связанной со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом автомобильных дорог.
Частью 2 аукционной документации установлены виды работ, включенные в закупку.
На основании вышеизложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что техническое задание не содержит виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, ввиду чего, довод заявителя о необходимости представления в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации не находит своего подтверждения.
Согласно статье 330 Гражданского Кодекса Российской Федерации неустойкой (пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно п. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В пункте 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком,
исполнителем) обязательств, возникающих из государственного (муниципального) контракта,
исполнение указанным должником возникших обязательств регламентируется гражданским
законодательством (с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством
Российской Федерации) и договором.
Пунктом 9.14 проекта контракта установлено, что Штрафные санкции, начисленные Подрядчику в соответствии с условиями настоящего раздела контракта, могут удерживаться Заказчиком из стоимости выполненных работ в порядке, установленном п.4.4. настоящего контракта.
Пунктом 4.4 проекта контракта установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, Заказчик вправе произвести оплату выполненных работ за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени), начисленной в соответствии с разделом 9 настоящего контракта.
При этом Заказчик осуществляет оплату выполненных работ на основании акта приемки и расчета суммы штрафных санкций, в котором указывается размер неустойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию. До удержания неустоек Заказчик обязан направить Подрядчику требование об уплате неустоек.
На основании изложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что удержание штрафных санкций в случае не исполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту определенное п.9.14 и п.4.4 проекта контракта не противоречат требованиям Законодательства о закупках.
Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что 12.02.2018 г. заказчиком размещено разъяснение положений документации с соблюдением порядка и сроков определенных Законом о контрактной системе, ввиду чего, в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе не усматривается.
Кроме того, Комиссия Свердловского УФАС России отмечает, что согласно п.4 ч.10 ст. 105 Закона о контрактной системе, жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если: по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
13.02.2018 г. Комиссией Свердловского УФАС России рассмотрена жалоба на действия заказчика в лицеГосударственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии и принято решение N 147-З, в частности, Комиссией Свердловского УФАС России рассмотрен довод о дополнительных требованиях к участникам закупки определенных аукционной документацией, а именно:о наличии опыта исполнения контракта на выполнение соответствующих работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе установленных заказчиком с применением норм Постановления N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям". На основании изложенного, довод заявителя не подлежит рассмотрению в рамках поданной жалобы.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1.Жалобу ООО "ПСК Стройэффект"признать необоснованной.
2.В действиях заказчика в лицеГосударственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3.Заказчику в лицеГосударственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог",уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области,его комиссиипредписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 февраля 2018 г. N 168-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2018