Резолютивная часть решения оглашена 19 февраля 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 22 февраля 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Феникс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 18-67268Э на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство детского сада в микрорайоне N1 в жилом районе Чурилово Тракторозаводского района" (изв. N0169300000118000005) в присутствии:
- представителей Управления капитального строительства Администрации города Челябинска (далее - заказчик) Васильченко И.П., Муратова М.А., действующих на основании доверенностей N 04/18 от 28.12.2017, N 03/18 от 28.12.2017;
- представителей Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска (далее - уполномоченный орган) Красиной Н.А., Антроповой С.Н., действующих на основании доверенностей N 34 от 13.12.2017, N 13 от 29.01.2018,
в отсутствие представителей ООО "Феникс" (далее - Общество, заявитель),
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 13.02.2018 поступила жалоба ООО "Феникс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 18-67268Э на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство детского сада в микрорайоне N1 в жилом районе Чурилово Тракторозаводского района" (изв. N0169300000118000005) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, 30.01.2018 заказчик, уполномоченный орган объявили о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 144 024 412,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 15.02.2018 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчиком в аукционной документации необоснованно установлено требование о наличии у участника лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. По мнению заявителя, при исполнении государственного или муниципального контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие указанной лицензии, исполнитель вправе привлечь соисполнителя, обладающего соответствующим документом.
2. В аукционной документации по позициям N 3 "Минераловатные плиты", N 8 "Противопожарная дверь" указаны показатели, значения которых возможно определить только в ходе лабораторных испытаний, что свидетельствует о необъективности описания предмета закупки и неправомерности установления требований к составу первой части заявки о конкретизации указанных показателей.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Документация об электронном аукционе сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности Управления.
Заслушав пояснения заказчика, уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Исходя из содержания пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) данного Закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в пункте 12.1 части 2 Информационной карты аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено требование о наличии и предоставлении участником в составе второй части заявки следующих документов:
I. выписка из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, срок действия которой на момент подачи заявок не истек (не требуется членство в СРО и подтверждающие документы участникам закупки: перечисленным в части 2.2. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; предложившим цену контракта, не превышающую 3 (трех) млн. рублей);
II. копия действующей лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а именно:
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
В техническом задании (приложение N 1 к документации об аукционе) установлено, что подрядчик обязан выполнить все работы по строительству с надлежащим качеством в соответствии с условиями муниципального контракта согласно проектно-сметной документации, имеющей положительное заключение ОГАУ "Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области" от 30 ноября 2017 года N 74-1-1-3-0214-17 и от 06 декабря 2017 года N 74-1-0306-17.
Согласно содержащимся в составе проектной документации локальным сметам 02-01-09, 02-01-12, 02-01-15 заказчиком предусмотрено выполнение работ по монтажу:
- противодымной вентиляции (установка клапанов огнезадерживающих периметром до 1600 мм (диаметром 160-500 мм); установка огнезащитного покрытия металлоконструкций воздуховодов приточно-вытяжных систем составом "Файрекс-300" с пределом огнестойкости 0,75 часа и т. д.);
- охранной сигнализации (монтаж приборов ПС на 1 луч; извещателя ОС автоматического контактного, магнитоконтактного на открывание окон, дверей (С2000-КТ); кнопки тревожной адресной марки "С2000-КТ" и т. д.);
- противопожарной сигнализации (монтаж приборов ПС приемно-контрольных, пусковых, концентратора: блок базовый на 10 лучей (С2000М); приборов ПС на 4 луча (КДЛ,СП1,СП4,АР8,БКИ,КПБ) и т. д.).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" работы по монтажу систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, монтажу автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, монтажу систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов входят в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Исходя из содержания пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности), осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений возможно только при наличии соответствующей лицензии.
Следует отметить, что наличие у лица лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является самостоятельным требованием, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225, Законом о лицензировании отдельных видов деятельности.
Обязанность заказчика устанавливать требование к участникам о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в случае наличия у заказчика потребности в таких работах) подтверждена Арбитражным судом Челябинской области в решении по делу N А76-12238/2015.
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает нарушений в действиях заказчика по установлению в аукционной документации требования к участникам о наличии и предоставлении в составе второй части заявки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом, из совокупного толкования указанных требований следует, что при осуществлении закупки на выполнение подрядных работ заказчик должен потребовать в составе первой части заявки исключительно предоставление конкретных показателей товаров, используемых для производства работ.
Таким образом, в документации об аукционе заказчику требуется определить такие качественные свойства товаров, которые характеризуют товар, как индивидуально-определенную вещь и являются необходимыми для получения результатов работ, удовлетворяющих потребности заказчика, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В пункте 12 части 1 Информационной карты аукциона в требованиях к содержанию и составу первой части заявки указано, что первая часть заявки на участие в аукционе на выполнение работ должна содержать:
- согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе;
- конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В техническом задании (приложение N 1 к документации об аукционе) указаны показатели товаров, используемых при выполнении работ, в том числе:
- по позиции 3 "Минераловатные плиты" - плотность не менее 165 кг/м;
- по позиции 8 "Противопожарная дверь" - звукоизоляция не более 35 Дб.
В соответствии с таблицей 3 ГОСТа 9573-2012 для каждой марки минераловатной плиты предусмотрен соответствующий диапазон значений показателя плотности. Так, например, для плиты марки ППЖ-160 определен следующий интервал значений показателя плотности: св. 150 до 170 кг/м3 включ.
Согласно таблице 1 ГОСТа 31173-2016 для каждого класса дверного блока предусмотрен соответствующий диапазон значений показателя звукоизоляции. Так, для дверных блоков классов 1, 2, 3 определен следующий интервал значений показателя звукоизоляции: > 32 дБ; 26-31 дБ; 20-25 дБ.
Исходя из пояснений представителя заказчика, требования к звукоизоляции установлены с учетом предусмотренных ГОСТом 12.1.036-81 требований к уровню звукового давления днем в классных помещениях, учебных кабинетах, учительских комнатах, аудиториях школ и других учебных заведениях, конференц-залах, читальных залах, залах совещаний (35 дБ при 1000 Гц).
Однако, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, понятия "звукоизоляция" и "уровень звукового давления" не являются идентичными. Так, согласно ГОСТу 31173-2016 звукоизоляция характеризует снижение воздушного шума. Тогда как, уровень звукового давления представляет собой максимальное значение уровня звука, что также не оспаривается заказчиком.
Более того, по мнению Комиссии антимонопольного органа, предусмотренные ГОСТом 9573-2012, ГОСТом 31173-2016 диапазоны значений показателей возможно конкретизировать путем проведения соответствующих испытаний, о чем также свидетельствует пункт 6.7 ГОСТа 9573-2012.
Вместе с тем, как установлено материалами дела, на участие в закупке подано две заявки. Участниками в заявках в отношении предлагаемых к поставке товаров "Минераловатные плиты", "Противопожарная дверь" указаны конкретные значения показателей плотности, звукоизоляции. В соответствии с протоколом N 1ЭР рассмотрения заявок на участие в аукционе участники допущены аукционной комиссией к участию в торгах. Соответственно, участниками реализовано предусмотренное законом право на участие в закупке. Установленные в аукционной документации требования к товарам, используемым при выполнении работ, были понятны участникам.
Кроме того, исходя из содержания части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.
Однако, заявителем не представлены документы, подтверждающие факт нарушения прав и законных интересов ООО "Феникс", а также невозможность участия Общества в рассматриваемой закупке.
С учетом совокупности указанных обстоятельств, а также результатов аукциона, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что довод заявителя относительно необъективности описания предмета закупки является необоснованным, ввиду недоказанности.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Феникс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 18-67268Э на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство детского сада в микрорайоне N1 в жилом районе Чурилово Тракторозаводского района" (изв. N0169300000118000005) необоснованными, ввиду недоказанности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 февраля 2018 г. N 59-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2018