Резолютивная часть решения оглашена 20 февраля 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 22 февраля 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведя внеплановую проверку действий заказчика по соблюдению требований законодательства о контрактной системе при отмене электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники (извещение N 0269100000218000002), на основании обращения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, в присутствии представителей заказчика Примаковой С.В., Шлейковой Е.В., действующих на основании доверенностей от 19.06.2017 N 37/20, от 20.02.2018 N 37/7,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 13.02.2018 поступило обращение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о проведении внеплановой проверки действий заказчика по соблюдению требований законодательства о контрактной системе при отмене электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники (извещение N 0269100000218000002) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик 19.01.2018 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 540 828,80 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 05.02.2018 в 09:00.
На дату рассмотрения обращения контракт не заключен.
Доводы обращения заявителя заключаются в следующем.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок аукционной комиссией сформирован протокол N 0269100000218000002/3-2 подведения итогов аукциона от 08.02.2018, в соответствии с которым заявки участников признаны соответствующими требованиям аукционной документации. Данный протокол размещен на электронной площадке "АГЗ РТ" 08.02.2018. Вместе с тем, как было установлено аукционной комиссией, заявка участника с порядковым номером 7 (ООО "Лимус МСК") не соответствует требованиям аукционной документации на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе. В связи с чем, аукционной комиссией сформирован протокол N 0269100000218000002/3-2 подведения итогов аукциона от 08.02.2018, в котором указано на отклонение заявки участника ООО "Лимус МСК". При размещении указанного протокола в единой информационной системе специалистом ошибочно опубликовано извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В целях отмены указанного извещения, в период с 08.02.2018 по 12.02.2018, заказчиком в единую круглосуточную службу поддержки пользователей ЕИС направлены соответствующие обращения. Однако, в настоящее время у заказчика отсутствует техническая возможность совершения действий по отмене извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать, в том числе решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений Закона о контрактной системе, которым не соответствует участник аукциона, положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
Как установлено материалами дела, на участие в рассматриваемой закупке подано восемь заявок. В соответствии с протоколом N 0269100000218000002/3-1 рассмотрения заявок на участие в аукционе от 05.02.2018 участники с номерами заявок 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 допущены аукционной комиссией к участию в аукционе. Участнику с номером заявки 4 отказано в допуске к участию в торгах на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу проведения аукциона от 08.02.2018, в торгах участвовали участники с порядковыми номерами 2, 3, 5, 6, 7. Начальная (максимальная) цена контракта снижена с 5 540 828,80 рублей до 4 044 805,08 рублей.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе аукционной комиссией сформирован протокол N 0269100000218000002/3-2 подведения итогов аукциона от 08.02.2018, согласно которому заявки участников признаны соответствующими требованиям аукционной документации. Данный протокол размещен заказчиком на электронной площадке "АГЗ РТ" 08.02.2018.
Вместе с тем, как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, протокол N 0269100000218000002/3-2 подведения итогов аукциона от 08.02.2018 не опубликован заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, что, в свою очередь, не соответствует требованиям части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Как следует из материалов дела, аукционной комиссией установлено, что заявка участника с порядковым номером 7 (ООО "Лимус МСК") не соответствует требованиям аукционной документации на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе. В частности, участником в составе заявки не представлена предусмотренная частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, пунктом 24 раздела II Информационной карты аукциона декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. В связи с чем, аукционной комиссией сформирован протокол N 0269100000218000002/3-2 подведения итогов аукциона от 08.02.2018, в котором указано на отклонение заявки участника ООО "Лимус МСК". Указанный протокол не размещен на электронной площадке, в единой информационной системе, в связи с ошибочными действиями заказчика по отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Рассмотрев заявку участника ООО "Лимус МСК", протокол подведения итогов аукциона от 08.02.2018 с изменениями, Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым указать следующее.
Как следует из части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация.
Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, Законом о контрактной системе не предусмотрена.
Из совокупного толкования указанных норм права следует, что Закон о контрактной системе не устанавливает каких-либо требований к форме и способу предоставления декларации о соответствии участника аукциона требованиям статьи 30 данного Закона, то есть участник вправе определить их самостоятельно, в том числе непосредственно в содержании второй части заявки. Указанный вывод подтверждается постановлением Арбитражного суда Уральского округа по делу N А76-17735/2014.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Как следует из материалов дела, вторая часть заявки ООО "Лимус МСК", сформированная на электронной площадке и подписанная электронной цифровой подписью, содержит указание на то, что участник закупки - "субъект малого предпринимательства". Непосредственно в графе с наименованием "Преимущества субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям" участником указано "Да", что, в свою очередь, подтверждает согласие Общества на принадлежность к субъекту, указанному в статье 30 Закона о контрактной системе.
Фактически ООО "Лимус МСК", подписав электронной цифровой подписью заявку, продекларировало факт отнесения его к субъектам малого предпринимательства.
В данном случае, действия аукционной комиссии по признанию заявки ООО "Лимус МСК" не соответствующей требованиям аукционной документации являются необоснованными и нарушают положения частей 1, 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Более того, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что законодательством о контрактной системе не предусмотрена возможность внесения изменений в протокол подведения итогов аукциона, а также возможность повторного размещения указанного протокола в единой информационной системе, на электронной площадке. В данном случае, действия аукционной комиссии по внесению изменений в протокол N 0269100000218000002/3-2 подведения итогов аукциона от 08.02.2018 не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также требованиям части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Также следует отметить, что действия аукционной комиссии по отклонению заявки ООО "Лимус МСК", внесению изменений в протокол подведения итогов аукциона привели к отмене рассматриваемого аукциона, сокращению срока исполнения контракта и нарушению прав и законных интересов победителя закупки.
2. В силу части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Согласно материалам дела, срок окончания подачи заявок на участие в аукционе истекает 05.02.2018 в 09:00.
В соответствии с информацией, содержащейся в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, 08.02.2018 в 16:39 (МСК+2) размещен документ "Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.02.2018 NИО1".
Фактически определение поставщика (подрядчика, исполнителя) отменено заказчиком с нарушением срока, установленного частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушения части 1 статьи 36, части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушения частей 1, 2, 6, 8 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности по частям 2, 3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.С. Урванцева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 февраля 2018 г. N 21-СО-ВП/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2018