Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "ПМС" (далее - Заявитель) на действия Заказчика- МБУЗ МО Лабинский район КК "ЦРБ" при проведении электронного аукциона: "О процедуре проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту компьютерного томографа BrightSpeedSelect с заменой запасных частей "(извещение N 0318300101818000001) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения закупки в части требований к участникам закупки, а именно: по мнению Заявителя, аукционная документация не содержит требования о наличии действующей лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности); Виды работ (услуг) выполняемых (оказываемых) в составе вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности": размещение , техническое обслуживание , хранение, утилизация источников ионизирующего излучения для медицинских целей. Используемые радиационные источники: аппараты рентгеновские медицинские. Установление приведенных требований к Исполнителя, по мнению Заявителя противоречит ст. 31 Закона о контрактной системе. Также Заявителем указано, что аукционная документация не содержит возможности использования запасной части, эквивалентной заявленной в аукционной документации.
Представители заказчика с доводами Заявителя не согласились. Считают, что аукционная документация соответствует требованиям действующего законодательства РФ. Участнику закупки необходимо обладать действующей лицензией на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, а также лицензию на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) в части услуг по техническому обслуживанию источников ионизирующего излучения (генерирующих) (п. 54 аукционной документации), что также указано Заказчиком в ответе на запрос о разъяснении положений аукционной документации. Также Заказчиком указана необходимость использования конкретной запасной части, в силу требований документации на товар (томограф) и необходимости использования оригинальных запасных частей.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
МБУЗ МО Лабинский район КК "ЦРБ" проводился электронный аукцион "О процедуре проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту компьютерного томографа BrightSpeedSelect с заменой запасных частей "(извещение N 0318300101818000001).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 008 596 ,67 рублей.
Согласно п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчик вправе опубликовать извещение о проведении электронного аукциона в любых средствах массовой информации или разместить это извещение в электронных средствах массовой информации при условии, что такое опубликование или такое размещение не может осуществляться вместо предусмотренного частью 1 настоящей статьи размещения.
В соответствии с п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлено следующее:
Требования к участникам |
наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию(за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)медицинской техники в части технического обслуживания(за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)медицинской техники: монтаж и наладка медицинской техники; периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники. Основание: Федеральный закон от 04.05.11 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановл. Прав-ва РФ от 03.06.13 N469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию(за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)медицинской техники". |
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
Согласно п.39) ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, входит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Согласно части 3 Положения "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)", лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно приложению.
В соответствии с Приложением- перечнем выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), в данный перечень включено техническое обслуживание источников ионизирующего излучения.
Согласно пункту 2 Положения "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)", лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - лицензирующий орган).
От необходимости получения указанной лицензии в части выполнения работ по эксплуатации рентгеновских аппаратов освобождаются исключительно организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности в части выполнения работ по рентгенологии.
Организации, осуществляющие иные виды работ с источниками ионизирующего излучения для медицинских рентгенологических исследований, включая техническое обслуживание, должны иметь лицензию на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования (томографа) с заменой запчастей.
Комиссией установлено, что в п. 52, 54 раздела 2 аукционной документации Заказчиком указано:
52 |
Наличие лицензии на деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) в части технического обслуживания медицинской техники у Исполнителя |
Наличие |
54 |
Наличие лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) в части услуг по техническому обслуживанию источников ионизирующего излучения (генерирующих) у Исполнителя |
Наличие |
Таким образом, вышеуказанное требование документации обязывает исполнителя иметь лицензию на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) в части услуг по техническому обслуживанию источников ионизирующего излучения (генерирующих), а также действующую лицензию на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В преамбуле контракта установлено: "Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения муниципального образования Лабинский район Краснодарского края "Центральная районная больница", именуемый в дальнейшем Заказчик, в лице главного врача , действующего на основании Устава, с одной стороны, и __________________________________________, именуемы(ое) в дальнейшем "Исполнитель", в лице _______________________________, действующего на основании ______________________________________________________, с другой стороны, совместно именуемые "Стороны", с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), в соответствии с протоколом _______________________, заключили настоящий контракт (далее - контракт) о нижеследующем_".
Согласно ч. 1 ст. 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Таким образом, Исполнителем по контракту является лицо, с которым заключен муниципальный контракт по итогам проведения процедуры электронного аукциона.
В связи с чем, требования, указанное в п. 54 раздела 2 аукционной документации, установлено к участнику закупки. При этом, в нарушение п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, извещение не содержит требование о предоставлении лицензии, указанной в п. 54 аукционной документации.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заказчику поступали запросы на разъяснения положений аукционной документации, посвященные, в том числе, требованиям к участникам закупки. Заказчиком было разъяснена правомерность установленных требований и необходимость наличия обеих лицензий.
Также Комиссией установлено, что ООО "ПМС" имеет требуемые Заказчиком лицензии.
На основании изложенного, допущенное Заказчиком нарушение п. 6) ч. 4 ст. 63 Закона о контрактной системе не ограничило права и законные интересы Заявителя.
Вместе с тем, действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
В соответствии с п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком в разделе 2 аукционной документации установлены требования к рентгеновской трубке в соответствии с технической документацией на томограф, не предполагающей поставку для замены рентгеновских трубок иных производителей.
Заявителем не представлены документы, подтверждающие невозможность поставки заявленной в документации продукции.
На основании изложенного, Комиссия не усматривает нарушений ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПМС" обоснованной в части нарушения п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что допущенное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
3. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300101818000001).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2018